Социальная мысль XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, реферат

Описание

К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.

Содержание

Введение 3

1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,

писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,

С.Торайгырова, Шакарима 4

2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном

возрождении и государственности 9

Заключение 19

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

соц взгдяды.docx

— 53.21 Кб (Скачать документ)

     На  Первом Всеказахском съезде, проходившем  в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии "Алаш".”. Лидерами партии “Алаш” стали Алихан Бокейханов, Ахмет  Байтурсынов и другие представители  казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления. На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.

     Культурная  элита стала в тот момент лидером  нации в деле агрегации интересов, их согласования посредством дискуссий  и установления между ними иерархии приоритетов. Задача облегчалась накопленным  политическим опытом предшествующего  десятилетия. Сама постановка вопросов раскрывает способность культурной элиты того времени быть открытой демократическим взглядам Европы и  России, реагировать на назревшие  острые социальные, политические, культурные, экономические и аграрные проблемы. Либерально-демократические взгляды  были соединены с необходимостью их приложения к конкретным условиям и специфике Казахстана. Была поставлена задача сближения и консолидации интересов различных групп казахского общества, разъяснение смысла предпринимаемых  предложений и действий путем  пропаганды и агитации. [2] 

     Алихан  Букейханов (1870-1937 гг.) – видный общественно – политический деятель, ученый – экономист, лесовод, публицист, ученый. Теоретик и лидер национально-освободительного движения, организатор первой казахской политической партии Алаш и председатель правительства Алашорда.

Родился в 1870 году в Каркаралинском уезде  бывшей Семипалатинской области (ныне Каркаралинский район, Карагандинской области).

 С  1879 по 1886 гг. учился в Каркарале,  в школе для казахских детей.  В 1883 году он поступает в  четырехгодичное техническое училище  в г. Омске, и экономический  факультет Санкт-Петербургского  лесотехнического института.

     В 1905 году от имени казахов Семипалатинской  области был избран депутатом I Государственной  думы. Однако поработать в ней не успел — по указу омского генерал-губернатора  был арестован и без видимых  причин просидел в тюрьме Павлодара  три месяца. Когда же все-таки добрался до столицы, оказалось, что Дума царем  распущена, а часть депутатов  выехала в Финляндию, в Выборг, чтобы огласить манифест протеста, так называемое «Выборгское воззвание». Алихан Букейханов также поставил под  ним свою подпись. Неудивительно, что  столь свободомыслящий гражданин  еще неоднократно попадал за решетку  по решению царского правительства  — в 1906 и 1908 годах. До 1922 года, когда  ему было предписано с семьей поселиться в Москве, Алихан Букейханов активно  боролся за обретение Казахстаном  автономии, занимался национальным и земельным вопросами. И всегда являлся активным пропагандистом наследия Абая.

     Выдающийся  деятель национально — освободительного движения казахского народа первых двух десятилетий ХХ века Алихан Нурмухамедович Букейханов придавал исключительное значение прессе в разъяснении целей и задач патриотически настроенной интеллигенции в социально — экономическом и культурном возрождении Казахстана. Он стал идеологом первой национальной газеты «Казах» (1913—1918). А. Букейханов в своей публицистической деятельности акцентировал все внимание на необходимости отстаивать коренные социальные интересы своего народа. Эти интересы сфокусировались для него в насущности приостановления или, как минимум, упорядочения переселенческого движения крестьян из европейской части России вглубь казахских земель («Третья Дума и казахи», «Дума и казахи», «Четвертая Дума и казахи» — все в 1913 году на страницах газеты «Казах»). Но тема переселения в аспекте его пагубных социальных последствий для казахского народа была поднята А. Букейхановым задолго до возникновения казахской периодической печати на страницах русской прессы. В своих очерках на русском языке Алихан Букейханов усиливает коммуникативные функции речи сопряжением «памяти жанра», обязывающей к яркой образности повествования, его насыщенности ассоциациями и четкой социальной определенности выводов, с научной точностью и глубоким аналитизмом мысли. Активный политический деятель, А. Букейханов страстно и бескомпромиссно боролся за право культурного и политического самоопределения родного народа, но как социал — демократ по убеждениям увязывал вопросы национального освобождения с запросами русской революции. Блестяще и разносторонне образованный, по масштабу своего научного дарования он стоял вровень с современной ему русской социологической и экономической мыслью. В своих научных подходах к освещению сложнейших в своей противоречивости социально — экономических процессов, сопутствовавших колонизации национальных окраин Российской империи, концептуально сближаясь с легальным марксизмом, А. Букейханов тем не менее координировал в своей социологической методологии все работающие на результат критерии оценок общественных явлений. В течение 1908 года в нескольких номерах издававшегося в Санкт — Петербурге журнала «Сибирские вопросы» публиковались очерки А. Букейханова, положившие начало многолетнему изучению им хода и последствий аграрной политики самодержавия на примере Казахстана.

     А. Букейханов указывает на произвол, чинимый казенными землемерами, которые замежевывают ценные для  скотоводства земли, оставляя казахам  камни, пески, солонцы, безводные земли. Более того, верстовая полоса, разделяющая  земли переселенцев и казахов, сплошь и рядом сознательно проводиться  таким образом, чтобы казахи, боясь  потрав скотом пашен переселенцев, насильного удерживания в переселенческих  поселках их скота, оказавшегося в пределах переселенческих наделов, добровольно  оставляют зимовки с мечетями, могилами предков, которые нередко  подвергаются осквернению. Но самое  главное то, что казахи по этой же причине отчуждаются от рек, колодцев, что совершенно обесценивает оставшиеся за ними земли. Поэтому они вынуждены арендовать по праву им же принадлежащие земли, прилегающие к водопою, чтобы восстановить естественный для скотоводчества баланс хозяйствования.[4] 

     Ахмет Байтурсынулы – казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алашорды.

