Уголовно-правовая характеристика хищения предметов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:37, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное изучение потенциала уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с хищениями предметов, имеющих особую ценность, а также разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства и существующего комплекса мер, направленных на предупреждение данных преступлений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика хищения предметов, имеющих особую ценность 7
1.1. Объект и объективная сторона хищения предметов, имеющих особую ценность 7
1.2 Субъект и субъективная сторона хищения предметов, имеющих особую ценность. 31
1.3. Соотношение субъективной стороны хищения предметов, имеющих особую ценность со сходными преступлениями. 44
Глава 2. Криминологические аспекты хищения культурных ценностей 49
2.1. Основные криминологические показатели хищений предметов, имеющих особую ценность 49
2.2. Причины и условия, способствующие совершению хищений предметов, имеющих особую ценность. 52
2.3. Предупреждение хищения предметов, имеющих особую ценность. 58
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76

Работа состоит из  1 файл

2009-диплом-Хищение предметов, имеющих особую ценность.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

Субъективная сторона характеризуется  прямым умыслом на завладение именно предметами или документами, имеющими особую ценность, и (как любое хищение) корыстной целью.

Умысел — это наиболее распространенная в законе и на практике форма вины. Из каждых десяти преступлений около девяти совершается умышленно. В ст. 25 УК РФ законодательно закреплено деление умысла на прямой и косвенный.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своего действия (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК).

Осознание общественно  опасного характера совершаемого деяния и предвидение его общественно  опасных последствий характеризуют  процессы, протекающие в сфере  сознания, и поэтому образуют интеллектуальный элемент прямого умысла, а желание наступления указанных последствий относится к волевой сфере психической деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.

Осознание общественно  опасного характера совершаемого деяния означает понимание его фактического содержания и общественного значения. Оно включает представление о характере тех благ, на которые совершается посягательство, т.е. об объекте преступления, о содержании действия (бездействия), посредством которого осуществляется посягательство, а также о тех фактических обстоятельствах (время, место, способ, обстановка), при которых происходит преступление. Отражение всех этих компонентов в сознании виновного дает ему возможность осознать объективную направленность деяния на определенные социальные блага, его вредность для системы существующих в стране общественных отношений, т.е. его общественную опасность. Осознание общественной опасности деяния не требует специального доказывания по каждому конкретному делу, поскольку способность сознавать социальное значение своих поступков присуща каждому человеку на основе его жизненного опыта и приобретенных знаний.

Осознание общественной опасности деяния не следует отождествлять с осознанием его противоправности, т.е. запрещенности уголовным законом. В подавляющем большинстве случаев лица, совершающие умышленные преступления, осознают их противоправность. Однако закон не включает осознание противоправности совершаемого деяния в содержание этой формы вини, поэтому преступление может быть признано умышленным и в тех (весьма редких) случаях, когда противоправность совершенного деяния не осознавалась виновным. Российское уголовное право исходит из древнего положения римского права ignorintia legis neminem excusat (незнание закона никого не извиняет).

Предвидение — это  отражение в сознании тех событий, которые обязательно произойдут, должны или могут произойти в  будущем. Поэтому под предвидением общественно опасных последствий следует понимать мысленное представление виновного о том вреде, который причинит или может причинить его деяние общественным отношениям, поставленным под защиту уголовного закона. При прямом умысле предвидение включает, во-первых, представление о фактическом содержании предстоящих изменений в объекте посягательства, во-вторых, понимание их социального значения, т.е. вредности для общества, в-третьих, осознание причинно-следственной зависимости между действием или бездействием и общественно опасными последствиями (хотя опережающее сознание субъекта отражает не все детали, а лишь общий характер причинно-следственной зависимости).

Следует заметить, что  признак предвидения общественно  опасных последствий характеризует  содержание умысла только в преступлениях с материальным составом. Поскольку в преступлениях с формальным составом последствия не включены в объективную сторону, ни интеллектуальное, ни волевое отношение к ним в содержание умысла не входят.

Корыстная цель хищения  предполагает наличие интереса на совершение противоправного безвозмездного изъятия имущества. Корысть предполагает действие в целях получения выгоды, пользы. Корыстная цель должна предполагать пользу для лица, совершающего хищение.

В последние годы в  литературе все чаще поднимается  вопрос об исключении «корысти» из обязательных признаков хищения.

Так С.Кочои отмечает: как видно из примечания к ст.158 УК РФ, законодателем сделана попытка  дать универсальное определение  хищения, распространив его не только на преступления против собственности, но и на ряд деяний, посягающих на общественную безопасность (ст.ст.221, 226 УК), здоровье населения и общественную нравственность (ст.229 УК). Попытка эта, думается, оказалась не совсем удачной, поскольку привнесла в составы хищений радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ обязательную корыстную цель41. При этом, как отмечают практики, установить корыстную цель в данной группе преступлений (ст.221, 226, 229 УК РФ) фактически невозможно.

В связи с этим предлагается внести изменение в Примечание к статье 158 УК РФ с тем, чтобы определение хищения дополнить указанием на то, применительно к каким статьям главы 21 УК РФ оно применяется, то есть, вариантом может быть: «Под хищением в статьях настоящей главы (158-168 УК РФ гл.21 УК РФ) понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Данное понятие хищение применимо и к иным статьям УК РФ, если это не противоречит характеру преступления».

1.3. Соотношение  субъективной стороны хищения  предметов, имеющих особую ценность  со сходными преступлениями.

 

 

Собственно культурные ценности, понимание которых в основном совпадает со значением памятников истории и культуры, имеют особый правовой режим, и посягательства на них законодателем предусматриваются в Уголовном законе страны в форме отдельных составов преступлений. Среди основных таких составов преступлений можно назвать следующие:

1) Ст. 164 УК РФ (хищение  предметов или документов, имеющих  особую историческую, научную, художественную  или культурную ценность независимо  от способа хищения), простой (неквалифицированный) состав которого в уголовном законодательстве относится к разряду тяжких преступлений.

Данное преступление — это специальный состав хищения, совершаемый в различных формах, например, в форме кражи, разбоя, грабежа, мошенничества либо присвоения, по отношению к предмету, подлежащему особой охране уголовно-правовыми средствами.

2) Ст. 190 УК РФ (не возвращение  на территорию РФ предметов  художественного, исторического  и археологического достояния  народов РФ и зарубежных стран), также относится к разряду тяжких преступлений.

Признание того или иного  предмета культурным достоянием представляет собой государственную оценку культурно-ценностного  значения этого предмета путем отнесения  его к объектам «культурного наследия».

3) Ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность), составы которого считаются законодателем преступлениями небольшой и средней тяжести.

Очевидно, имеет ли тот  или иной объект (общественное здание, сооружение или предметы) историко-культурную значимость, можно точно выяснить только спустя какое-то время. Места, связанные  с важными событиями в жизни  страны и народов, могут получить статус памятников лишь в будущем времени. В настоящем времени, является ли тот иной объект культурным или историческим памятником устанавливается в экспертном заключении.

В некоторых случаях  к указанной группе преступлений также можно причислить:

4) ст. 214 УК РФ — вандализм  как осквернение зданий или  иных сооружений, порча имущества  на общественном транспорте или  в иных общественных местах;

5) ст. 244 УК РФ — надругательство  над телами умерших или уничтожение,  повреждение или осквернение  мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением.

Субъектами современного вандализма, пришедшего к нам из-за рубежа, чаще всего становится молодежь, зараженная «бациллами» духовной непритязательности, агрессии и жестокости. Его суть выражается в разрушении общепринятых материальных и духовных культурных ценностей. Как указывается исследователями, здесь действует декартовское утверждение: «я разрушаю, значит, я существую», тем самым происходит демонстративное противопоставление преступника и субкультуры, им поддерживаемой, обществу и принятой в ней культуре поведения42.

Нельзя не отметить, что  все перечисленные законодателем  преступления помещены в различных  главах УК РФ, соответственно, по его мнению, они посягают на различные общественные объекты:

1) преступления против  собственности (ст. 164 УК РФ);

2) преступления в сфере  экономической деятельности (ст. 190 УК РФ);

3) преступления против  общественной безопасности (ст. 214 УК РФ);

4) преступления против  здоровья населения и общественной  нравственности (ст. 243 и ст. 244 УК  РФ).

