Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Террор и терроризм — давняя проблема человеческого общества. Это социально негативное явление во второй половине XX века стало существенным элементом международной напряженности. Резкие «вспле­ски» террористической активности в 1970— 1980-х гг. были характерны как для разви­тых стран Европы (Италия, ФРГ, Франция, Испания, Великобритания), так и для стран Латинской Америки и других регионов

Содержание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы …………
3
Отзыв руководителя………………………………………………………….
4
Рецензия специалиста………………………………………………………...
5
Введение ……………………………………………………………………...
6
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика террористической
деятельности………………………………………………………...

13
§ 1. Понятие и классификация преступлений террористического
характера…………………………………………………………………

13
§ 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма и террористического акта……………………………………………………………………….

36
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика стадий подготовки
террористического акта…………………………………………….

56
§ 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления………..
56
§ 2. Публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма………………...

66
§ 3. Незаконное пересечение Государственной границы Российской
Федерации………………………………………………………………..

72
§ 4. Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или
сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
устройств, а также их хищение или вымогательство………………….


77
§ 5. Содействие террористической деятельности…………………………..
85
§ 6. Финансирование акта терроризма либо террористической
организации……………………………………………………………...
88
Глава 3. Криминалистическая характеристика стадий подготовки
террористического акта ………………………………………….

101
§ 1. Понятие и значение криминалистической характеристики………….
101
§ 2. Определение стадий преступления при отработке типичных
оперативно-розыскных версий по факту совершения
террористического акта………………………………………………….

105
§ 3. Первоначальные следственные действия по расследованию
преступлений террористического характера…………………………..
121
§ 4. Перспективные направления развития криминалистической
характеристики стадий подготовки террористического акта………..

133
Заключение …………………………………………………………………...
140
Список использованной литературы ……………………………………….
147
Приложение…………………………………………………………………..
151

Работа состоит из  1 файл

Диплом (2).doc

— 860.00 Кб (Скачать документ)

Публичность как обязательное условие совершения рассматриваемого преступления предполагает, что адресатом указанных в ст. 205.2 УК действий выступает определенный или неопределенный виновным круг лиц, до которого доводятся соответствующие идеи, материалы, информация. Ряд авторов отмечают направленность призывов к неограниченному, неопределенному кругу лиц и соответственно их исключительно "безличный характер"[49]. Но ведь призывать к осуществлению террористической деятельности можно и вполне определенный (ограниченный) круг лиц. Думается, что исключение возможности обращения с призывами к конкретной группе лиц (например, трудовому коллективу, членам съезда политической партии и т.п.) будет существенным ограничением сферы действия рассматриваемой нормы.

Призывы и заявления могут осуществляться как устно (на демонстрациях, митингах и т.п.), так и посредством изготовления и распространения печатных материалов, в том числе через Интернет. Спорным представляется мнение о возможности осуществления призывов в изобразительной форме[50]. На наш взгляд, само по себе изображение, без словесного или текстового комментария, не может призывать к осуществлению террористической деятельности или быть воспринято как заявление о признании правильными идеологии и практики терроризма.

Как уголовно-правовая категория призывы по своему содержанию во многом совпадают с подстрекательством, которым признается склонение лица к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК). Таким образом, если и попытаться отграничить, например, подстрекательство к террористическому акту от публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, то такая попытка вряд ли будет удачной. Конечно, можно утверждать, что подстрекательство предполагает уговор совершить конкретное уголовно наказуемое деяние (направленное на определенный объект, определенным способом, в соучастии с конкретными лицами и т.д.). Между тем очевидно, что, квалифицируя содеянное как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, правоприменитель обязан руководствоваться принципом субъективного вменения и доказать, какие именно формы террористической деятельности пропагандировались в процессе соответствующих призывов, а также что они оказали влияние на определенную категорию лиц, эффективно воздействовали на сознание и психику людей.

По смыслу закона совершение данного преступления возможно исключительно с прямым умыслом. Чаще всего лица, публично призывающие к террористической деятельности или оправдывающие терроризм, выражают тем самым свое недовольство социально-политической ситуацией в государстве, преследуя цель оказать воздействие на органы власти, изменить существующий конституционный строй, пересмотреть внутреннюю или внешнюю политику государства и т.д. Однако, как следует из диспозиции ст. 205.2 УК, мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления, а могут учитываться лишь при назначении наказания.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления признается его совершение с использованием средств массовой информации (ч. 2 ст. 205.2 УК). Установление повышенной ответственности за данный способ совершения публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма обусловлено общей концепцией последних законодательных новаций. В частности, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"[51], не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Квалифицированный вид рассматриваемого преступления будет налицо в случаях, когда соответствующие публичные призывы или оправдание терроризма совершаются периодическим печатным изданием, в радио-, теле-, видеопрограмме или в иной форме периодического распространения массовой информации. Часть 2 ст. 205.2 УК предусматривает наличие специального субъекта, в качестве которого можно рассматривать не только лиц, занимающихся выпуском периодических печатных изданий, телепрограмм и т.д. (например, главных и ответственных редакторов, иных руководителей), но и конкретных авторов статей, программ, репортажей, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдывающих терроризм.

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

 

В последние годы в Российской Федерации преступления, совершаемые против порядка управления (1997 г. - 85706, в 1998 г. - 92974, 1999 г. - 99468, 2000 г. - 96664 [52], 2001 г. - 95310; 2002 г. - 107021; 2003 г. - 122544, 2004 г. - 172146, в 2005 г. - 182706; 2006 г. - 214033 [53]), в том числе незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, имеют устойчивое криминологическое влияние на динамику и структуру преступности в целом (в 1997 г. совершено 28 незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации; в 1998 г. - 54 [54]; в 1999 г. - 44; в 2000 г. - 44 [55]; в 2001 г. - 58; в 2002 г. - 93; в 2003 г. - 212 [56], в 2004 г. - 330 [57]; в 2005 г. - 639 [58]; в 2006 г. - 1595 [59]). "Граница является весьма существенным элементом характеристики таможенных преступлений, поскольку при ее пересечении совершается подавляющее большинство преступлений. Прежде всего, это контрабанда (ст. 188 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)"[60]. В последние годы нарушение неприкосновенности границы часто связано с совершением других опасных преступлений, таких как шпионаж, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков и т.д.

Ведущее место по распространенности преступлений в виде незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации среди субъектов Российской Федерации занимает Республика Дагестан. По данным Информационного центра МВД РД, количество преступлений данной категории неуклонно возрастает: в 1997 г. - 1; в 1998 г. - 5; в 1999 г. - 10; в 2000 г. - 4; в 2001 г. - 21; в 2002 г. - 34; в 2003 г. - 13, в 2004 г. - 12; в 2005 г. - 15; в 2006 г. - 95. На государственной границе совершаются деяния, представляющие серьезную угрозу национальной безопасности России. Организация незаконного въезда и пребывания иностранных граждан рассматривается в преступных кругах республики как высокодоходный криминальный бизнес, сопряженный с вовлечением в него должностных лиц контролирующих органов. Соседняя с Дагестаном республика - Чечня стала своего рода форпостом одного из крайне радикальных течений исламского фундаментализма, стремящегося создать единое исламское государство на территории ряда республик Северного Кавказа.

Осложнение криминальной ситуации в Российской Федерации, особенно в Республике Дагестан, обусловлено стремительным ростом незаконных вооруженных формирований через приграничные государства. Стремление организованных преступных сообществ к проникновению в Республику Дагестан сопряжено с активизацией незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации. Они имеют целью не только пересечь границу, но и преступным путем обеспечить "проникновение во власть". Например, в Чеченской Республике в военных лагерях под руководством Хаттаба обучались владению стрелковым оружием и ведению боевых действий многие приверженцы ваххабизма. Лагеря были расположены в селениях Сержен-Юрт и Урус-Мартан, руководил ими араб Абуджафар [61]. "Увеличивается также и количество насильственных посягательств, угроз в отношении работников приграничной службы" [62]. Как справедливо отмечает А.И. Долгова, "чем сложнее преступная деятельность, чем она масштабнее, тем более высокого уровня она требует, тем более создаваемые ею организации не только противостоят усилиям государства по обеспечению правопорядка, но и пытаются контролировать их посредством разложения государственного аппарата, шантажа, морального террора, в том числе с использованием подконтрольных средств массовой информации, других мер, вплоть до физического уничтожения неугодных" [63].

Террористическая деятельность на Северном Кавказе носит организованный характер и является интегративным результатом как широкомасштабной криминальной деятельности состоящих преимущественно или только из граждан России террористических организаций и групп с международными, межрегиональными связями, так и фактически внешней агрессии - так называемой суррогатной войны [64]. Материалы расследованных и рассмотренных судами уголовных дел указывают на причастность к данной войне международных террористических организаций и спецслужб ряда иностранных государств. Именно иностранные граждане выступали и выступают в качестве инструкторов, организаторов обучения, подготовки террористов и террористических акций, через них идут внушительные финансовые потоки. Как отмечает М.П. Клейменов [65], их нахождение на территории России связано в том числе с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации, контрабандой.