       Родился в 1873 году 18 января в  тургайском уезде Тосунской волости  (нынешний Жангильдинский район  Торгайской области) в семье  простого казахского шаруа. С  десяти лет учился в аульной  школе. Когда ему исполняется  13 лет, отец его Байтурсын за  открытое выступления против  произвола царских властей приговаривается  к каторжным работам на 15 лет.

     В 1886 году поступает в Тургайское русско-казахское  двуклассное училище, которое окончил  в 1891 году. В 1891-1895 гг. учится в Оренбургской киргизской учительской школе. Этим и заканчивается, а А.Байтурсынова школьное образование. С 1895 по 1909 гг. работал  учителем в школах, русско-казахских  училищах Актюбинского, Кустанайского  и Каркаралинского уездов.

     Ахмет Байтурсынулы рано начал борьбу против колониальной политики царизма, за что  в 1909 году был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму, а через  год сослан. В течении семи лет (1910-1917 гг.) Байтурсынулы как «политически неблагонадежный», находился под  надзором царской охраны.

     С именем Байтурсынова связано духовно  возрождение казахского народа в  его истории. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что без  его алфавита и учебников, без  его книг «Кырык мысал», «Маса», и  газеты «Казах» не могло того всплеска национального самосознания, которое  испытал наш народ в начале ХХ века. Ахмет Байтурсынов с его  книгами и общенациональной газетой  «Казах» был университетом для  всех, кто умел читать в казахской  степи в этот исторический период, он являлся активным членом партии «Алаш», которая боролась за воссоздания  казахского государства. После октябрьского переворота 1917 года вместе со своими соратниками  преследовал исключительно цели защиты национальных интересов казахского народа. Царский режим лишил его  права жить и работать на родной земле, в 1910 году Байтурсынов был  сослан в Оренбург. Ненавистен был  Байтурсынов и для большевиков. Потому, что не был согласен с  их проектами «красногвардейского» преобразования казахской степи, глобальными  экспериментами. В 1919 году вместе с  большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской  власти. В июне того же года А. Байтурсынов  избирается членом ВРК Казахского края. В 1922-1925 гг. Байтурсынов был председателем  научно-литературной комиссии при Нарком просе, избирался председателем  Нарком проса Казахстана, членом ВЦИК, Каз ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, газете «Ак жол». В 1925-1929 гг. Байтурсынов преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом университете.

     Отвечая, следователем ОГПУ в 1929 году он писал, что предпочитает заниматься научной  работой, чем политикой. Но по велению  судьбы до конца своей жизни он вынужден был заниматься политической деятельностью. Иначе и не мог  быть. Интеллигенция эпохи подъема  национального самосознания не может  быть вне политики. «Мой идеал –  отмечал он на допросе, - Это повышение  культурного состояния казахского народа, так как в этом залог  его развития и какая власть это  сможет обеспечить той и я буду доволен ».

     Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад  в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Кырык мысал» и «Маса». Байтурсынов  провел большую работу по собиранию  и изданию образцов казахского устного  народного творчества. Он написал  вступительную статью и комментарии  к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя  из которых является первым научным  исследованием по истории казахской  литературы.

     Ахмет Байтурсынов написал ряд учебников  для обучения казахских детей  родному языку. Среди них: «Учебное пособие»(1912), «Пособие по языку»(1914), «Азбука»(1924), «Новая азбука»(1926-1928)

     Ахмет Байтурсынов – один из ярчайших представителей казахской интеллигенции  начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынов  был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую  письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться сю миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию.

     Ахмет Байтурсынов Он вошел в историю  Казахской духовной культуры как  выдающийся политик, блистательный  переводчик классической русской и  западной поэзии на казахский язык., писатель. Одним из первых в Казахстане нач. ХХ в. занялся серьезным углублением  исследований идей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина  и А. Кунанбаева о демакратическом  устройстве общественной жизни.

     Ахмет Байтурсынов был выдающимся политическим, государственным деятелем. Являясь, членом партии Алаш, он вошел в состав правительства Алашорды. Он был сторонником  независимого демократического государства. Мы знаем, что партия Алаш не приняла  Советскую власть. В этом трудно винить руководство партии. В партию Алаш вошли, в основном, представители  молодой только нарождающейся буржуазной интеллигенции. Поэтому, было бы абсурдным  думать, что молодая буржуазия  Турана, считавшая себя авангардом общества, намечавшая построение нового буржуазно-демакратического государства.

 

             Заключение

       Культурная интеллектуальная элита стала ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами западной демократии и передовой общечеловеческой культуры.

       Казахская культурная элита четко осознавала коренное различие своих национальных интересов от интересов и взглядов либералов России, оказалась способной адекватно выражать и отстаивать интересы своего народа. Лидеры подлинной казахской элиты стремились достичь независимости казахов законным, конституционным путем, посредством политической борьбы. Они были принципиально против насилия и кровопролития. Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были не согласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.

  Список литературы

 
  1. Алдажуманов К.С. Насильственная коллективизация  и политические репрессии в Казахстане // Народ не безмолвствует. -Алматы: Гылым, 1998. - С. 10
  2. Сапаргалиев М.С. Возникновение Казахской советской      государственности (1917-1920 гг.). - Алма-Ата: Казгосиздат, 1996.
  3. Сайт www.nklibrary.kz электронная библиотека
  4. Сайт www.karkaralinsk.kz, Общественно – политические деятели конца ХІХ начала ХХ веков
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная мысль XX века