Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному уголовному законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенности квалификации налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному законодательству.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи
Рассмотреть историю развития системы налогообложения России и зарубежных стран.
Проанализировать современное состояние системы федерального налогообложения.
Рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов налоговых преступлений

Содержание

Введение…3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьёй 198, 199 УК РФ…13
§1.1 Особенности объективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…13
§1.2 Особенности субъективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ §1.3 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…18
§1.3Проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…21
Глава 2. Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…24
§2.1 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений Германии и России…24
§2.2 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений США и России…28
Заключение…33
Список литературы…38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

10. В январе - марте 2012 года зарегистрировано 5,86 тыс. экологических преступлений, что на 0,8% больше, чем за аналогичный  период прошлого года.

11. По сравнению  с январем - мартом 2011 года на 18,4% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 69 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 12,0%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 32,05 млрд руб. 
Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 60,9%.  
Подразделениями органов внутренних дел выявлено 66,3 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 96,2%.

12. В январе - марте 2012 года выявлено 60,1 тыс.  преступлений, связанных с незаконным  оборотом наркотиков, что на 4,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов наркоконтроля выявлено 22 тыс. преступлений (+0,6%), сотрудниками органов внутренних дел – 37,2 тыс. преступлений (+6,2%). По сравнению с январем - мартом 2011 года на 3,6% сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снизился с 50,0% в январе - марте 2011 года до 46,3%.

13. В январе - марте 2012 года зарегистрировано 165 преступлений террористического  характера ( 16,2%) и 174 преступления  экстремистской направленности (+11,5%).

14. В общественных  местах зарегистрировано 143,5 тыс. преступлений (+10,3%).На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 86,9 тыс. (+14,4%) преступлений, в том числе: 13,2 тыс. ( 11,4%) грабежей, 35,7 тыс. (+29,2%) краж, 1,6 тыс. (+6,5%) разбойных нападений. 
На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 29 разбойных нападений ( 27,5%), 84 грабежа (+2,4%), выявлено 18 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств ( 37,9%).

15. В январе - марте 2012 года раскрыто 331,3 тыс. преступлений ( 7,1%), в том числе 168,6 тыс. – следствие по которым обязательно ( 5,8%) и 162,7 тыс. – следствие по которым необязательно ( 8,3%). Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 266,5 тыс. преступлений ( 9,1%), что составляет 80,4% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации – 34,1 тыс. преступлений (+13,6%), что составляет 10,3% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 13,1 тыс. ( 3,6%), службы судебных приставов – 12,5 тыс. ( 2,4%).

16. Не раскрыто 214,6 тыс. преступлений, что на 10,3% меньше аналогичного показателя  за январь - март 2011 года. Из этого  количества на тяжкие и особо  тяжкие преступления приходится 24,8% (в январе - марте 2011 года – 25,6%). Остались нераскрытыми 281 убийство и покушений на убийство ( 3,4%), 1,1 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью ( 15,8%), 130,5 тыс. краж ( 9,3%), 13,1 тыс. грабежей ( 27,3%), 1,4 тыс. разбойных нападений ( 29,1%). 207,9 тыс. преступлений ( 10,3%) остались нераскрытыми в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

17. Преступлений  прошлых лет в январе - марте  2012 года раскрыто 22,9 тыс., что на 2,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 
Половину (50,5%) раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (11,6 тыс.) и четырнадцатую часть (7,2%) – мошенничества (1,7 тыс.).

18. Выявлено 261,5 тыс. лиц, совершивших преступления ( 5,3%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 65,6% в январе - марте 2011 года до 66,5%, а удельный вес ранее судимых лиц – с 27,1% до 30,6%.

19. Почти каждое  третье (42,1%) расследованное преступление  совершено лицами, ранее совершавшими  преступления, почти каждое пятое (22,0%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать первое (4,8%) – несовершеннолетними или при их соучастии. Организованными группами или преступными сообществами совершено 5,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+12,2%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий возрос с 5,2% в январе - марте 2011 года до 6,1%.

20. Иностранными  гражданами и лицами без гражданства  на территории Российской Федерации  совершено 11,6 тыс. преступлений, что на 5,6% меньше, чем за январь - март 2011 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 10,3 тыс. преступлений ( 7,9%), их удельный вес составил 89,1%. 
Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возросло на 2,1% и составило 2,7 тыс. преступлений.2

 

 

 

 

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьёй 198, 199 УК РФ.

 

§1.1 Особенности  объективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ

Преступлением в сфере налогообложения является общественно опасное, противоправное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), нарушающее принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности и конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Указанные преступления объединяет непосредственный объект – общественные отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности и конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.3

Общественная опасность данного преступления заключается в причинении вреда отношениям с участием налогоплательщиков - физических лиц, складывающимся в сфере налогообложения, которые и составляют его объект. В данном случае противоправные действия посягают на существующий порядок исчисления и уплаты налогов и сборов с физических лиц.4

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.5

Специалисты в области уголовного права считают, что данное преступление "...может быть направлено на факультативный непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие формирование государственного аппарата из не коррумпированных государственных служащих, занимающих руководящие должности. Это вытекает из пункта 3 Указа Президента России от 04.04.1992 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", которой предписано "установить для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера".6

Существует также точка зрения, что "...неуплата налогов лишает государство рычагов управления обществом. Это позволяет утверждать, что налоговые преступления являются государственными преступлениями. Объект их посягательства - общественные отношения в сфере государственного управления, а не в сфере налогообложения, как утверждают некоторые ученые. Их 7нельзя отождествлять и с посягательствами на сферу финансовых отношений.

Лишение государства путем неуплаты налогов в государственные внебюджетные фонды возможности осуществления государством его главной функции - управления обществом - делает само существование государства беспредметным. Это и обусловливает отнесение уклонения от уплаты налогов к государственным преступлениям. Предметом преступления здесь будут удерживаемые денежные средства, которые налогоплательщик не уплатил в установленный законом срок в государственный бюджет или в государственные страховые внебюджетные фонды.8

Так, по мнению Р.А. Алексеева неправильное определение объекта налоговых преступлений приводит к недооценке их общественной опасности. Налоговые преступления должны быть отнесены к категории государственных преступлений.9

Относительно объекта налоговых преступлений также есть мнение, что уклонение от уплаты налогов с организаций относится к преступлениям в экономической сфере деятельности. Преступления этого вида посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного бюджета.

Можно сделать вывод о том, что если лицо вовремя предоставит необходимые документы без указания ложных сведений, но не перечислит налоги или сборы, то состава преступления в его действиях не будет. Аналогичного мнения придерживается В.О. Тюнин, который считает, что исключив «иной способ», законодатель значительно сузил правовое поле действия уголовно –правовых норм. 10В недоумении и С. С. Якимова, утверждая, что законодатель предлагает вообще отказаться от упоминания других способов уклонения, а точнее от следующей формулировки: «неуплата налога и (или) сбора с физического лица, совершенная в крупном размере».11

Для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 198 УК РФ необходимо, чтобы общая сумма неуплаченных налогов являлась крупной. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Квалифицированным видом данного преступления является совершение его в особо крупном размере, которому соответствует сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей

Ст.199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

Статья 199 УК РФ имеет конструктивное сходство со ст. 198 УК РФ, однако в отличие от нее предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов) с организации. Юридические лица составляют отдельную категорию налогоплательщиков, обязанных, прежде всего, уплачивать так называемые корпоративные налоги. В отличие от физических лиц организации в большинстве своем имеют более высокую налоговую способность, поэтому уклонение от исполнения ими обязанностей по уплате налогов (сборов), как правило, причиняет больший ущерб финансовой системе государства. Соответственно такие действия характеризуются повышенной общественной опасностью.

Объектом данного преступления является налоговая система государства в части отношений, возникающих в связи с исчислением и уплатой в бюджеты налогов и (или) сборов с организаций.

Объективная сторона имеет много общего с преступлением, предусмотренным ст. 198 УК РФ. Основное же отличие заключается в том, что налогоплательщиком в данном случае является организация.12

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организациями для целей налогообложения признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

В соответствии с диспозицией ст. 199 УК РФ преступные действия могут выражаться в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.13

Непосредственно же способы совершения данного преступления могут существенно различаться в зависимости от субъекта преступления, вида налога (сбора), налогового статуса организации, использования налоговых льгот, отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов, специальных налоговых режимов и т.д.

Наличие материального ущерба в виде неуплаченного налога (сбора) является в данном случае обязательным признаком преступления..

Понятие время совершения преступления включает налоговый период (ст.55 ч.1 НК РФ). В рамках налогового периода должно быть отражено время непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, включения в декларацию или первичные бухгалтерские документы и в учетные регистры заведомо ложных (искаженных) данных.14

Преступление является оконченным с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов. 1

 

§1.2 Особенности субъективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ

Субъективная сторона независимо от формы преступного поведения сводится к прямому умыслу. В данном случае следует исходить из того, что преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее:

- осознавало общественную опасность своего действия (бездействия);

- предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий;

- желало наступления этих последствий.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному уголовному законодательству