Условно-досрочное освобождение от наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

В связи с вышеизложенным цель данной работы - дать характеристику условно - досрочного освобождения от отбывания наказания в уголовном праве Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. рассмотреть исторический аспект условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
2. охарактеризовать понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
3. исследовать основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Содержание

Введение
Исторический аспект условно-досрочного освобождения
Понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по уголовному праву.docx

— 62.37 Кб (Скачать документ)

     Именно  с появлением «Попечительного о  тюрьмах общества» начинается история  института условно-досрочного освобождения. В России досрочное освобождение, основанное на исправлении осужденных, появилось гораздо ранее, нежели указывали до этого многие авторы, т. к. при непосредственном участии  членов «Попечительного о тюрьмах  общества» исправившиеся осужденные освобождались досрочно. Общество состояло под покровительством императора и  было тесно связано с правительственными кругами. Это придавало ему статус почти государственного учреждения и соответствующую свободу действий. Открытие и деятельность «Попечительного  о тюрьмах общества» означало новое направление в тюремной политике и имело огромное значение для России. Нововведения выражались не только в религиозной направленности активности заключенных, вместе с тем  пытались улучшить положение арестантов, установить тюремную дисциплину и режим.

     Во  второй четверти XIX века правительство  делало попытки установить тюремное законодательство и первым среди  законов, касающихся отбывания лишения  свободы, явился «Свод учреждений и  уставов о содержащихся под стражей  и ссыльных» 1832 г. Переизданный в 1842 г., он включал три новых закона: первый 1839 г., касался использования  исправительного заведения в Петербурге; второй был о петербургском работном доме; третий – «Устав об арестантских домах», где подробно регламентировались требования режима поведения, питания, труда и отдыха осужденных.

     С составлением в 1845 г. нового Уложения о  наказаниях уголовных и исправительных правительство пришло к мысли  о необходимости постановки вопроса  о тюремной реформе в России. Устав  о содержащихся под стражею в 1857 г. был дополнен новым разделом, с включением в него «Устава общества попечительного о тюрьмах». Теперь деятельность общества получила законодательную  регламентацию, а условно-досрочное  освобождение – правовую форму. Дальнейшее развитие идея о морально-нравственном исправлении преступников в духе демократии и гуманизма получила в Уголовном Уложении 1903 г., тюремных инструкциях и др. законах.

     С целью стимулировать правопослушное поведение осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, законом  «Об условно-досрочном освобождении»  от 2 июля 1909 г. было регламентировано условное досрочное освобождение. Закон содержал нормы материального и процессуального  права и вносил изменения в  пять основополагающих законодательных  актов: Уложение о наказаниях, Устав  о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г., Устав  уголовного судопроизводства и Устав  о содержащихся под стражей. Основные требования условно-досрочного освобождения были названы в Уставе о содержащихся под стражей.

     Вслед за названными изменениями законодательства и первыми шагами по пути апробирования  нового института уголовно права, министром  юстиции А. Хвостовым в 1915 г. была утверждена Общая тюремная инструкция, где, в частности, указывалось: «Лишение свободы, препятствуя продолжению  их преступной деятельности, преследует цель не только наказания, но и исправления, искоренения дурных наклонностей и  привычек, а также подготовки к честной трудовой жизни на свободе». Так зародилась идея не просто исправления преступника, но и его ресоциализации, то есть подготовки к жизни после освобождения. Однако до претворения этой идеи в практику исправительных учреждений пройдет еще не один десяток лет.

     Уголовное законодательство продолжало следовать  идее европейских демократов XVIII–XIX вв. о неизбежности наказания за совершенное деяние как самом  действенном средстве предупреждения новых преступлений и стимулирования правопослушного поведения.

     Теоретические исследования того времени в области  тюремной политики России имели целью  разработку и внедрение новых  средств, форм и методов воздействия  на осужденных и не сводились исключительно  к покаранию.

     Новый этап в реформе исполнения наказаний  начался после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к выработке новой концепции  наказания. В приказе Главного тюремного  управления № 1 от 8 марта 1917 г. главной  задачей наказания было названо  перевоспитание человека, совершившего преступление. Именно с задачами и  целями наказания тесным образом  соотносится условно-досрочное освобождение, во-первых, потому что служит стимулом к исправлению преступников, а  во-вторых, именно с достижением  целей наказания и связано  его применение, когда осужденный исправился, раскаялся, и нет нужды  подвергать его дальнейшему наказанию2.

     Кроме того, Временное правительство поднимает  проблему бытового устройства освобожденных  из мест лишения свободы. В приказе  Главного тюремного управления № 3 от 18 марта 1917 г. подчеркивалось: «Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может  надлежащим образом выполнить своей  задачи, если не будет принято никаких  мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание. Освобожденный из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка в той или иной форме».

     Позднее институт условно-досрочного освобождения был регламентирован в Декрете  Всесоюзного центрального исполнительного  комитета ВЦИК) о суде № 2 от 7 марта 1918 г., ст. 32 которого предоставляла

     возможность всем осужденным просить народный суд  об условном или досрочном освобождении. В нем еще отсутствуют основания  освобождения, не названы категории  лиц, которым оно может быть предоставлено, не определен порядок его применения. Таким образом, при сохранении идеи условно-досрочного освобождения, правовая разработка данного института советской  властью началась заново.

     Дальнейшее  развитие идея условно-досрочного освобождения получила во Временной инструкции от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как  мере наказания и о порядке  отбывания такового», в Постановлении  Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов от 6 ноября 1918 г. «Об освобождении некоторых категорий заключенных», в Инструкции от 25 ноября 1918 г. «О досрочном  освобождении».

     В 20-е годы в соответствии с ленинским  положением о замене тюрем воспитательными  учреждениями в самые сжатые сроки  создавалась принципиально новая  система исправительных учреждений, отвечающая целям новой советской  исправительно-трудовой политики. Основные положения этой политики были закреплены в Программе РКП (б), принятой восьмым  съездом партии в марте 1919 года. Для  развития положений Программы затем  был принят ряд декретов и постановлений  Совета Народных Комиссаров (СНК). Так, декрет от 18 июля 1919 г. «Об учреждении распределительных комиссий при  карательных отделах губернских и областных отделах юстиции» возлагал на них обязанности по проведению всестороннего изучения личности и  определению программы индивидуального  воздействия на нее. В документе  закреплялась цель деятельности исправительных учреждений – «исправление и перевоспитание заключенных».

     Особое  значение для теории и практики исправления  заключенных имел декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и  порядке условно-досрочного освобождения».

     Он  приобрел принципиальное значение в  деле становления прогрессивной  системы отбывания наказания, заключавшейся  в переводе заключенных от более  строгих форм изоляции к менее  строгим с последующим досрочным  освобождением от наказания, что  стимулировало процесс исправления  преступников. Условно-досрочное освобождение предусматривалось как полное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, либо переводе на принудительные работы без содержания под стражей  на весь оставшийся срок или часть  его.

     Условно-досрочное  освобождение распространялось на всех заключенных, независимо от характера  совершенного преступления и наличия  рецидива, при условии правопослушного  поведения и фактическом отбытии  половины срока наказания, назначенного приговором суда. Правопослушное поведение  заключалось в соблюдении правил поведения в исправительно-трудовом учреждении, в стремлении к труду  и обучению. Гуманное отношение к  преступникам нашло свое отражение  и в УК РСФСР 1922 г.

     Создавалась Наблюдательная Комиссия, призванная контролировать отбывание наказания  и применение досрочного освобождения. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в ст. 52 устанавливал: «К отбывающим наказание  в виде лишения свободы или  принудительных работ, обнаружившим исправление, может быть применено условно-досрочное  освобождение».

     С изданием ИТК РСФСР 1924 г., передавшего  право применения условно-досрочного освобождения Распределительным комиссиям, начался рост числа рассмотренных  дел о досрочном освобождении.

     С принятием Постановления ВЦИК и  СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной  политике и состоянии мест заключения»  появилась тенденция к усилению суровости наказаний, ограничению  применения зачетов рабочих дней по классовому принципу. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 февраля 1928 г. применение досрочного освобождения в отношении осужденных за государственные  преступления фактически прекращено, а 30 октября 1929 г. Постановлением ВЦИК и СНК «Об изменении ст. ст. 12 и 50 УК и ст. ст. 47 и 174 ИТК» ликвидированы  прогрессивная система отбывания  лишения свободы и Распределительные  комиссии.

     Принятый  в 1933 г. ИТК РСФСР подробно регламентировал  исполнение наказания в виде лишения  свободы, и с учетом сложившейся  практики условно-досрочное освобождение стало применяться по отбытии  не менее половины срока назначенной  меры социальной защиты, включая и  освобождение по зачетам рабочих  дней.

     С конца 30-х по начало 50-х гг. в связи  с установлением в стране тоталитарного  политического режима и культа личности И. Сталина кодексы фактически перестали  действовать, законодательная регламентация  исполнения наказания вытеснилась  ведомственными актами, а судебная власть подменилась Особым Совещанием. Это время ознаменовалось массовыми  политическими процессами и репрессиями. Практика применения условно-досрочного освобождения постепенно начала сокращаться, и в целях максимального использования  рабочей силы заключенных на строительстве  и производстве.

     Приказом  НКВД СССР от 15 июня 1939 г. «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» система досрочного освобождения заключенных была отменена.

     Начало  Великой Отечественной войны  заставило в интересах производства опять ввести зачеты рабочих дней (но не применять их к «политическим» осужденным). Однако, как только положение  на фронтах изменилось в пользу Советского Союза, режим вновь ужесточился, все зачеты были отменены и восстановлены лишь в 1952 г. для осужденных за общеуголовные преступления.

     Со  смертью И. Сталина и с изменением политического климата в стране институт условно-досрочного освобождения был восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения».

     Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» впервые законодательно урегулирован порядок досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних3.

     С конца 50-х гг. в СССР и за рубежом  проводились активные научные исследования путей повышения эффективности  воспитательного воздействия условно-досрочного освобождения, поиск новых средств  стимулирования законопослушного поведения  осужденных не только во время отбывания  наказания, но и после освобождения из мест лишения свободы. В этой связи  на уровне общесоюзного законодательства 25 декабря 1959 г. принимаются Основы уголовного законодательства СССР и  союзных республик, а вслед за ними принимаются Уголовные кодексы  республик. Ст. 44 Основ (ст. 53 УК РСФСР) устанавливала  возможность условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким при отбытии 1/2 назначенного срока  наказания, а для лиц, осужденных за особо опасные государственные  и другие тяжкие преступления, –  по отбытии 2/3 назначенного срока наказания. Условно-досрочное освобождение применялось  к лицам, доказавшим примерным поведением и честным отношением к труду  свое исправление.

     В последующие десятилетия вплоть до 1991 г. государство постепенно вводило  все новые ограничения в применении условно-досрочного освобождения для ряда категорий осужденных практически до уровня 1962–1969 гг.

     Принятый  в 1970 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР подробно регламентировал  исполнение наказания в виде лишения  свободы, в т.ч. и вопросы досрочного освобождения осужденных и еще в  большей степени, чем ранее действовавшее  законодательство, определял ресоциализационные меры по отношению к бывшим «сидельцам».

Информация о работе Условно-досрочное освобождение от наказания