Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении научной литературы, законодательства и практики его применения; отношений, охраняемых нормами уголовного права, истории появления в обществе мздоимства, понятия и квалификации получения взятки, разграничения взятки от других преступлений, выявлении проблемных вопросов, возникающих при квалификации получения взятки.
Цель обусловила постановку следующих задач, подлежащих исследованию:
исследовать законодательство, устанавливающее уголовную ответственность за получение взятки;
рассмотреть в историческом аспекте развитие законодательства об ответственности за взяточничество;
исследовать правовую основу взяточничества;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА………….6
1.1 Понятие взяточничества………………………………………………….6
1.2 Взяточничество в истории российского законодательства…………….9
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ……………………………………...17
2.1 Анализ основного состава получения взятки………………………….17
2.2 Квалифицирующие и особо квалифицирующие виды получения взятки………………………………………………………………………………..25
2.3 Отличие получения взятки от злоупотреблениями должностными полномочиями………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Уголовная ответственность за получение взятки.docx

— 70.26 Кб (Скачать документ)

Ключевыми в Примечании к  ст. 285 УК РФ являются такие понятия, как «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные  функции». Первые Пленум ВС РФ определяет как руководство коллективом, расстановку  и подбор кадров, организация труда  или службы подчиненных, поддержание  дисциплины, применение мер поощрения  и наложение дисциплинарных взысканий. Ко вторым могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций  и учреждений, воинских частей и  подразделений, иные полномочия. Так, например, медицинский работник, являясь дежурным врачом в больнице - муниципальном 

__________________________________________

1 Егорова Н. О взяточничестве и коммерческом подкупе // Российская юстиция. - 2001. - № 10. - с. 44

учреждении, руководит участком работы, принимает в рамках своих  полномочий значимые решения, т.е. признается должностным лицом1.

Пленум ВС РФ также подчеркивает, что лица, исполняющие профессиональные или технические обязанности  в государственных органах или  органах местного самоуправления, государственных  или муниципальных учреждениях, не являются субъектами получения взятки. В связи с этим возникает немало вопросов, а именно: являются ли функции  преподавателей государственных учебных  заведений, получающих вознаграждение за положительные оценки при приеме зачетов и экзаменов, должностными или профессиональными? На практике уголовные дела возбуждаются и в  отношении преподавателей, на которых  возложены обязанности по единоличному приему экзаменов и зачетов.

Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает  в качестве квалифицирующего обстоятельства получение должностным лицом  взятки за незаконные действия (бездействие). Пленум Верховного Суда РФ (п. 10 Постановления  Пленума ВС РФ) разъяснил, что незаконные действия должностного лица предполагают неправомерные действия, которые  не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам  службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, действия должностного лица могут быть преступными, например должностной  подлог. В данном случае не требуется  совершения этих действий для квалификации содеянного как получение взятки, однако если незаконные действия были совершены, то должностное лицо подлежит ответственности по совокупности преступлений. Действия должностного лица могут и  не содержать в себе признаков  преступления, но в то же время быть противоправными или противоречить  интересам службы. В данном случае дополнительной квалификации не требуется, однако иная ответственность (гражданско-правовая, дисциплинарная) не исключается.

__________________________________________

1 Яни П.С. Взятка и бизнес // Законодательство. - 1998. - № 6. - с. 26

Часть 3 ст. 290 УК РФ предусматривает  в качестве особо квалифицирующего обстоятельства получение взятки лицом, занимающим государственную должность  РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2 и п. 3 Примечания к ст. 285 УК РФ перечень таких должностных лиц устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. Однако в теории и практике уголовного права существует мнение, что понятие субъекта, предусмотренное ч. 3 ст. 290 УК РФ недостаточно четко определено в законодательстве и нуждается в дальнейших уточнениях, поскольку на практике п. 2 и п. 3 Примечания к ст. 285 УК РФ нередко толкуются произвольно.