Однако же предмет  указанных преступлений един. Им являются предметы материального мира, имеющие  исключительную особенность, выраженную в свойстве их особой социальной значимости, куда наряду с другими относятся и памятники культуры. Причем, предмет преступления не обязательно ограничивается одной единицей, это могут быть и целые коллекции, какое-то множество таких предметов.

Определив составам преступлений, посягающих непосредственно на культурные ценности, место в различных главах УК РФ, законодатель тем самым указал основной объект посягательства каждого из преступлений. Между тем ясно, что согласно предлагаемой концепции общим для всех выделенных составов преступлений, и в тоже время, дополнительным объектом по отношению к тому объекту, который предпочел выделить законодатель, являются культурные ценности. Не обязательно таковыми будут выступать только памятники культуры и истории в привычном для нас понимании, таковыми могут быть различные по своему назначению сооружения, но которые представляют собой определенную социальную значимость, куда вложен человеческий труд и где возможно проявляется человеческое творчество.

По аналогии не только «отдельные захоронения» предлагается рассматривать как «памятники» (ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»), но и в целом все захоронения представляют собой памятные места, значимые в жизни каждого человека. А для любого цивилизованного общества такие места являются определенной социальной памятью. Человеческое отношение к таким «святыням» — есть проявление нашей культуры. Соответственно отклонения от рамок общепринятого культурного поведения должно попадать в область уголовно-правовой охраны.

Необходимо уяснить, что  наше историческое и культурное национальное наследие гораздо шире и глубже установленного уголовным законодательством понятий  «культурного достояния» или «памятников истории и культуры».

В этой связи целесообразно, чтобы государство взяло под  особую охрану наряду с памятниками  культуры и истории объекты ст. 214 и ст. 244 УК РФ, ужесточив уголовную  ответственность за данные преступления, где в простых составах преступлений не предусмотрено лишение свободы как альтернативное наказание. Специальные предложения по устранению государственной недооценки обозначенных преступлений заслуживают отдельного внимания как ученых, так и практиков.

Следует особо подчеркнуть, что квалификация содеянного по одной из выше указанных статей не требует дополнительной квалификации по другой статье УК РФ, относящейся к этой же рассматриваемой категории преступлений. Так, уничтожение или повреждение исторических или культурных памятников, а также иных установленных законодательством объектов, взятых под особую охрану государством, квалифицируется по ст.243 УК РФ. Уничтожение или повреждение общественных объектов, не относящихся к предусмотренным в уголовно-правовой норме ст. 243 УК РФ объектам, законодателем рассматривается как акты вандализма (ст. 214 УК РФ).

Осквернение зданий и  сооружений — это действие, наказуемое по ст. 214 УК РФ. Однако если речь идет об осквернении мест захоронения, надмогильных сооружений либо кладбищенских зданий, то это самостоятельный состав преступления, предусмотренный ст. 244 УК РФ. В то же время, если виновными лицами осуществляется раскопка древних захоронений, признанных памятниками истории и культуры, то их незаконные действия будут квалифицированы по ст. 243 УК РФ.

Итак, взаимосвязь между  указанными преступлениями очевидна, а позиция законодателя об отнесении  этих преступных действий к разнообъектным составам преступлений носит достаточно условный характер.

 

 

Глава 2. Криминологические  аспекты хищения культурных ценностей

2.1. Основные криминологические показатели хищений предметов, имеющих особую ценность

 

 

В общей структуре  преступности России такие преступления составляют незначительную часть. Однако, их доля, согласно имеющимся показателям43 растет. Если в 1999 году преступления, посягающие на культурные ценности, составили 0,063% в общей структуре преступности, то в 2003 году этот показатель вырос почти до 1%44.

Не смотря на малый  удельный вес рассматриваемых преступлений, они обладают повышенной общественной опасностью, поскольку нередко причиненный ущерб влечет невосполнимую утрату для национальной культуры. Поэтому чаще всего такие преступления вызывают серьезный общественный резонанс. Речь идет не только о сенсационных похищениях, вывозах шедевров мировой и национальной культуры, но и об актах вандализма, надругательствах над могилами и пр..

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика хищения предметов