Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199 УК РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

При рассмотрении данной темы мной будут рассмотрены следующие аспекты.
1. Схемы и причины уклонения от налогов
2. Уклонение от уплаты налогов в историческом аспекте.
3. Уголовное законодательство об уклонении от уплаты налогов и сборов.
4. Судебная практика по применению статей 198 и 199 УК РФ.

Содержание

Введение 3
1. Причины и схемы уклонения от уплаты налогов 5
2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Обзор Законодательства
10
2.1. Исторические аспекты развития уголовного законодательства по уклонению от уплаты налогов и (или) сборов
10
2.2. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199 УК РФ)
15
3. Судебная практика по применению статей 198 и 199 УК РФ 24
Заключение 33
Список литературы

Работа состоит из  2 файла

Ответ на Рецензия 58 Уголовное Вылегжанина.doc

— 89.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

УП КП.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

     Второй  период был ознаменован началом  кодификации законодательства, начатой М. Сперанским, который был поставлен в 1826 г. главой Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.  В 1833 г. на свет появились "Полное собрание законов" и "Свод законов Российской империи". Уголовные законы были помещены в XV том Свода и назывались "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". Оно было закончено лишь после смерти М. Сперанского в 1845 г. Раздел VII Уложения "О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны" соответствовал существующей в то время в России налоговой системе. Основной доход казне приносили косвенные налоги, что и делало необходимым создание досконально проработанного механизма уголовной ответственности за уклонение от их уплаты. Ответственность за уклонение от уплаты налогов регламентировалась гл. 4 "О нарушении уставов горных", гл. 5 "О нарушении уставов о соли", гл. 6 "О нарушении постановлений о питейном сборе", гл. 7 "О нарушении постановлений об акцизе с табаку", гл. 8 "О нарушении постановлений об акцизе с сахарного песку". Уголовные нормы этих глав были достаточно подробны.

     Так, в ст. 598 гл. 4 Уложения регламентируется: "Если владелец горнаго завода, в  данныя ему от правительства шнуровыя книги для записки добываемых или выплавливаемых им металлов, запишет меньше, нежели их действительно добыто, или выплавлено, с намерением утаить остальное, или допустить также с умыслом, в ведении книг какой-либо иной подлог, то он за сие приговаривается...". Ответственность наступала только в том случае, если был нанесен ущерб казне государства в виде неуплаченных податей. И предусмотрена она была как в отношении владельца завода, если деяние было совершено им самим либо с его ведома, так и в отношении "других служителей завода", которые совершали преступления без ведома владельца завода. Существовал еще один вид ответственности по этой статье Уложения: "... а завод, на котором обнаружено сие злоупотребление, подвергается...". Таким образом, можно говорить о существовавшем в то время институте уголовной ответственности юридических лиц, причем в качестве наказания предусматривался "платеж в пользу казны двойной со всех обработанных на заводе металлов и других минералов подати" в течение периода, в котором было совершено преступление [13, 25].

       Также предусматривались наказания за незаконную добычу, провоз, сокрытие металлов и даже за недонесение об этих фактах. Несправедливость действовавшей налоговой системы, изымающей более половины дохода крестьян, вызывала острое противодействие со стороны сельского населения, которое проявлялось в массовом отказе от уплаты налогов. Уклонение крестьян от отбывания денежных повинностей замечалось в различных губерниях. В этих случаях согласно циркулярам Министерства внутренних дел и Министерства финансов чины податного надзора были обязаны требовать от крестьян уплаты сборов, обращаясь в случае надобности за содействием к местным властям. Губернаторам предоставлялось право откомандировывать чинов полиции в помощь лицам податного надзора, а при открытом сопротивлении - вызывать воинские части.

     Продолжением  кодификационной работы уголовного законодательства в России стало  издание в 1885 г. новой редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В нем число статей было сокращено  на четверть, ряд статей уточнен, внесены  новые составы преступлений. В разделе VII "О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны" произошли некоторые изменения, связанные с незначительным ужесточением наказаний за уклонение от уплаты податей.

     Финансовое  положение России перед началом Первой мировой войны было устойчивым. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые - 264,5 млн. руб., косвенные - 710 млн. и пошлина - 230 млн. Промысловый налог давал 145,8 млн. руб. Поземельный налог, имущественный и подати вместе должны были принести казне 83 млн. руб. Косвенные налоги составляли: 351,9 млн. - таможенные сборы, 150 млн. - акциз на сахар, 98,4 млн. - акциз на табачные изделия и спички (данные на 1905 г.) [13, 26].

     В 1903 г. император утвердил проект нового Уголовного уложения, но в действие были введены только главы о преступлениях государственных и против православной веры, наряду с которыми продолжали действовать нормы Уложения 1845 г. в редакции 1885 г.

