Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении научной литературы, законодательства и практики его применения; отношений, охраняемых нормами уголовного права, истории появления в обществе мздоимства, понятия и квалификации получения взятки, разграничения взятки от других преступлений, выявлении проблемных вопросов, возникающих при квалификации получения взятки.
Цель обусловила постановку следующих задач, подлежащих исследованию:
исследовать законодательство, устанавливающее уголовную ответственность за получение взятки;
рассмотреть в историческом аспекте развитие законодательства об ответственности за взяточничество;
исследовать правовую основу взяточничества;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА………….6
1.1 Понятие взяточничества………………………………………………….6
1.2 Взяточничество в истории российского законодательства…………….9
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ……………………………………...17
2.1 Анализ основного состава получения взятки………………………….17
2.2 Квалифицирующие и особо квалифицирующие виды получения взятки………………………………………………………………………………..25
2.3 Отличие получения взятки от злоупотреблениями должностными полномочиями………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Уголовная ответственность за получение взятки.docx

— 70.26 Кб (Скачать документ)

Получение взятки (ст. 290 УК РФ) – одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений, в законодательстве взяточничество рассматривается в качестве одного из видов нарушения служебного долга, как корыстное служебное (должностное) преступление. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

На Руси понятие «взяточничество» издавна ассоциировалось с двумя  видами деяний: мздоимством и лихоимством. Мздоимство по дореволюционному российскому  законодательству – это получение взятки чиновником за действие (бездействие), выполненное им без нарушения служебных обязанностей, лихоимство – те же действия, но связанные с нарушением служебных обязанностей.

Правовая природа взяточничества рассматривается многими правоведами  с позиции соучастия, что является спорным вопросом.

Одним из действенных методов  познания в общественных науках, как  известно, является так называемый исторический метод, основанный на сравнении  ретроспективных особенностей изучаемого явления с современными данными. Такой метод, как правило, позволяет  устанавливать сходства и различия характерных признаков этого  явления и тем самым продвинуться в познании предмета исследования.

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ

 

2.1 Анализ основного состава  получения взятки

 

В части 1 ст.290 УК РФ дается определение  основному составу получения  взятки: уголовно наказуемым является получение должностным лицом  лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного  имущества или выгод материального  характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а  равно за общее покровительство  или попустительство по службе.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и органов  местного самоуправления. Некоторые  авторы отмечают, что возможен дополнительный объект – права и законные интересы физических и юридических лиц1.

Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и  ст.290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, обеспечивающая нормальную деятельность органов государственной  власти. Такой вывод можно сделать, основываясь на названии раздела X "Преступления против государственной власти" УК РФ. Что касается непосредственного  объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной  власти, государственной службы, а  также органов местного самоуправления.

Для преступления в виде взятки важен такой признак преступления, как его предмет. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации  в п.9 постановления от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Под выгодами имущественного характера подразумеваются, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Вышеуказанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку2.

В нынешних условиях предметами взяточничества могут быть приватизация определенных объектов государственной  собственности, "обналичивание" денежных средств с банковских счетов, сдача  в аренду или безвозмездное пользование  квартир или дачных участков.

Объективная сторона получения  взятки представляет собой получение  лично должностным лицом или  посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах  взяткодателя. Таким образом, ст.290 УК РФ предусматривает ответственность  и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником.

В п.8 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  в от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" определено, что уголовная  ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств  по делу и его роли в даче или  получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст.33 УК РФ3.

В соответствии со статьей 290 УК РФ действия взяткополучателя могут 

__________________________________________

1 Голубев В.В. Квалификация коррупционных преступлений: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2002. - с. 29

2 БВС РФ – 2000 - № 4

3 БВС РФ – 2000 - № 4

 

быть выражены в следующих  формах:

1. действия (бездействие), которые входят непосредственно в круг служебных полномочий должностного лица, а также незаконные действия (противоправное бездействие) должностного лица. Служебные полномочия должностного лица предусмотрены его компетенцией. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда № 6 разъясняется, что «под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица - неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Например, предусмотрены сроки сдачи бухгалтерской отчетности. Однако если эти сроки пропущены, то налоговый инспектор за взятку принимает отчетность «задним» числом;

2. способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. В данном случае виновный использует свое положение и служебные связи, чтобы необходимые действия (бездействие) были совершены третьим лицом. При этом третье лицо в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ (п. 4) также является должностным. Необходимо отметить, что использование должностным лицом личных или родственных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

3. общее покровительство и попустительство по службе. Как правило, общее покровительство подразумевает благосклонное отношение должностного лица к тому, в чьих интересах было вручено вознаграждение. При этом конкретные действия должностного лица могут не оговариваться, а само вознаграждение может вручаться не один раз, а на протяжении определенного периода времени. Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", попустительство по службе включает, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

В теории уголовного права  существует мнение, что обязательным признаком состава получения  взятки является связь между указанными выше действиями и фактом получения  взятки, а именно – взятка является условием, при наличии которого должностным лицом будут совершены соответствующие действия (бездействие)1. Представляется, что наиболее предпочтительной является точка зрения В.Б. Волженкина, в соответствии с которой обусловленности взятки не требуется, и поэтому должностное лицо виновно во взяточничестве и в том случае, если, принимая взятку, оно вовсе на нее не рассчитывало и знанием о ней не руководствовалось2. Нередко специально подчеркивается, что не требуется также предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем3.

Рассматривая объективную  сторону получения взятки, нельзя также не обратить внимание на такую  ее составляющую, как время получения  взятки. Пленум ВС РФ определяет (п. 9 Постановления  Пленума ВС РФ), что ответственность  за взяточничество наступает независимо от того, вручена взятка до или после  совершения действия (бездействия) в  интересах взяткодателя. Таким образом, ст. 290 УК РФ предполагает ответственность  как за взятку-подкуп, так и за взятку-вознаграждение.

Объективная сторона, как  указывалось выше, состоит в получении  взятки

__________________________________________

1 Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебник / Под ред А И. Рарога. - М.: Юристь, 2002. - с. 500

2 Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.М. Ответственность за взяточничество: социально-правовые и криминологические проблемы. - Ереван, 1988. - с. 109

3 Бабанин В.А., Сбоев Б К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. 2004. - № 3. - с. 45

лично или через посредника. Посредником является лицо, которое  заменяет взяткополучателя и непосредственно  принимает предмет взятки. Ответственность  посредника наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ, при  этом необходимо учитывать конкретные обстоятельства по делу (п. 8 Постановления  Пленума ВС РФ). Пленум в п.9 разъясняет, что, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. Определяя термин «близкое лицо», необходимо принимать во внимание Постановления Пленума ВС РФ от 4.05.90 г. № 3 «О судебной практике по делам о вымогательстве» и от 27.01.99 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве».

Таким образом, можно сделать  вывод, что посредником может  являться лицо, которое действует  по поручению взяткодателя или взяткополучателя и непосредственно передает предмет  взятки, а значит, для квалификации действий посредника по ст. 291 "Дача взятки" УК РФ не имеет значения, получил посредник от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество или нет.

При анализе ст. 290 УК РФ можно сделать вывод, что в основном составе получения взятки возможны несколько форм использования должностным лицом своего служебного положения. Наиболее распространенной формой являются действия (бездействие), которые входят в круг служебных полномочий должностного лица. Примером таких действий могут являться внесение в акт ревизии данных, необходимых взяткодателю, решение кадровых вопросов, распоряжение кредитными и денежными ресурсами.

Другой формой использования  служебных полномочий должностного лица законодатель называет способствование  в силу своего должностного положения  определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. Здесь используется, в основном, возможность должностного лица воздействовать на тех лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Как правило, у взяткополучателя возможность воздействия возникает в силу определенного положения в иерархической структуре власти. Например, начальник вышестоящего органа может в силу своего положения требовать от должностных лиц нижестоящего органа совершения определенных действий в пользу взяткодателя.

Помимо вышеуказанного, в  ст.290 УК РФ приводятся и общее покровительство, и попустительство по службе. Данные формы использования служебного положения могут выражаться в  незаслуженных денежных поощрениях, способствовании карьерному росту, а также в непринятии мер при  нарушениях трудового законодательства и дисциплинарных проступках.

Получение взятки имеет конструкцию  преступления, характеризующуюся формальным составом. Оно считается законченным  с момента получения взятки должностным  лицом. Это подтверждается п.11 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ в от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", согласно которому получение взятки считается оконченным с момента принятия получателем взятки хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная взятка не получена по обстоятельствам, которые не зависят от воли взяткополучателя, то содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. При этом не требуется, чтобы должностное лицо выполнило какое-либо действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Достаточно того, что оно осознавало, что получает взятку в обмен на совершение определенных действий, и могло их совершить. Если должностное лицо получает взятку за действия, которые не входят в круг его служебных полномочий, и оно не в состоянии их совершить, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Такой вывод подтверждается п.20 Постановления № 6.

Понятие "субъект преступления", предусмотренное ст.290 УК РФ, должно трактоваться с учетом примечаний к  ст.285 УК РФ. Согласно этому примечанию должностными лицами в ст.285 главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно – распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях.

В литературе отмечается, что  именно указанное Примечание имеет  первоочередное значение для констатации  признаков субъекта получения взятки, а не реестры государственных  должностей, поскольку факт пребывания лица на какой-либо из должностей, включенных в такие реестры, не превращает это  лицо в должностное в смысле указанного примечания1.

Схожее определение субъекта получения взятки содержится и в  Постановлении Пленума Верховного Суда РФ  от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Именно в части субъекта преступления взятка отличается от коммерческого  подкупа, преступления, предусмотренного ст.204 УК РФ.

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки