Уголовная ответственность за отмывание денежных средств или имущества, добытого незаконным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание

Данная тема весьма актуальна, поскольку легализация доходов, полученных преступным путем, стала одним из самых опасных и распространенных видов преступлений в сфере экономики. Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Уголовно–правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………………………………………………………………
1.1 Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём………………………….
1.2 Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём………………………..
Глава 2. Проблемы и перспективы развития ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем………………………………………………………………..
2.1 Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, от смежных составов преступлений……………………………………………….
2.2 Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём…………………………………
2.3 Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

УП курсовая.docx

— 71.08 Кб (Скачать документ)

В данном случае таковыми будут  выступать:

1. общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления экономической деятельности в сфере финансового и имущественного оборота, основанные на добросовестности их участников и контролируемости государством источников владения имуществом;

2.  общественные отношения, связанные с инвестированием капитала в национальную экономику.

Дополнительным непосредственным объектом легализации будут являться общественные отношения, связанные  с интересами правосудия. Интересы правосудия страдают в результате того, что затрудняется обнаружение преступно  приобретенного имущества, могущего служить  вещественным доказательством по делу, затрудняется его возврат потерпевшему или обращение в доход государства.

     В литературе встречается мнение о необходимости выделения факультативного объекта анализируемых составов. Факультативный объект легализации - общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой, но терпящие вред не во всех случаях совершения данного преступления, т.е. это интересы потерпевших (физических лиц, предприятий, учреждений или организаций). Нередко, материальный ущерб достигает значительных размеров и свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания.10

 

1.2 Субъективные  признаки легализации (отмывания)  денежных средств или иного  имущества приобретённых незаконным  путём

 

    Факты, характеризующие субъектов преступления, их преступные связи, имеют большое значение для раскрытия и расследования преступлений. Данные о профессиональных и личностных качествах субъекта преступления позволяют высказать суждение о мотивах содеянного, средствах и способах преступного посягательства, использованных для этого хозяйственных и финансовых операциях, месте совершения преступления и т.д. Субъектом легализации является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и, кроме того, наделенное гражданско-правовыми возможностями осуществлять финансовые или иные сделки.        Специальное условие, согласно которому субъект должен быть правомерно наделен возможностями осуществлять сделки, является обязательным для квалификации деяния. Только в таком случае преступно приобретенному имуществу или денежным средствам может быть придан правомерный вид.

   Согласно Уголовному законодательству возраст наступления ответственности за данное преступление определяется с шестнадцати лет. Это объясняется следующим. Каждая сделка предполагает ответственность сторон. Отвечать по сделкам и иным заключенным договорам может лишь лицо, которое способно осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Такая способность наступает лишь с момента достижения лицом совершеннолетия. С этого момента субъект признается полностью дееспособным. Значит, субъектом легализации может быть лишь лицо, признанное полностью дееспособным. Как правило, признание лица дееспособным наступает по достижении субъектом 18 лет. Однако возможны ситуации, когда субъект, в силу различных обстоятельств, например психического заболевания, ограничивается в дееспособности. Следовательно, даже в том случае, если субъект достиг совершеннолетия, но по объективным причинам ограничен в дееспособности, он не может быть субъектом рассматриваемого преступления. Возможна, однако, ситуация, когда субъект, дееспособность которого по тем или иным причинам ограничена, обманным путем заключает сделку, хотя ответственности за неисполнение обязательств нести не может. В таком случае сделка признается недействительной с правом реституции - восстановлением нарушенных прав. В итоге все приводится к нулевому варианту и фактически легализации не происходит. Из общего правила о свойствах субъекта легализации гражданское законодательство дает возможность сделать исключение. Статья 27 ГК РФ устанавливает правило, согласно которому несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация). Будучи полностью дееспособным, несовершеннолетний свободен в распоряжении имуществом, приобретенным за счет заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, и вместе с этим имуществом отвечает по своим обязательствам перед другими лицами. Значит, если несовершеннолетний, достигший 16 лет, официально признан эмансипированным, он может быть также признан субъектом легализации.

До принятия редакции ст. 174 УК РФ 07 августа 2001г. в правовой литературе существовали различные точки зрения относительно того, кого можно считать  субъектом этого преступления. Можно  выделить следующие позиции:

1. лицо, совершившее основное преступление;

2. лицо, содействующее легализации доходов, полученных от преступной

деятельности другим лицом;11

3. лицо, совершившее основное преступление, и лицо, содействующее легализации доходов, полученных от преступной деятельности.12

На практике же, к уголовной  ответственности, главным образом, привлекались лица, совершившие основное преступление. Иногда подсудимым выносился  оправдательный приговор на том основании, что субъектом преступления по ст. 174 УК РФ не могло быть лицо, совершившее  основное преступление.

    Например, следственным управлением УВД Мурманской области как легализация незаконных денежных средств квалифицированы действия генерального директора ЗАО «Рось» Зоренко, который, не имея лицензии, организовал промышленный лов рыбы и реализовывал ее фирмам Дании и Норвегии, получив доход в сумме 5 млрд недоминированных рублей, зачисленный покупателями на его счет. Полученные деньги он вложил в законную коммерческую деятельность своей фирмы. Судом уголовное дело в части ст. 174 УК РФ прекращено на основании ст.5 ч.1 п.2. УПК РСФСР, «так как наступление уголовной ответственности за действия, предусмотренные данной статьей УК, предполагается не для того лица, которое приобрело имущество незаконным путем, а для иного лица, осуществляющего в его интересах легализацию этого имущества.13 Этот спор законодательно разрешен путем изменения 07 августа 2001г. редакции ст. 174 УК РФ и введением ст. 174.1 УК РФ, в соответствии с которыми субъектами преступления теперь становятся и лица, легализующие преступные доходы, и лица, совершившие основное преступление.

Сложность самого процесса легализации предопределяет достаточно широкий круг лиц, вовлекаемых в  «отмывание» преступных доходов.

       Анализ уголовных дел показал, что легализация может совершаться следующими категориями лиц:

1. лицом, получившим преступные доходы;

2. лицом, организующим процесс «отмывания»;

3. лицом, действующим от имени и по поручению владельца денежных средств или имущества, полученных преступным путем;

4. любым другим лицом, сознающим, что им совершаются финансовая операция или сделка, направленные на легализацию денег или иного имущества, полученных преступным путем.

    Попробуем определить те качества субъектов преступления, которые могут быть использованы для планируемой легализации преступных доходов других лиц. Прежде всего, это высокий уровень знаний в сфере нормативно-правового регулирования определенных сфер деятельности (знание законодательства, главным образом гражданского, финансового, а также подзаконных актов, недостатков в законодательстве, которые позволяют готовить и осуществлять легализацию; финансово-экономические знания; а также (с учетом транснационального характера этого преступления) знание иностранного законодательства и т.д.).14 Среди личностных особенностей субъектов преступления, имеющих криминалистическое значение, важное место занимает наличие у преступников определенных навыков: умение фальсифицировать документы, печати, штампы и т.д., применение технических средств: множительной техники, компьютеров и их периферийных устройств. Среди лиц, занимающихся отмыванием, высок уровень образованности, многие из них имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвует в финансово-коммерческой деятельности разного уровня. В их числе всегда находятся лица, владеющие информацией о деятельности кредитно-финансовых структур и знающие изъяны в их деятельности. Если исходить из концепции Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001г. (115-ФЗ), то можно сделать вывод о том, что субъектом легализации преступных доходов могут быть работники кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний, профессиональные участники рынка ценных бумаг, любых других юридических лиц, а также физические лица вне каких-либо предпринимательских структур. Причастных к легализации лиц можно разделить на несколько групп, в зависимости от характера профессиональной деятельности и наличия тех или иных навыков, используемых для целей легализации преступно приобретенных доходов.

    К первой группе относятся руководители предприятий, учреждений, организаций, ответственные работники банков и иных кредитных организаций.

    Отличительная черта данной категории субъектов заключается в том, что эти лица обладают высоким уровнем профессионализма в банковской (финансовой) сфере. Это позволяет им не просто давать советы или рекомендации, но и, опираясь на свои знания и опыт, фактически организовывать весь процесс легализации преступных доходов. Обычно они имеют опыт работы в банковских, бухгалтерских, предпринимательских сферах, имеют одно или несколько образований (как правило, экономическое или юридическое), хорошо ориентируются в действующем законодательстве. Именно они становятся сторонами по сделкам и финансовым операциям. Вместе с тем наделенные правами управления людьми и распоряжения денежными средствами, руководители разного уровня обладают возможностью путем дачи подчиненным соответствующих указаний реализовывать операции по легализации преступных доходов, формально лично не участвуя в процессе совершения преступления. К данной категории можно отнести руководителей предприятий, председателей правления банков и иных кредитных организаций, их заместителей. Вторая группа представлена рядовыми работниками, а также лицами, не являющимися стороной по сделкам, но в силу требований закона обязанных совершать определенные действия для придания сделке установленной законом формы (нотариусы, работники регистрационных органов). Их можно назвать «вспомогательным звеном». Несмотря на незначительность занимаемого ими положения, такие работники также играют заметную роль в осуществлении преступной деятельности по легализации. В частности, о не последней роли нотариусов в легализации преступных доходов можно судить исходя из содержащегося разъяснения Пленума Верховного суда РФ в отношении нотариусов, который определил, что использование нотариусом своих служебных полномочий квалифицируется как пособничество. Поскольку при отмывании самой рискованной деятельностью является ввод активов в легальный оборот (большую роль в легализации криминальных доходов играют банки15), то обычно рядовые работники банков просто незаменимы в процессе реализации преступного умысла. Некоторые банковские служащие могут играть роль пособников, не участвуя лично в финансовых операциях по легализации преступных доходов. Речь идет о тех лицах, которые действуют от имени и по поручению владельца имущества, полученного преступным путем. Например, менеджеры банков по работе с клиентами могут представить владельца «грязных» денег в качестве добропорядочного клиента. Следующую группу лиц, с помощью которых может совершаться легализация, составляют так называемые «преступники-интеллектуалы», использующие возможности компьютерной техники для введения денежных средств, полученных преступным путем, в гражданский оборот. Для этой категории лиц, участвующих в легализации, характерны высокий профессионализм и, как правило, отсутствие уголовного прошлого.16

    К специфической категории такого рода преступников следует отнести лиц, участвующих в легализации с помощью использования компьютерных банковских систем. Чаще всего указанные лица не только владеют специальными навыками в использовании ЭВМ, их устройств, но и могут пользоваться паролями и ключами банковских программ, применять свои специальные знания для фальсификации программ путем изменения первоначально правильных выходных данных. К данной категории относятся оперативные работники банков, программисты и операторы компьютерных систем. Легализации также могут способствовать иные лица, участие которых нельзя исключать. К данной категории можно причислить депутатов и высокопоставленных чиновников различных ведомств, без поддержки которых легализация в ряде случаев (особенно, когда речь идет о легализации крупных сумм денег) была бы невозможна.

    Последних, члены ФАТФ называют «влиятельные политические лица» - это термин, используемый в отношении людей, на которых возложены или были возложены в прошлом важные государственные функции в конкретной стране. К этой категории относятся, например, главы государств или правительств, влиятельные политические и правительственные чиновники, члены судов или военного командования, руководители государственных корпораций высшего ранга и ключевые деятели политических партий. В силу особого статуса влиятельных политических лиц (политического в своей стране или, возможно, дипломатического - при работе за рубежом) финансовые организации часто предоставляют влиятельным политическим лицам определенную свободу действий при осуществлении финансовых операций как ими самостоятельно, так и третьими лицами от их имени.

   Особую группу субъектов преступления составляют лица, профессионально занимающиеся легализацией. Наличие данной категории лиц характерно для офшоров. Речь идет об использовании для целей легализации услуг специальных брокеров и агентов, занимающихся поиском лиц, намеривающихся легализовывать средства в данной офшорной зоне. Эти же лица часто выступают в качестве посредников при открытии счетов, трастов и т.п. К услугам специалистов, профессионально занимающихся легализацией, прибегают в целях использования их контактов, опыта, знаний в области перевода денежных средств, а также местного законодательства. В зарубежной практике имелись случаи выявления специальных фирм, осуществляющих «отмывание» денег для различных преступных организаций под свою ответственность за фиксированные комиссионные (обычно от 2 до 8% от суммы).17

 

1.3 Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

 

    Законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, формировалось под влиянием международных стандартов в области деятельности по выявлению, изъятию и конфискации денежных средств, иного имущества преступного происхождения, предусмотренных такими международными соглашениями, как Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1998 г. № 141 (Страсбургская конвенция), Сорок рекомендаций FATF (Международная комиссия по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег), Директива ЕЭС от 10 июня 1991 г. № 91/308/ЕЭС и др. На их основе был разработан и принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Закон № 115-ФЗ) , в который федеральными законами от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 27 июля 2006 г. внесены изменения и дополнения, направленные на дальнейшее его приведение в соответствие с указанной Конвенцией СЕ, дополнениями к Сорока рекомендациями FATF, решениями ООН о противодействии финансированию терроризма.18 В Уголовный кодекс РФ (ст. 174, 174.1) внесены нормы об уголовной ответственности за действия, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.

     Новации, включенные в ст. 174 и 174.1 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., производны от изменений, внесенных в Общую часть УК РФ. Устранение из Общей части УК ст. 16 повлекло исключение квалифицирующего признака неоднократности совершения преступлений из ст. 174 и 174.1 УК РФ. Из санкций ч. 2 и 3 исключена конфискация имущества. Видимо это сделано необоснованно и очевидно противоречит Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. В соответствии со ст.2 Конвенции каждая сторона должна принять законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам. Можно назвать такой шаг «завуалированной или скрытой» амнистией преступных капиталов. Прежде всего, отказ от конфискации означает, что все, что оказалось в руках криминалитета к моменту принятия указанных изменений в Уголовный кодекс, никогда уже не будет конфисковано. То есть, по существу, законодатель совершил легализацию всего того, что было нажито в период первоначального накопления капитала.19 Позицию такой амнистии в 2005г. поддержал и бывший Президент РФ В.В.Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию РФ от 25.04.2005г. оправдав это стимуляцией прихода капиталов в национальную экономику, с целью работы этих денег на российскую экономику, заверив, что «приход» будет сопровождаться лишь двумя условиями: уплата 13% подоходного налога и размещением соответствующих сумм на счета в российский банки. По своей юридической природе конфискация имущества является одним из наиболее серьезных наказаний имущественного характера. В международных правовых актах конфискация рассматривается как одно из наиболее серьезных средств борьбы с преступлениями, посягающими на национальную безопасность страны, такими как отмывание доходов от преступлений, других проявлений коррупции и терроризма.

Информация о работе Уголовная ответственность за отмывание денежных средств или имущества, добытого незаконным путем