     В связи с появлением нового налога (промыслового) и способов уклонения  от его уплаты, связанных с "искусными бухгалтерскими махинациями", в гл. XVI "О нарушении постановлений о надзоре за промыслами и торговлей" Уголовного уложения 1903 г. были введены ст. ст. 327 и 328, предусматривающие ответственность за подобного рода деяния. Эти статьи напоминают статьи действующего уголовного законодательства, регулирующего ответственность за уклонение от уплаты налогов. 
Статья 327 Уложения устанавливала уголовное наказание в виде "ареста на срок не свыше трех месяцев или взыскания денежной пени не свыше трехсот рублей" за "помещение в заявлениях, подаваемых в раскладочные по промысловому налогу присутствия, клонящихся к уменьшению сего налога или освобождению от него заведомо ложных сведений об оборотах и прибылях торговых или промышленных предприятий", а ст. 328 - наказание в виде "заключения в тюрьму на срок не свыше шести месяцев и, сверх того, денежным взысканием не свыше одной тысячи рублей" за "помещение в отчетах и балансах предприятий, обязанных публичною отчетностью или приравненных к сим последним, или в дополнительных сообщениях, или разъяснениях по сим отчетам заведомо ложных сведений, клонящихся к уменьшению промыслового налога, или освобождению от него, совершенное членами правлений, ответственными агентами иностранных обществ, бухгалтерами и вообще лицами, подписавшими или скрепившими неверные отчеты, баланс или дополнительные к ним сведения или разъяснения". Правила исчисления, ведения учета и уплаты промыслового налога устанавливались Уставом о прямых налогах 1903 г.[13, 26].

     Таким образом, можно сделать вывод, что уголовная ответственность за налоговые правонарушения существовала всегда, начиная с образования Киевской Руси. Как только изменялась налоговая система, так сразу же появлялись новые способы и формы уклонения от уплаты налогов, а законодатель стремился устранить "пробелы" в уголовном законодательстве.

     Следует заметить, что при улучшении благополучия общества снижается налоговое бремя  со стороны государства и уровень  ответственности за уклонение от уплаты налогов становиться более либеральным, а при снижении благополучия общества увеличивается налоговый "пресс" и ужесточается ответственность.

 
     
    1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199 УК РФ)
 

     Общественная  опасность преступлений, предусмотренных ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ, заключается в непоступлении денежных средств в бюджет Российской Федерации. Такой вывод был сделан в абз. 1 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64  «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Под уклонением от уплаты налогов следует понимать умышленное деяние, направленное на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшее напоступление денежных средств в бюджет России [9, 8].

     Ограничений по видам налогов и сборов, за уклонение от уплаты которых предусмотрено  уголовное наказание, не предусмотрено. Фактически статьи 198, 199 УК РФ применяются к любым налогам с прибыли (налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых), с оборота (НДС, акцизы), с имущества (налог на имущество организаций и физических лиц, транспортный налог), с фонда оплаты труда (взносы в ПФР).

     Применительно как к организациям, так и к  физическим лицам наказание предусмотрено  за уклонение от уплаты налогов или  сборов. УК РФ предусматривает, что  существует два способа совершения данных преступлений:  
     - непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным;

 

 - включение в  налоговую декларацию или такие  документы заведомо ложных сведений.

     Соответственно, если лицо, физическое или юридическое, не представило указанные документы, либо включило в них заведомо ложную информацию, хотя должно было представить такие документы, либо включить в них достоверную информацию, оно будет нести уголовную ответственность по ст. 198 УК РФ, либо по ст. 199 УК РФ соответственно. Основания для привлечения к ответственности возникнут, если преступлением причинен ущерб: в крупном или особо крупном размере. Критерии крупного и особо крупного размера различаются в зависимости от того, о ком идет речь - о физическом лице или об организации [12].

     В УК РФ предусмотрены две статьи, содержащие наказание за данное преступление. В одной из них (ст. 198 УК РФ) предусмотрено  наказание за уклонение от уплаты налогов с физических лиц, в другой (ст. 199 УК РФ) - за уклонение от уплаты налогов с организаций.

     Статья 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица гласит, что если физическое лицо уклоняется от уплаты налогов и сборов путем не предоставления налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством РФ является обязательным, либо включение в предоставляемые документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Если аналогичное деяние совершено в особо крупном размере, то физическое лицо наказывается штрафом в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

     Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один 1800 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей [2].

     Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

     В статье 199 УК РФ говориться об уклонении  от уплаты налогов и (или) сборов организациями - юридическими лицами. За уклонение от уплаты налогов и сборов путем не предоставления налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствие с законодательством РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, в крупных размерах наказывается штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

     Если  вышеназванное деяние совершено  группой лиц по предварительному сговору, либо в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

     Крупным размером в  настоящей статье, а также в  статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб. [2].

     Лицо, впервые совершившее  преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом, либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

       Наказание за неисполнение  обязанностей налогового агента предусмотрено ст. 199.1 УК РФ. В рамках данной статьи неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов совершенное в крупном размере наказывается штрафом наказывается штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если деяние совершено в особо крупном размере, лицо, его совершившее, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [2].

Информация о работе Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199 УК РФ)