Правовая характеристика денежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:51, контрольная работа

Описание

Цель работы – анализ денежной системы РФ. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
исследовать понятие и структуру денежной системы России
проанализировать специфику правового регулирования отдельных ее элементов.

Содержание

Введение 3
1. Правовая характеристика денежной системы РФ. 5
2. Денежные средства, поступающие муниципальному медицинскому учреждению из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, использованы не по целевому назначению. Могут ли должностные лица, допустившие нецелевое использование средств, быть привлечены к административной ответственности? 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

фин.право вар.8.doc

— 34.98 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

 

Введение 3

1. Правовая характеристика денежной системы РФ. 5

2. Денежные средства, поступающие муниципальному медицинскому учреждению из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, использованы не по целевому назначению. Могут ли должностные лица, допустившие нецелевое использование средств, быть привлечены к административной ответственности? 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

 

 

 

 Интерес к проблеме научного определения феномена денег  прослеживается в науке с древнейших времен до наших дней. Это объясняется  той колоссальной степенью, в которой  деньги предопределяют направление  развития человеческой цивилизации. Сложность  и многогранность этого общественного  явления служат объяснением отсутствия единого общепринятого научного определения содержания понятия  денег. Развитие человеческой цивилизации  тесно связано с развитием  и усложнением денежных форм и  денежных отношений. Это позволило  на современном этапе говорить не просто о деньгах, но о денежной системе  государства, в которой отражаются национальные особенности развития денежных единиц и правил их оборота.

Современная экономическая политика России направлена на развитие рыночных отношений, использование  рыночных рычагов регулирования  экономики наряду с мерами государственного регулирования. А это в свою очередь, обуславливает интерес к деньгам, которые, как известно, являются основой  современной экономики вообще и  денежной системы в частности. Развитие российской государственности на современном  этапе характеризуется продолжающимся процессом реформирования политической и экономической инфраструктуры общества. Важное направление таких  преобразований составляет формирование денежной системы страны и ее законодательное  закрепление.

Объектом  настоящего исследования в связи  с вышесказанным стала денежная система РФ. Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, научная и учебная литература.

Цель работы – анализ денежной системы РФ. Для  ее реализации поставлены следующие  задачи:

  1. исследовать понятие и структуру денежной системы России
  2. проанализировать специфику правового регулирования отдельных ее элементов.

Кроме того, в  ходе выполнения работы был разрешен юридический казус относительно нецелевого расходования бюджетных  средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовая характеристика денежной системы РФ.

 

 

Одним из объективных  факторов, обусловливающих необходимость  проведения государством финансовой деятельности, является перераспределение национального  дохода в денежной форме и связанная  с этим его включенность в денежное обращение. Эффективное развитие экономики  страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием  денежной системы.

Денежное  обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в  рыночной экономике, являясь важнейшим  ее атрибутом. Как экономическая  категория деньги представляют собой  средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества  стоимостей товаров.

Денежная  система представляет собой построение денежного обращения в стране, которая складывается исторически и закрепляется национальным законодательством1. Определение денежной системы следующее: денежная система - это установленная государством форма организации денежного обращения в стране, совокупность форм и методов сложившегося в стране денежного обращения. Денежная система - это форма денежного устройства государства. Она формируется с возникновением товарно-денежных отношений, централизованного государства и национального рынка. Развитие товарно-денежных отношений и производства вносит существенные изменения в денежную систему, поэтому последняя отражает объективные процессы развития производительных сил и производственных отношений. Различным условиям хозяйствования отвечают различные денежные системы. Однако при всех различиях есть общее: везде денежная система - это форма организации денежного обращения.

Первые денежные системы начали формироваться в XVI - XVII вв. в условиях становления  централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков. В  зависимости от вида денег различают  два типа денежных систем: система  металлического обращения и система  бумажно-кредитного обращения. Если первый тип был характерен для начальных  этапов развития денежных систем, то в  настоящее время во многих государствах установился второй тип денежных систем.

В связи с  этим в денежной системе можно  выделить специфические (особые) черты. К ним относятся:

1) то что  денежная система складывается  исторически; 

2) отражает  социально-экономическое положение  страны;

3) закрепляется  законами государства; 

4) имеет национальную  окраску. 

В тоже время  можно выделить общие черты денежных систем:

1) денежная  система всегда определяет денежный  метал, служащий денежной единицей  старой страны;

2) включает  наименование денежной единицы  и её частей;

3) определяет  виды государственных денежных  знаков, имеющих законную платёжную  силу;

4) устанавливает  масштаб цен; 

5) устанавливает  валютный курс;

6) определяет  порядок наличной и безналичной  (депозитной) эмиссии и обращения  денежных знаков;

7) устанавливает  регламентацию безналичного денежного  обращения; 

8) устанавливает  правила вывоза и ввоза национальной  валюты и организации международных  расчётов;

9) определяет государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование2.

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного  обращения, для экономического и  политического развития страны обусловлено  их регулирование со стороны государства  с помощью права, в первую очередь  финансового права. В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению Российской Федерации3.

Следовательно, федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации, под которой принято  понимать законодательно закрепленное устройство денежного обращения, форму  его организации.

В результате правового регулирования денежного  обращения в Российской Федерации  создана денежная система, включающая в себя следующие элементы:

1) официальная  денежная единица (рубль, состоящий  из 100 копеек);

2) эмиссия  наличных денег;

3) организация  и регулирование денежного обращения.

Первым элементом  денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Законом о Банке России официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек4. В ст. 1 Закона о валютном регулировании данное понятие несколько уточнено и понятием "валюта Российской Федерации" охватываются:

1) денежные  знаки в виде банкнот и монеты  Банка России, находящиеся в обращении  в качестве законного средства  наличного платежа на территории  Российской Федерации, а также  изъятые либо изымаемые из  обращения, но подлежащие обмену  указанные денежные знаки;

2) средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах.

Введение  на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990 г. официальное  соотношение между рублем и золотом  или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение  характерно для большинства стран  мира. Официальный курс рубля к  денежным единицам других государств устанавливается и публикуется  ЦБ РФ. Валюта Российской Федерации  включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону5.

Банкноты  и монеты являются безусловными обязательствами  Банка России, обеспечиваются всеми  его активами и обязательны к  приему по нарицательной стоимости  при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты  и монеты Банка России не могут  быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения  по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот  и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее  одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений  ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о  выпуске в обращение новых  банкнот и монет и об изъятии  старых принимает Совет директоров ЦБ РФ.

Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется  в СМИ.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать правительство страны.

Вторым элементом  денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Эмиссионная система представляет собой установленный законодательством порядок эмиссии и обращения денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США - Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет - на казначейства.

Обслуживая  хозяйственный оборот, деньги постоянно  выпускаются в оборот и изымаются  из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под  которой понимается выпуск денег  в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных  денег. В условиях рыночной экономики  эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию  безналичных денег - коммерческие банки, что регулируется также центральным  банком страны.

Контроль  за объемом денежной массы в Российской Федерации осуществляет Банк России. Количество денег в обращении  определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объем  денежной массы.

Задача ЦБ РФ заключается в ограничении  или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для  этого Банк России устанавливает  систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование  кредитными организациями в Банке  России определенной части привлеченных ими денежных средств.

Обязательные  резервы - один из инструментов осуществления  денежно-кредитной политики Банком России. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся  в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как  уже отмечалось, увеличивается общая  масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической  отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также  регионы ее проведения. В осуществлении  эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные расчетно-кассовые центры (далее - РКЦ), содержащие резервные фонды и  оборотные кассы.

В резервных  фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска  их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного  региона в наличных деньгах. Эти  деньги не относятся к находящимся  в обращении, поскольку не совершают  движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу  постоянно поступают и из нее  выдаются наличные деньги от банков. Эти  деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Если сумма  поступлений наличных денег на счете  банка превышает установленный  лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят  в резервный фонд. При потребности  банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе  его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая  ее из резервного фонда в оборотную  кассу РКЦ с разрешения ЦБ РФ. Для данного РКЦ это будет  эмиссионной операцией. Правление  ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где  прошло их изъятие6.

Третьим элементом  денежной системы являются организация и регулирование денежного обращения, возлагаемые на ЦБ РФ.

 

 

 

  1. Денежные средства, поступающие муниципальному медицинскому учреждению из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, использованы не по целевому назначению. Могут ли должностные лица, допустившие нецелевое использование средств, быть привлечены к административной ответственности? 

Денежные  средства Фонда социального страхования  являются государственной собственностью, источником пополнения которых является, в числе других, бюджетные средства. 

Статья 15.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ7.       

Информация о работе Правовая характеристика денежной системы РФ