Субъективная сторона  получения взятки характеризуется  прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная выгода незаконна  и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции  в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Возможно также, что незаконная имущественная выгода направлена на воздействие на других лиц с использованием своего служебного положения или  на общее покровительство либо попустительство  по службе.

Закон не относит мотив  и цель получения взятки к обязательным признакам состава преступления, однако очевидно, что мотив данного  преступления корыстный, а целью  является личное обогащение или получение  какой-либо имущественной выгоды.

 

2.2 Квалифицирующие и особо  квалифицирующие виды получения  взятки

 

Квалифицирующие виды получения  взятки определены в частях 2 и 3 ст.290 УК РФ. В них, в частности, указаны  признаки состава преступления,

которые имеют повышенную опасность.

Часть 2 ст.290 УК РФ предусматривает  ответственность за получение должностным  лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Признаком, по которому законодатель сделал этот состав квалифицирующим, отличающимся от основного состава  преступления, является то, что получение  взятки направлено на совершение должностным  лицом незаконных действий. Понятие "незаконные действия" в УК РФ не сформулировано, однако под ними, по моему мнению, следует понимать не только уголовно наказуемые деяния, но и совершение дисциплинарных или административных поступков, деяний, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

Таким образом, возможно различное  проявление квалифицирующих признаков  преступления согласно части 2 ст.290 УК РФ. В ряде случаев оно может  проявиться в совершении должностным  лицом действий (бездействия), которые  не являются преступными. Это может  быть необоснованное предоставление каких-либо материальных благ, сокрытие дисциплинарных проступков взяткодателя, нанесение  вреда третьим лицам. В этом случае взяткополучатель осуждается согласно части 2 ст.290 УК РФ и дополнительной квалификации его действий не требуется, однако его привлечение к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности не исключается.

Другим вариантом возможного проявления квалифицирующего признака согласно части 2 ст.290 УК РФ является совершение должностным лицом другого преступления. Например, это может быть служебный  подлог (ст.292 УК РФ), самоуправство (ст.330 УК РФ), привлечение заведомо невиновного  к уголовной ответственности (ст.299 УК РФ). В этом случае преступления образуют совокупность и необходима квалификация каждого преступления.

Часть 3 ст.290 УК РФ предусматривает  еще один квалифицирующий вид  получения взятки – получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Квалифицирующим признаком преступления является занимаемая должность взяткополучателя. Законодатель учитывает, что опасность взяточничества повышается за счет более ответственного положения лица, которое имеет гораздо больший объем полномочий по сравнению с другими должностными лицами.

Определение лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ, содержится в примечании к ст.285 УК РФ. Согласно п.2 примечания к ст.285 УК РФ под лицами, занимающими государственную должность РФ, понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Пункт 3 примечания к ст.285 УК РФ определяет лиц, занимающих государственные должности субъектов РФ, как лиц, занимающих должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Следует отметить, что ответственность  согласно части 3 ст. 290 УК РФ наступает  за совершение деяний, предусмотренных  как частью 1, так и частью 2 ст.290 УК РФ. Таким образом, ответственность  взяткополучателя наступает независимо от характера совершенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

Особо квалифицирующие виды получения взятки определены частью 4 ст.290 УК РФ, согласно которой таковыми являются деяния, совершенные при  наличии следующих признаков:

1. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2. неоднократно;

3. с вымогательством взятки;

4. в крупном размере.

Рассмотрим эти признаки подробнее. Согласно части 2 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным  группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали  лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Исходя из этого  определения следует, что получение  взятки группой лиц по предварительному сговору означает ее получение не менее чем двумя должностными лицами, которые достигли сговора  между собой до ее получения. Данный вывод нашел свое подтверждение  в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам  о взяточничестве и коммерческом подкупе". Кроме того, необходимо, чтобы каждый из участников группы совершил какие-либо действия в пользу взяткодателя и получил какую-либо часть взятки. Это следует из определения  преступления, содержащегося в части 1 ст.290 УК РФ.

В соответствии с п.13 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 10.02.2000 № 6 "О  судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" преступление должно быть признано законченным с  момента получения взятки хотя бы одним из участников группы. При  этом не имеет значения, сознавал взяткодатель, что в получении взятки участвовало  несколько лиц, или нет.

Определение организованной группы дано в части 3 ст.35 УК РФ, согласно которой преступление признается совершенным  организованной группой, если оно совершено  устойчивой группой лиц, заранее  объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Главной  особенностью этого признака является то, что организатор такой группы несет ответственность за все  преступления, охваченные его умыслом (часть 5 ст.35 УК РФ).

Еще один признак особо  квалифицирующего состава получения  взятки – вымогательство – определен в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в от 10.02.2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", в соответствии с которым вымогательство – это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Таким образом, возможны две  формы вымогательства взятки – открытая и завуалированная. Вымогательство может быть открытым, когда имеет место четкое и определенное требование должностного лица дать взятку; при этом должностное лицо угрожает причинить ущерб правоохраняемым интересам взяткодателя. Например, организация предоставляет в лицензирующий орган пакет документов, необходимый для получения лицензии, однако инспектор намеренно затягивает время, предъявляет новые требования в отношении документов (в течение этого времени организация не может осуществлять соответствующую деятельность), вынуждая руководителя организации искать возможность заинтересовать инспектора в более быстром решении вопроса.

В этом случае взяткополучатель угрожает совершить незаконные действия (уволить с работы, наложить штраф  при отсутствии к тому оснований) либо не совершить законные действия. Возможна и завуалированная форма  вымогательства, когда должностное  лицо ставит взяткодателя в условия, которые наносят вред его законным интересам (необоснованно длительная задержка в решении важных для  взяткодателя вопросов). Следует заметить, что вымогательство возможно как  до нарушения законных прав взяткодателя, так и в момент уже длящегося  нарушения.

Еще одним особо квалифицирующим  признаком является получение взятки в крупном размере. Согласно примечанию к ст.290 УК РФ крупным размером взятки признается сумма денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая 150 тыс. руб.

Следует заметить, что согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" любой предмет взятки должен получить в приговоре денежную оценку, так как от размера взятки зависит квалификация преступления.

При оценке размера взятки необходимо учитывать, что любой  переданный предмет или оказанные  услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости  предмета, цен, расценок или тарифов  за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших  на момент совершения преступления, а  при их отсутствии - на основании  заключения экспертов. При этом если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого  преступления, содеянное должно квалифицироваться  как получение взятки в крупном  размере (п. 16 указанного постановления  Пленума Верховного Суда РФ).

Необходимо также обратить внимание, что угроза со стороны  взяткополучателя совершить в отношении  взяткодателя законные действия (в  том числе и ущемляющие его  интересы) не может рассматриваться  как вымогательство1.

Общепринята точка зрения, в соответствии с которой ст. 304 УК РФ «Провокация взятки» и получение - дача взятки являются смежными составами  преступлений. Однако в литературе высказывается мнение, что «провокация взятки» и получение - дача взятки не просто являются смежными составами, более того, провокация сильно осложняет, если не исключает применение ст. 290 УК РФ. Объясняется это прежде всего тем, что доказать согласие должностного лица на получение взятки в большинстве случаев практически невозможно. Кроме того, «искусственность» является оценочным признаком,

__________________________________________

1 Комментарий к УК РВ / Под ред. В.М. Лебедева. -М.: Юрайт-М, 2001. - с. 328

поэтому может зависеть не от содержания материалов уголовного дела, а, например, от уровня должностного положения лица и его связей. Фактически получается замкнутый круг, особенно учитывая то, что нередко возникают  дискуссии по поводу соотношения  оперативного эксперимента и состава  преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ.

 

2.3 Отличие получения взятки  от злоупотребления должностными  полномочиями

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки