Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Террор и терроризм — давняя проблема человеческого общества. Это социально негативное явление во второй половине XX века стало существенным элементом международной напряженности. Резкие «вспле­ски» террористической активности в 1970— 1980-х гг. были характерны как для разви­тых стран Европы (Италия, ФРГ, Франция, Испания, Великобритания), так и для стран Латинской Америки и других регионов

Содержание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы …………
3
Отзыв руководителя………………………………………………………….
4
Рецензия специалиста………………………………………………………...
5
Введение ……………………………………………………………………...
6
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика террористической
деятельности………………………………………………………...

13
§ 1. Понятие и классификация преступлений террористического
характера…………………………………………………………………

13
§ 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма и террористического акта……………………………………………………………………….

36
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика стадий подготовки
террористического акта…………………………………………….

56
§ 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления………..
56
§ 2. Публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма………………...

66
§ 3. Незаконное пересечение Государственной границы Российской
Федерации………………………………………………………………..

72
§ 4. Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или
сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
устройств, а также их хищение или вымогательство………………….


77
§ 5. Содействие террористической деятельности…………………………..
85
§ 6. Финансирование акта терроризма либо террористической
организации……………………………………………………………...
88
Глава 3. Криминалистическая характеристика стадий подготовки
террористического акта ………………………………………….

101
§ 1. Понятие и значение криминалистической характеристики………….
101
§ 2. Определение стадий преступления при отработке типичных
оперативно-розыскных версий по факту совершения
террористического акта………………………………………………….

105
§ 3. Первоначальные следственные действия по расследованию
преступлений террористического характера…………………………..
121
§ 4. Перспективные направления развития криминалистической
характеристики стадий подготовки террористического акта………..

133
Заключение …………………………………………………………………...
140
Список использованной литературы ……………………………………….
147
Приложение…………………………………………………………………..
151

Работа состоит из  1 файл

Диплом (2).doc

— 860.00 Кб (Скачать документ)

1) осуществление финансовыми посредниками идентификации клиентов, выгодоприобретателей по операциям, совершаемым клиентами, а также информирование органа финансовой разведки о подозрительных операциях;

2) применение мер по выявлению перемещения наличных денежных средств через границу и осуществлению контроля за перемещаемыми денежными средствами. При этом данные меры не должны создавать препятствия для перемещения капиталов, полученных законным путем;

3) чтобы все переводы денежных средств сопровождались на всем пути их следования полной информацией о плательщике.

Государства-участники должны принять меры, с тем чтобы потребовать от финансовых учреждений, на которые распространяется их юрисдикция, проверять личность клиентов, принимать меры для установления личности собственников-бенефициаров средств, депонированных на счетах с большим объемом средств, и осуществлять более жесткие меры контроля в отношении счетов и операций лиц, обладающих значительными публичными полномочиями. Такие меры должны быть направлены на выявление подозрительных операций для целей представления информации о них компетентным органам.

К региональным договорам, регулирующим вопросы противодействия отмыванию преступных доходов, относится Конвенция Совета Европы от 8 ноября 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" (Страсбургская конвенция), ратифицированная Российской Федерацией в мае 2001 г. (Федеральный закон от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ). Подписание Российской Федерацией указанной Конвенции в 1999 г. явилось правовой предпосылкой к созданию в Российской Федерации системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Принципиальные положения Страсбургской конвенции сводятся к следующему. Каждое государство-участник обязано принять законодательные и другие меры, направленные на противодействие легализации доходов от преступной деятельности:

- предоставляющие возможность конфисковать доходы, полученные в результате легализации преступных доходов, а также имущество, предназначенное для использования (или использованное) для совершения уголовных правонарушений;

- идентифицировать и разыскивать имущество, подлежащее конфискации;

- предотвращать любые операции с таким имуществом, его передачу или распоряжение им.

Особо подчеркивается, что государство-участник не может отказаться от выполнения этих действий под предлогом банковской тайны.

Государства-участники в максимально возможной степени должны оказывать друг другу помощь в определении и обнаружении доходов, подлежащих конфискации, а также сотрудничать друг с другом в проведении расследований и судебных разбирательств в целях конфискации легализованных от преступной деятельности доходов.

Страсбургская конвенция 1990 г. была переработана, и в мае 2005 г. в Варшаве принята Конвенция Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма" (далее - Варшавская конвенция).

Варшавская конвенция расширяет действие Страсбургской конвенции и вводит ряд новых положений. В частности, устанавливает запрет на осуществление финансирования терроризма (глава вторая).

В связи с этим странам необходимо обеспечить выявление, отслеживание, установление принадлежности, замораживание, арест и конфискацию собственности законного и незаконного происхождения, используемой или планируемой для использования в целях финансирования терроризма. При этом Варшавская конвенция предусматривает, что бремя доказывания законности происхождения имущества лежит на правонарушителе (ст. 4).

Предусматривается также установление ответственности юридических лиц за совершение действий по отмыванию денег и (или) финансированию терроризма (ст. 10), осуществляемых в их пользу физическим лицом, которое может быть как независимым исполнителем, так и сотрудником одного из подразделений юридического лица, а также в тех случаях, когда вышеупомянутое физическое лицо замешано в названных преступлениях в качестве соучастника, пособника или подстрекателя.

