Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа

Описание

Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Соответственно, как справедливо заметил Н.И. Краснов, гражданское и земельное право базируются на разных принципах правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли. Эти отличия в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности на землю2.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и виды источников земельного права…………………………..6
Правовые формы использования земель: право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования…………..18
Система органов государственного управления земельным фондом…25
Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

контрольная по земельному.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие и виды источников земельного права…………………………..6
  2. Правовые формы использования земель: право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования…………..18
  3. Система органов государственного управления земельным фондом…25
  4. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….36

Список  использованной литературы…………………………………………...37 

                                                

Введение 

     Земельное право – это отрасль права, объектом регулирования которой  являются земельные отношения. Задачи земельного права раскрываются через определение сферы действия регулируемой данной отраслью права общественных отношений. Данные отношения определены в статье 3 Земельного кодекса РФ «Отношения, регулируемые земельным законодательством»:

     Земельное законодательство регулирует отношения  по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

     К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и  иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных  территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

     К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами». Для раскрытия вопроса о самостоятельности земельного права необходимо рассмотреть его сходство и отличие с другими отраслями. Поскольку самостоятельность той или иной отрасли права в целом определяют три элемента - предмет, метод правового регулирования и нормативно-правовая база, - то и соотносить отрасли права следует, прежде всего, по этим элементам. Необходимо учитывать и то, что все отрасли российской правовой системы теснейшим образом взаимосвязаны и порой весьма трудно провести между ними четкую границу1. Последнее замечание особенно актуально для земельного права, т.к. реформирование социально-экономического, политического строя Российской Федерации определило появление абсолютно новых подходов к вопросу о месте земельного права в системе права России.

     Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Соответственно, как справедливо заметил Н.И. Краснов, гражданское и земельное право базируются на разных принципах правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли. Эти отличия в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности на землю2. Основываясь на конституционной норме об использовании и охране в Российской Федерации земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ряд имущественных земельных отношений регулируют императивным методом (в частности, использование земельного участка должно осуществляться в строгом соответствии с его целевым назначением и нарушение указанного требования влечет установленные законом неблагоприятные последствия). Такое положение связано с тем, что «земля, кому бы она ни принадлежала, остается национальным достоянием и при ее использовании должны учитываться социальные, общественные интересы»3.

     1 Понятие источника земельного права 

     Источниками земельного права являются нормативные  правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны: 1) являться носителями государственной силы; 2) иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение; 3) адресованы неопределенному числу субъектов; 4) быть обязательны для исполнения всеми субъектами.

     Источником  земельного права является нормативный  правовой акт, принятый органом государственной  власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы – юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

     Нормативные правовые акты органов государственной  власти подразделяются по вертикали на: нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).

     Виды  источников земельного права.

       Источник земельного права – нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых регулирование земельных отношений. Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

     Судебная  практика. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров – практика деятельности судебных органов.

     Судебная  практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Большое значение для совершенствования практики применения земельного законодательства в части охраны земель имеют постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ.

     На  развитие земельного законодательства влияют постановления Конституционного Суда РФ.

       Конституция Российской Федерации как источник земельного права.

     Конституционные принципы регулирования земельных отношений. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют непосредственное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства. В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.

     В Конституции РФ в общей форме  определены полномочия некоторых органов  государственной власти по регулированию  земельных отношений. Правительство  РФ осуществляет управление федеральной  собственностью, т.е. вправе управлять  землями, находящимся в федеральной собственности. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли.

     В статье 74 Конституции выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. В Конституции закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом – земельным кодексом РФ.

       Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В статье 8 Конституции выражен принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч.2) Конституции допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

     Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда это допускается только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина.

     Международный договор Российской Федерации как  источник земельного права

       Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом. Этот принцип находит подтверждение и в земельном законодательстве нашей страны. В статье 4 Земельного кодекса предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, предусмотрены иные правила, чем Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом.

       На основании международных договоров РФ определяется линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Также на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. 4

     Закон как источник земельного права

     Центральное место среди специальных источников земельного права, основной целью которых является регулирование главным образом земельных отношений, занимает Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001г.

     В земельном кодексе особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Конкретизированы и развиты нормы, определяющие содержание таких прав на землю, как постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, сервитут, аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков.

     В земельном кодексе отражены особенности  совершения купли-продажи и мены земельных участков. Детально проработаны  вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки, а также платы за землю и оценки земли. Кодекс закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля.

     Источник  земельного права – Градостроительный кодекс РФ 1998г. кодекс регулирует земельные отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой, благоустройством городских и сельских поселений, развитием их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"