Уголовная ответственность за незаконные действия в обращении с наркотическими средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследование преступлений против здоровья населения.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы определены следующие:
- исследование видов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
- анализ проблемы борьбы с наркоманией в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема борьбы с наркоманией в России 5
Глава 2. Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств 9
2.1 Уголовная ответственность за незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработка, перевозка и сбыт наркотических средств (ст. 228 УК РФ). Основания освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств (примечание к ст. 228 УК РФ) 13
2.2 Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ) 19
2.3 Уголовная ответственность за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ) 22
2.4 Уголовная ответственность за содержание притонов для потребления наркотических средств (ст. 232 УК РФ 25
2.5 Уголовная ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ) 27
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по УП РФ.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

      Притон  – это место, где собираются люди с преступными или неблаговидными целями, в данном случае для потребления  наркотических средств и психотропных веществ. Потребление предполагает курение наркотических средств, введение наркотиков или психотропных веществ путем инъекций, вдыхания. В притоне могут иметься шприцы, трубочки для вдыхания, лежаки, запасы наркотических средств и психотропных веществ. Организация притона предполагает выделение или наем помещения, его соответствующее оборудование, вербовку клиентов и т.п. Содержание притона состоит в фактическом владении помещением, используемым для систематического потребления наркотиков (оплата аренды, поддержании его нужном состоянии (ремонт, уборка), пополнении оборудования и т.д.).

      Рассматриваемое преступление имеет формальный состав. Оно считается оконченным с момента  выполнения действий по организации  или содержанию притона.

      Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  виной в форме прямого умысла. Лицо осознает, что организует или  содержит притон, и желает совершать  эти действия. Обязательным признаком  состава преступления является цель – потребление наркотических средств или психотропных веществ. Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет, являющееся организатором или содержателем притона. Другие лица, способствовавшие организации и содержанию притона (охранники, персонал и т.п.) несут ответственность как пособники (пункт 5 статьи 33 и статья 232 УК РФ).

      В соответствие с пунктом 1 статьи 232 УК РФ, организация либо содержание притонов для потребления наркотиков или  психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.

      Часть 2 статьи 232 УК РФ устанавливает ответственность за те же действия, совершенные организованной группой (статья 35 УК РФ). Действия, предусмотренные частью 2 статьи 232 УК РФ, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

      По  смыслу закона, уголовная ответственность по статье 232 УК РФ наступает при неоднократном (2 и более раза) предоставлении любого жилого или нежилого помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления наркотических средств или психотропных веществ. При этом не имеет значения, какую цель – корыстную или иную – преследовал виновный.

      Если  организатор либо содержатель притона  снабжал посетителей наркотиками  или психотропными веществами либо склонял других лиц к их потреблению, его действия надлежит квалифицировать  по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 232 и 228 или 230 УК РФ.8

 

2.5 Уголовная ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ)

 

      Статья 233 УК РФ предусматривает два состава преступления: а) незаконную выдачу рецептов или иных документов, дающих право на получение названых средств или веществ; в) подделка рецептов или иных документов дающих это право. Составы эти различны по особенностям объективной и субъективной стороны, а также по субъекту посягательства. Общим является только объект посягательства.

      Основной  объект преступления – здоровье населения. Дополнительным объектом могут выступать  интересы службы в той отрасли, где  работает субъект (медицина, фармацевтика и т.п.). Предметом преступления является рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотиков.

      Рецепт  – это официальное письменное предписание врача о выдаче готового лекарства, препарата или изделия, а также об изготовлении в аптеке лекарств. Иным документом может быть история болезни, амбулаторная карта больного, товарно-транспортная накладная на получение лекарственных препаратов, лицензия на определенный вид деятельности, распоряжение должностного лица организации или учреждения медицинского или научного профиля и другие документы для выдачи или продажи наркотических средств или психотропных веществ.

      Объективная сторона преступления состоит в  незаконной выдаче или подделке рецептов или иных документов, дающих право  на получение наркотиков или психотропных веществ. Незаконной выдачей рецепта является его выдача с нарушением правил их оформления, например не больному или при отсутствии показаний. Незаконная выдача иных документов – например, не для исследовательских или лечебных целей. То есть если говорить обобщенно, это передача документов лицу, не имеющему права на получение данных документов.

      Подделка  предполагает подчистку в подлинных  документах, внесение в них исправлений, искажающих их содержание, а также  изготовление фиктивных документов на выдачу и получение наркотических средств или психотропных веществ.

      Преступление  имеет формальный характер. Оно считается  оконченным с момента выполнения указанных действий. Для квалификации содеянного по статье 233 УК РФ не имеет  значения, удалось или нет получить наркотические средства или психотропные вещества по названым документам. Получение по поддельному рецепту или иному фиктивному документу наркотических средств или психотропных веществ должно квалифицироваться как незаконное приобретение этих средств или веществ.

      С субъективной стороны данное преступление совершается с прямым умыслом. Субъектом  преступления при выдаче рецептов или  иных документов, дающих право на получение  наркотиков, - специальный; им могут  быть лица, наделенные правом выдачи этих документов (врачи, провизоры и т.п.). При подделке указанных документов субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет (как должностное, так и частное).

      Подделка  рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотиков или психотропных веществ, полностью охватывается диспозицией статьи 233 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ не требует.

      Если  указанные действия сопряжены с  похищением выданного в установленном  порядке рецепта или иного  документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности статей 233 и 325 УК РФ.

      Должностные лица, совершившие рассматриваемое  деяние из корыстной или иной личной заинтересованности, подлежат ответственности по статье 285 УК РФ.

      В соответствии со статьей 233 УК РФ, незаконная выдача либо подделка рецептов или  иных документов, дающих право на получение  наркотиков или психотропных веществ, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      В предложенной Вашему вниманию работе я постаралась рассмотреть основные аспекты борьбы и уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Однако, большинству людей понятно, что одним уголовным преследованием эту проблему решить невозможно. Тем более что анализ репрессивных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков ,мягко говоря, не дает повода для оптимизма.

      Для достижения даже незначительных успехов  в борьбе с распространением наркотиков необходим комплекс мер, которые  будут осуществляться одновременно всеми уполномоченными государственными структурами, в рамках федеральной целевой программой.

      Для начала остановимся на экономике, это  необходимо, так как в условиях “нашего рынка” лишь бесспорные доказательства целесообразности может подвигнуть комплекс государственно-экономических  сил на более-менее последовательные действия. Наркомания, в формально-юридическом смысле, не просто комплекс самоподдерживающихся преступных взаимоотношений, но и социальная воронка, порождающая понижение жизненного уровня общества. Ущерб обществу наносится прямым воровством, ограблением и насилием; бюджетными расходами на медицинское и социальное обслуживание самих наркоманов и лиц пострадавших от них; выключение большой трудоспособной группы населения из производства совокупного национального продукта, с фактической утратой уже вложенных в данного человека общественных затрат.

      Второй  вопрос: кого и за что нужно финансировать  из средств федерального бюджета  и федерального внебюджетного фонда  противодействия незаконному обороту  наркотиков? Сегодня из этих источников финансируются медики, милиция и социальные органы. Медики – лечат медицинские проявления и пытаются освободить от наркотической зависимости (эффективность 2-4 %), часто за деньги клиента и немалые. Милиция – ловит воров, распространителей наркотиков и контрабанду, при этом отметим, что все это пусть и специфическая, но небольшая часть оперативной работы МВД. Социальные органы не готовы работать с наркозависимыми людьми ни организационно, ни материально.

      Поэтому с точки зрения целесообразности, финансировать нужно системный комплекс мероприятий по созданию общественных и социально-экономических условий блокирующих развитие наркомании, как вида социально-психологической патологии, к которой человек как биологический вид имеет предрасположенность. Финансирование борьбы с наркоманией должно вестись не только, как сейчас, через ведомства, которые самодостаточны и не идут на реальные контакты с “чужими”, поскольку это отвлекает финансовые ресурсы. Целесообразным видится финансирование общественных организаций, отобранных в рамках открытого конкурса, если они, привлекая общественность, учреждения органов здравоохранения, попечительские структуры, способны сформировать эффективные программы (в рамках общефедеральной программы), определить исполнителей (по грантам), осуществлять контроль за финансовыми потоками и оценивать результаты своей деятельности.

      В регионах наиболее подверженных влиянию  наркотиков, а в перспективе по всей стране, должны быть созданы реабилитационные комплексы, на следующих принципах: так как реабилетанты на совершили установленного в судебном порядке преступления, они направляются в реабилитационные центры по личному заявлению ; срок нахождения в реабилитационном комплексе жестко не определен; государство и общество создает условия адаптации реабилитантов в социально-экономический процесс.

      Принципы  создания, функционирования и контроля за деятельностью реабилитационных комплексов должны быть закреплены законодательно. Необходимо строгое и общественно  выверенное положение о реабилитационных комплексах, где четко прописывались бы права реабилитантов и возможное ограничение их свобод (при необходимости такого ограничения), вызываемые как медицинскими, так и социальными показаниями.

      Вообще  же для успешного решения проблемы наркомании нужны системные и  длительные усилия всего государства и общества, в том числе меры уголовно-правового характера к распространителям наркотиков. Общественные и административные усилия должны быть направлены на создание определенной социально-культурной среды, на формирование приоритетов исключающих наркоманию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
 

   Нормативные акты:

  1. “Уголовный кодекс РФ” (с изменениями и дополнениями на 15.02.2009г.), “Проспект”, Москва, 2009 г., стр. 197-207

  2. Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ, “Собрание законодательства РФ” № 2 от 12.01.1998 г., ст. 219,с изменениями от 19 декабря 2008 года 

     Специальная литература:

  1. “Уголовное право России. Особенная часть”, под редакцией профессора А.И. Рарога, ИМПЭ, “Триада, Лтд”, Москва, 1997 г., стр. 258-275.

  2. “Уголовное право РФ. Особенная часть”, под редакцией профессора Б.В. Здравомыслова, “Юристъ”, Москва, 1999 г., стр. 283-291.

  3. Российское уголовное право. Особенная часть. Альбом схем. Под ред. Яцеленко Б.В. – М.: МЮИ МВД России, Издательство «Щит-М», 1998. – 256

  4.  Уголовное право России .Т.1 .Общая часть. Под ред. Игнатова А.И., Красикова Ю.А. – М., 1998г.

  5.  “Комментарий к УК РФ”, под редакцией В.И.Радченко “Питер ”, Санкт - Петербург, 2008 г., стр. 552-580.

  6.  Коментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации /  Под общ.  ред. доктора юридических наук, профессора  Ю.И.Скуратова и доктора юридических наук, Председателя ВС РФ В.М. Лебедева. – 3-е изд.,  изм.  И доп.  – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М), 2000, - 896 с.

  7. Драган Г.Н. Калачев Б.Ф. “наркомания и наркобизнес: Выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ”, под редакцией П.Г. Пономарева, “Новый Юрист”, Москва, 1998 г., 240 стр.

  8. Романов Л.И. “Наркомания и преступность”, “Известия вузов. Правоведение”, № 2 за 1998 г., стр. 178-184.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконные действия в обращении с наркотическими средствами