Конвенция закрепляет положение о необходимости принятия законодательных и других необходимых мер для введения всеобъемлющего внутреннего режима ПОД/ФТ (ст. 13).

Уточняются меры по наделению судов и других компетентных органов необходимыми полномочиями для издания соответствующих распоряжений о предоставлении или выемке банковской, финансовой и коммерческой документации (ст. 7, 17 - 19).

Конвенция предусматривает принятие законодательных и других необходимых мер для обеспечения возможности использования специальных методов проведения расследования, облегчающих установление и отслеживание доходов, полученных преступным путем, и для сбора соответствующих доказательств. Такие меры могут включать наблюдение, прослушивание телефонных разговоров, получение доступа к компьютерным системам и полномочия по изданию распоряжений о представлении конкретных документов.

Также предусмотрено наделение правоохранительных органов полномочиями в части международного сотрудничества (ст. 17 - 19), которые необходимы в первую очередь для оперативного оказания взаимной правовой помощи: запросы на получение информации о банковских счетах; запросы на получение информации о проведении банковских операций; запросы на осуществление наблюдения за банковскими операциями.

Причем ни одна из сторон не вправе уклониться от исполнения положений о предоставлении или выемке банковской, финансовой и коммерческой документации в рамках осуществления оперативных мероприятий под предлогом неразглашения банковской тайны.

В рамках международного сотрудничества необходимо обеспечить возможность по запросу иностранного государства предпринимать срочные меры по временной отмене или приостановке совершающейся сделки на период, предусмотренный законодательством запрашиваемой стороны.

Такие меры должны приниматься в том случае, если запрашиваемый орган финансовой разведки получил исчерпывающие подтверждения от запрашивающего органа финансовой разведки в том, что:

а) данная сделка связана с отмыванием денег;

б) она была бы приостановлена или согласие на ее осуществление было бы временно отменено в запрашивающей стране.

Сторона, подписавшая Страсбургскую конвенцию 1990 г., имеет право на ратификацию, принятие или одобрение Варшавской конвенции 2005 г. лишь в том случае, если она, по крайней мере, признает свои обязательства в отношении подписанной ею Конвенции 1990 г.

С момента вступления в силу Варшавской конвенции подписавшие ее страны, являющиеся одновременно сторонами Страсбургской конвенции 1990 г., обязуются:

- применять положения Варшавской конвенции 2005 г. в своих двусторонних отношениях;

- в дальнейшем применять положения Страсбургской конвенции 1990 г. в отношениях со странами - членами Страсбургской конвенции 1990 г., не подписавшими Конвенцию 2005 г.

Законом предусмотрена только уголовная ответственность организаций за причастность к терроризму, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Однако не следует забывать, что также организация может быть привлечена и к административной ответственности, например, за финансирование терроризма. Вышеперечисленные статьи предусматривают ответственность за следующие преступления:

- террористический акт (ст. 205 УК РФ);

- содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ);

- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или

публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ);

- захват заложника (ст. 206 УК РФ);

- организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем

(ст. 208 УК РФ);

- угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного

подвижного состава (ст. 211 УК РФ);

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

(ст. 277 УК РФ);

- насильственный захват власти или насильственное удержание власти

(ст. 278 УК РФ);

- вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ);

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

(ст. 280 УК РФ);

- организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ);

- организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ);

- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Уголовно наказуемыми являются террористические акты, под которыми статья 205 УК РФ понимает совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. В случае совершения указанных действий без отягчающих обстоятельств они могут влечь за собой наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет. Наказание увеличивается на срок от десяти до двадцати лет в том случае, если эти деяния осуществлены группой лиц по предварительному сговору или с применением огнестрельного оружия (часть 2 ст. 205 УК РФ). Наконец, если подобные деяния совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, они могут повлечь наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненного лишения свободы (часть 3 ст. 205 УК РФ). К статье предусмотрено примечание, регламентирующее возможность освобождения виновного от уголовной ответственности при наличии определенных обстоятельств. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Признается самостоятельным уголовно наказуемым деянием и содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), которое определено в диспозиции статьи как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями: 205 (террористический акт), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж) и 360 (нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) Уголовного кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, финансирование терроризма. Наказание, предусмотренное за перечисленные деяния, совершенные без квалифицирующих признаков, состоит в лишении свободы на срок от 4 до 8 лет. В том случае, если они осуществлены с использованием своего служебного положения, наказание в виде лишения свободы увеличивается на срок от 7 до 15 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (часть 2 ст. 205.1 УК РФ). В примечании к статье законодательно определено понятие финансирования терроризма. Под ним в уголовном законе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Виновное в содействии террористической деятельности лицо также может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Реформирование уголовного законодательства, произошедшее в июле 2006 года, дополнило действующий уголовный закон новой "антитеррористической" статьей - ст. 205.2 УК РФ, предусматривающей наказание за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. При этом, согласно примечанию к статье, под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Подобные действия влекут наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишение свободы на срок до четырех лет. Если же публичные призывы совершены с использованием средств массовой информации, они могут быть наказаны штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения всех вышеназванных террористических преступлений, а также доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); орудия, оборудование и иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, могут быть конфискованы в Российской Федерации на основании решения суда и в соответствии со статьей 104.1 УК РФ.

Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ.) дает определение нарушению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом под нарушением законодательства понимается неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, что в большей степени относится к банковской деятельности.

Информация о работе Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта