Социальная мысль XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, реферат

Описание

К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.

Содержание

Введение 3

1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,

писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,

С.Торайгырова, Шакарима 4

2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном

возрождении и государственности 9

Заключение 19

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

соц взгдяды.docx

— 53.21 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,

писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,

С.Торайгырова, Шакарима 4

2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном

возрождении и государственности 9

Заключение 19

Список литературы 20

 

              Введение

     К началу XX века в  Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. После революции 1905 — 1907 гг. новые обороты набирало мусульманское движение России, в том числе тюркских народов. Возникновению и развитию периодической печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края. Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи.  Поколение культурной элиты, наследовавшее от Абая, Шакарима, Алтынсарина и многих других просветителей дело национального просвещения, восприняло представления Абая о необходимости власти, способной улучшить положение казахского народа, ориентировалось на его просвещение и создание организации, способной выразить казахские национальные интересы. Именно национальной интеллигенции с ее образованностью, интеллектуальной силой и нравственным свободолюбивым пафосом предстояло взяться за возрождение и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи.

     Характерной чертой узкого слоя казахской культурной элиты было обладание разносторонними  творческими качествами. Практически  все они были общественными деятелями  и одновременно писателями, поэтами, учеными, не ограниченными горизонтом своих профессий, узкой специализацией. Например, инженер-железнодорожник  М. Тынышбаев проявил себя также  в качестве видного историка, этнографа, М. Дулатов - поэт, публицист, писатель, драматург, педагог, общественный деятель, А. Байтурсынов - поэт, публицист, переводчик, тюрколог, создал в 1924 г. реформированный  казахский алфавит на основе арабской графики, А. Букейханов - общественный деятель, публицист, ученый, автор ряда трудов, посвященных политическому  просвещению казахского народа, пробуждению  его национального самосознания, исследований казахского фольклора  и эпоса, переводчик произведений русской  литературы на казахский язык, автор  монографии по казахскому овцеводству, коневодству, крупному рогатому скоту.

 

          1. Социологические взгляды общественно-политических деятелей,

писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,

С.Торайгырова, Шакарима

     Вхождение культурной просветительской элиты  в политическую борьбу выражало их стремление улучшить жизнь своего угнетенного  народа, добиться участия коренного  населения в политической жизни, ее демократизации. Эти намерения  привели их к политическому сплочению  и в 1905 г. сделали сторонниками и  членами конституционно-демократической  партии - российской партии, предлагавшей либеральные реформы в стране. Их привлекала программа конституционных  демократов (кадетов), содержавшая тезис  о том, что после установления прав гражданской свободы и правильного  представительства с конституционными правами, для всего Российского  государства должен быть "открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных  представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении  законодательной власти..." (Программа конституционно-демократической партии // Программа политических партий России. Конец ХIХ - начало ХХ вв. М. 1995). [1]

     Представителями национальной элиты являлись общественно-политические деятели, писатели, поэты: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, М. Дулатов, С. Муканов, С.Торайгыров, Шакарим и  другие. 

     Магжан  Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Столь распространенные в наши дни экзистенциальные мотивы довольно явственно просматриваются в его творчестве. После долгих лет замалчивания Магжан Жумабаев открылся нам заново.

     Магжан  Бекенулы Жумабаев родился 25 июня 1893 года в урочище Сасыккуль Сарыайгырской  волости Петропавловского уезда. Умер 19 марта 1938 года в Алма-Ате. Магжан происходил из зажиточной семьи, его отец Бекен  был бием, волостным управителем. С четырех лет он начинает изучать  восточные языки и литературу. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки  он продолжает осваивать в медресе  Бегишева в Кзыл-Орде, получив там  среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе  Галия, высшее мусульманское заведение  в городе Уфе. Но по совету преподавателя  Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком  татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При  содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны Миржакипа Дулатова и Ахмета Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой "Казах".

     Звезда  Магжана Магжан Жумабаев принадлежит  к блестящей плеяде казахских  интеллигентов, которые, являясь провозвестниками нового времени, оказали огромное, сродни ренессансному, влияние на формирование национального самосознания. Ахмет  Байтурсынов, Жусупбек Аймауытов, Миржакып Дулатов, Магжан Жумабаев — это, по определению Рымгали Нургалиева, «вершины возвращенной литературы», сияющие  у истоков отечественной науки  и культуры. Сочетая в своем  творчестве традиции фольклора, высокий  пафос поэзии жырау и акынов с  современными веяниями западноевропейской, русской литературы, являясь преемниками  великого Абая, они утверждали идеи гуманизма и свободы. Эпоха, в  которую суждено было родиться Магжану, великому казахскому поэту, была переломной, породившей небывалые до тех пор  исторические катаклизмы, духовные и  экономические кризисы. Но даже в  период, когда под влиянием трех революций, политических переворотов, общественно-социальных изменений  переменился голос многих писателей  и поэтов, Магжан сохранил верность своему призванию, не поддавшись конъюнктуре  времени, заняв по оригинальности своих  взглядов, глубине и смелости мышления особое место в истории казахской  культуры. Не случайно спустя годы другой выдающийся поэт — Гафу Каирбеков, воздавая должное гению своего предшественника, назовет его поэтом планетарного масштаба, потому что Магжан Жумабаев, вобрав в себя глубокий и трагический  смысл эпохи, в ее художественном воплощении опередил свое время, свою среду. Думается, необыкновенная востребованность его творчества в наши дни заключается  в том, что Казахстан третьего тысячелетия и двадцатых годов  прошлого века имеет общие цели —  обретение подлинного суверенитета, подлинной свободы личности. Большое  влияние на формирование мировоззрения  Магжана Жумабаева оказывали  просветительские взгляды и деятельность первого казахского ученого, географа, этнографа Чокана Валиханова, выдающегося  казахского поэта и мыслителя  Абая, первого педагога Степи Ибрая  Алтынсарина... «Капля, по которой узнают вкус океана», — писал когда-то Ануар  Алимжанов о Чокане, говоря о значимости его подвига, о месте его в  истории развития казахской нации.

     Представители казахского ренессанса на заре ХХ столетия также явились ядром, в котором  сконцентрировалась сила и дух народа, его мощь и величие. В страшные годы сталинских репрессий их имена  были преданы забвению, и лишь в  годы независимости Казахстана стало  возможным возвращение и постижение их бесценного наследия. Магжан Жумабаев так же, как и Мухтар Ауэзов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов и другие идейные вдохновители Алаш-орды, видел свое предназначение в создании новых ценностных отношений между людьми, новой модели национального характера, соответствующих новым общественным отношениям. Именно в глубочайшей близости к народному духу заключается феномен необычайной популярности и востребованности поэзии Магжана, высокой оценки его творчества современниками и представителями последующих поколений. Исследование Жусупбека Аймауытова «О поэтическом творчестве Магжана» является непревзойденным эстетическим достижением в магжановедении. Жусупбек Аймауытов, называя Магжана «поэтом собственных переживаний», пишет, что до Февральской революции он избегал всего, что было связано с общественными потрясениями. После революции, отмечает автор статьи, Магжан почувствовал возможность обретения свободы, с воодушевлением принял идеи революции. Но все мечты о свободе закончились для Магжана и его соратников с приходом Колчака в Сибирь. Потом грянула Октябрьская революция. «Прежние идеалы рассеялись, как туман, превратились в прах, и Магжан оказался на перепутье. Казахская степь стала местом сражения белых и красных». Гражданская война принесла разруху, потом была объявлена продразверстка, коллективизация, раскулачивание. Страшные испытания выпали на долю народа, и вместе с народом переживает годы невзгод и лишений поэт. Жусупбек Аймауытов, говоря о трагедии Магжана, указывает на то, что, неудовлетворенный повседневной жизнью, он не верит в счастливое будущее казахов. «Чем жить и видеть страдания своих соплеменников, лучше покончить счеты с жизнью».

    

     Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.

     Он  родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком  описании детства писал: "Происхожу  из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет  от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился". Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском  языках, еще два года - в русско-казахском  училище и получает звание учителя  сельской школы. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты "Серке" (вышло  всего два номера) в Петербурге.

     Первое  собрание стихов "Оян, казак" вышло  в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги  послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей  которого Миржакып Дулатов считается  по праву. Жизнь и творчество Миржакыпа  Дулатова тесно связаны с партией "Алаш" и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.

     Решением  от 3 июля 1907 года казахи были лишены права  участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая  возможность самоуправления. В статье "Закон от 3 июля и казахи" Дулатов  подверг критике это решение  как несправедливое. Если при решении  казахских вопросов не будут участвовать  депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может. Опыт двух Дум доказал несостоятельность  доводов, что казахи "темные", поскольку  казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является ситуация, когда по делам казахского народа выступают те, говорит Дулатов, которые ненавидят или презирают  казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого  подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским  мелким чиновником и урядником, привыкают  к подхалимству, взяточничеству. А  царское правительство не только не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а наоборот, тех, кто на собственные средства стремится открыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как взяться за земледелие.

     В 1916 году он, а также А.Байтурсынов  и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов  на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся  и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как  он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда  в помощь голодающим.

     Дулатов участвовал в разработке программных  документов партии "Алаш" и правительства  Алаш Орды" совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь  от основоположений гуманизма и  демократии, они разработали принципы правового государства: равенство  всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной  России мыслилось в виде демократической  федеративной республики во главе с  выбираемым Думой президентом.

     Находясь  в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ  на обвинение в "национализме", он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать  связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы "государственном статусе" казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.

     Даже  перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем  своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует".

     

     Поэт, прозаик, драматург, литературовед, академик Академии наук Казахской ССР Сабит Муканов родился в 1900 году в Пресно-горьковском районе Кустанайской области. Только после Октябрьской революции Сабит Муканов смог получить образование. В 1920 году Сабит Муканов вступил в ряды Коммунистической партии и всецело отдался советской и партийной робате. Он служил в отряде ЧОН (части особого назначения), принимал участие в подавлении кулацкого восстания в Акмолинской губернии в 1921 году, работал инструктором губкома партии.

     В 1930 году Сабит Муканов поступает  на литературное отделение института Красной профессуры в Москве, после окончания которого активно участвует в литературной жизни республики. Он пишет стихи, поэмы, повести, рассказы и пьесы, главным образом, на темы современности.

Информация о работе Социальная мысль XX века