В последние годы проблема миграции приобрела особую актуальность в связи с "прозрачностью" границ со странами СНГ, усилившейся внутренней миграцией, появлением массы беженцев, незаконным привлечением иностранной рабочей силы и т.д. [66]. Так, по имеющимся данным, на территорию России ежегодно прибывает до 20 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом свыше 5 млн. лиц данной категории находится на территории РФ нелегально. "Миграционные процессы развиваются, как правило, стихийно, вызывают немало негативных последствий (в том числе в виде совершения мигрантами различных правонарушений), порождая социальную напряженность в обществе" [67]. Нарастают процессы массовой неконтролируемой миграции через границу беженцев из районов вооруженных конфликтов и также граждан третьих стран на территорию России [68]. По материалам уголовных дел, данным спецслужб, военных аналитиков, за последние пять лет в качестве участников преступных организаций террористического характера и террористических групп в 2000 - 2005 гг. выявлен 461 гражданин 42 иностранных государств, в том числе: 51 - из Йемена, 46 - из Саудовской Аравии, 42 - из Турции, 31 - из Грузии, 24 - из Сирии, 21 - из Палестины, 20 - из Иордании, 19 - из Таджикистана, 17 - из Казахстана, 13 - из Украины. Среди погибших в результате боевых столкновений были негры, не имеющие при себе каких-либо документов, удостоверяющих личность [69].

Динамика незаконного пересечения Государственной границы в Российской Федерации в целом подвержена определенным колебаниям в силу субъективных факторов. Анализ выявленных рассматриваемых преступлений в Республике Дагестан показывает наличие определенных колебаний в динамике этого преступления, которое невозможно объяснить какими-либо объективными факторами. По данным Информационного центра МВД РД, в 1997 г. возбуждено по ст. 322 УК РФ 1 уголовное дело, по которому привлечено 1 виновное лицо за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации. В 1998 г. общее число рассматриваемых преступлений по сравнению с 1997 г. возросло в пять раз. В 1999 г. по 10 фактам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации к уголовной ответственности были привлечены 4 человека, а в 2000 г. возбуждено всего 4 уголовных дела рассматриваемой категории, из которых 4 раскрыты и к ответственности привлечены 8 человек. В 2000 г. в Республике Дагестан широко проводились операции по захвату и привлечению к уголовной ответственности организаторов и участников незаконных вооруженных формирований, приверженцев ваххабизма и экстремизма. Поэтому в этом году совершено наименьшее количество незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации и наибольшее число преступников привлечено к уголовной ответственности. К сожалению, в 2001 г. статистика резко меняется в худшую сторону: было возбуждено 21 уголовное дело, всего привлечено к уголовной ответственности 17 человек. "С 2003 по первое полугодие 2005 года за незаконный переход государственной границы в республике привлечено к уголовной ответственности (по ст. 322 УК РФ) и осуждено 117 лиц" [70]. Небольшой рост рассматриваемых преступлений показывает статистика 2006 г. - совершено 95 незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации.

Приведенные данные о числе лиц, выявленных и осужденных за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, свидетельствуют о довольно пассивном отношении к борьбе с этим преступлением. По 1332 фактам незаконных пересечений Государственной границы в Российской Федерации, зарегистрированных за период 2001 - 2005 гг., выявлено 688 лиц, совершивших преступления: в 2001 г. - 23 (58); в 2002 г. - 51 (93); в 2003 г. - 106 (212) [71], в 2004 г. - 178 (330) [72], в 2005 г. - 330 (639) [73].

На современном этапе основное внимание важно уделить борьбе с такими угрозами национальной безопасности, как использование национально-этнического фактора в политической борьбе и активизация незаконных вооруженных формирований. Необходимы срочные меры борьбы с экстремизмом, бандитизмом и терроризмом. В комплексе общесоциальных мер профилактики рассматриваемых преступлений возникает необходимость укрепления административных границ со стороны приграничных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации, в частности со стороны Дагестана. "Мерами борьбы с преступлениями террористического характера представляется пресечение каналов поставки в Южный федеральный округ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (а также его хищение с мест дислокации воинских частей), наркотических средств и денежных средств, предназначенных для оплаты совершаемых преступлений; продолжение активных действий по окончательному разгрому незаконных вооруженных формирований, идеологической и материальной базы поддержки и распространения религиозного и политического экстремизма на Северном Кавказе, а также опорной базы международного терроризма; выявление и привлечение к уголовной ответственности пособников незаконных вооруженных формирований и религиозных экстремистов" [74].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также их хищение или вымогательство

 

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 222 - 226 УК РФ, судам необходимо устанавливать, являются ли изъятые у него предметы оружием, его основными частями или комплектующими деталями, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена указанными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта