Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 07:20, дипломная работа

Описание

Новые формы преступных посягательств в экономике ставят перед правоохранительными органами проблемы, решение которых требует тщательного анализа не только уголовного, но и других отраслей права. Практика по делам о таких преступлениях, складывающаяся в различных регионах России, достаточно противоречива. Работники правоохранительных органов испытывают большие трудности при квалификации преступлений в сфере рыночной экономики. К подобным преступлениям можно отнести незаконное предпринимательство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------3
1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ----------------7
1.1. История предпринимательской деятельности. Понятие и функции предпринимательства.----------------------------------------------------------------------7
1.2. Правовая характеристика предпринимательской деятельности согласно законодательству РФ ---------------------------------------------------------11
1.3. Правовая характеристика предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств ------------------------------------------13
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЙСТВУЮЩИМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ -----------------------------------------------------------21
2.1. Объект и объективная сторона незаконного предпринимательства --------------------------------------------------------------------21
2.2. Субъект и субъективная сторона незаконного предпринимательства--------------------------------------------------------------------32
2.3. Квалифицирующие признаки состава преступления «незаконное предпринимательство» ------------------------------------------------------------------40
3. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ---------------------------------------------------------------------------------------------46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------58
ГЛОССАРИЙ-------------------------------------------------------------------------------61
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ -------------------------------------------------------------63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК-------------------------------------------------64
ПРИЛОЖЕНИЯ-----------------------------------

Работа состоит из  1 файл

готовый диплом.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

Закон о векселях 1881 года и Закон и потребительском кредите 1974 года разрешает многие вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку и, одновременно, направлены на защиту прав потребителей. Закон о промышленном развитии 1968 года предусматривает оказание финансовой поддержки отдельным, наиболее эффективным отраслям производства и содействие развитию районов, в которых складывается неблагоприятная экономическая конъюнктура.

Английское право оказало огромное влияние на правовые системы других государств, прежде всего США. Однако при анализе американского права отмечается стремление к унификации и кодификации штатного и федерального законодательства. Центральное место в сфере законодательства занял Единый торговый кодекс (ЕТК), первый официальный текст которого появился в 1952 году (ныне действует официальный текст 1990г.). Это - собрание норм по отдельным, наиболее важным для хозяйственной деятельности института без общих положений, ныне федеральный закон США.[9] Законодательство, регулирующее деятельность коммерческих организаций, является преимущественно прерогативой штатов. В самостоятельную отрасль правового регулирования, осуществляемого, главным образом, федеральными законами, превратилась в так называемое антитрестовское законодательство. Первым федеральным актом в этой области стал Закон Шермана 1890 года, который был дополнен в 1914 году Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии.[10] Что касается статусного права отдельных штатов, то помимо принятых в каждом штате соответствующих редакций ЕТК, важное значение имеет штатное законодательство о предпринимательских корпорациях (например. Закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 года).

Таким образом, несмотря на своеобразие правовых систем общая характеристика источников предпринимательского (хозяйственного) права зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование экономической сферы основывается, главным образом, на нормативно-правовых актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЙСТВУЮЩИМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

 

        2.1 Объект и объективная сторона незаконного

предпринимательства

 

В качестве объекта незаконного предпринимательства выступают общественные отношения, регулирующие нормальное, в соответствии с установленными правилами, функционирование сферы предпринимательской деятельности, задачами которой является обеспечение общества в целом и отдельных его потребителей необходимыми товарами и услугами, а также производство соответствующих отчислений в государственный бюджет от полученной прибыли. Именно последняя из названных обязанностей, как правило, не выполняется лицами, занимающимися незаконным предпринимательством, если они не зарегистрировались в установленном законом порядке. В том случае, когда та или иная деятельность осуществляется без лицензии или с нарушением условий лицензирования, в большей степени страдают интересы потребителей, нежели интересы государства в целом, поскольку в этом случае производятся товары или оказываются услуги с нарушением требований, предъявляемых к их качеству или процессу их производства. Таким образом, незаконное предпринимательство посягает и на иные общественные отношения, которые мы выделяем в качестве дополнительного объекта. Это интересы государства в сфере налогообложения, интересы хозяйствующих субъектов, вступающих в экономические связи с незаконным предпринимателем, а также интересы потребителей товаров и услуг, которые представляются незарегистрированным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Дополнительные объекты в анализируемом составе преступления являются факультативными, поскольку для привлечения к уголовной ответственности достаточно установить либо причинение вреда интересам государства -- получение крупного или особо крупного дохода, либо интересам граждан или организаций -- причинение крупного ущерба.

На мой взгляд, несколько узкое определение объекта преступного посягательства дается в учебнике "Российское уголовное право".[11] По мнению авторов, объектом данного преступления является "нормальный порядок осуществления законной предпринимательской деятельности". Представляется, что такое определение объекта невольно делает упор лишь на формальное соблюдение правил, которые осуществляются без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно или с нарушением лицензионных требований и условий если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, в то время как законодатель понимает общественную опасность незаконного предпринимательства несколько шире. Незаконная предпринимательская деятельность признается противоправной только в том случае, если потребители товаров или услуг понесли определенные убытки, которые в уголовном законе отождествляются с понятием крупного ущерба, либо, если в результате незаконной предпринимательской деятельности, был получен доход в крупном или особо крупном размере. В том случае, если не был причинен крупный ущерб или не был получен доход в крупном или особо крупном размере, несоблюдение порядка осуществления предпринимательской деятельности еще не приводит к той степени общественной опасности совершенного деяния, которая позволяет говорить о нем как о преступном.

Таким образом, само по себе лицензирования которое осуществляется без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере не превращает совершенное деяние в преступное, а поэтому, говоря об объекте незаконного предпринимательства, необходимо указать на определенную связь с нарушенным порядком и теми негативными последствиями, которые наступают для потребителя и государства в целом, которое формирует свой бюджет за счет тех или иных видов деятельности, разрешенных в экономической сфере.

Незаконное предпринимательство, определяемое в ст. 171 УК РФ как предпринимательская деятельность, представляет собой определенный процесс, систематическое совершение однородных действий в той или иной сфере производства, торговли, оказания услуг или иных видов деятельности, направленных на извлечение прибыли.

Такой вывод вытекает из положений ГК РФ. Так в ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательство характеризуется как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, а это в свою очередь говорит о том, что она должна осуществляться на постоянной основе.

Большинство авторов, исследовавших эту проблему, так же считают, что предпринимательскую деятельность отличает система, совокупность последовательно совершаемых действий, направленных на получение прибыли, адресованных неопределенному кругу потребителей или контрагентов; длительный и стабильный режим работы предприятия в течение дня (недели). Время, в течение которого она осуществляется, не имеет значения для признания ее уголовно-наказуемой. Данное преступление следует считать оконченным с момента совершения одного из действий в общей цепи предполагаемых однородных актов поведения.[12] Для наличия признаков незаконного предпринимательства в деятельности не зарегистрированного торгового предприятия достаточно совершения с его стороны нескольких сделок купли-продажи, если они привели к извлечению дохода в крупном или особо крупном размере. Б.В.Волженкин, углубляя эту мысль, говорит о том, что такая система действий, направленная на извлечение прибыли присутствует и в совершении одной крупной сделки, выполнении какой-либо значительной работы, например, строительство или ремонт объекта, изготовление большой партии продукции. Однако в последних примерах имеется именно выполнение многократно повторяющихся, тождественных действий, протяженных во времени, особенно, если речь идет о строительстве дома или иного объекта.

Незаконное предпринимательство следует отграничивать от единичного акта продажи одного или даже нескольких предметов, одноразового выполнения какой-либо работы, поскольку в данном случае отсутствует систематичность, наличие определенного повторяющегося процесса, направленного на получение прибыли.

Объективная сторона незаконного предпринимательства может выражаться в нарушении или несоблюдении требований, которые предъявляются к предпринимательской деятельности, преступные действия, указанные в ст. 1 71 УК РФ, могут осуществляться в следующих формах: в занятии предпринимательской деятельностью а) без регистрации, б) без лицензии, в) с нарушением условий лицензирования, которые, как представляется, различаются между собой по степени общественной опасности, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

              Порядок регистрации предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ф3 «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[13]

Регистрация предприятий с иностранными инвестициями производится в соответствии с названным Положением и с соблюдением требований, изложенных в Законе РСФСР « Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[14] регистрация предприятия осуществляется регистрирующим органом, сроки регистрации составляют пять рабочих дней с момента представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 № 129-фз). А датой представления документов при регистрации является день их получения регистрирующим органом.  Таким образом, в течении этих дней налоговые органы должны принять решение о регистрации и сделать соответствующую запись в ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Через день с момента внесения записи в реестр налоговики выдают или направляют по почте Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Оно оформляется по форме № 61001 ( приложение № 22 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и выдачей регистрационного удостоверения. Только с момента совершения указанных действий должностным лицом, предприятие считается зарегистрированным, поэтому любая предпринимательская деятельность, осуществляемая до этого момента, считается незаконной.

Как незаконную следует рассматривать и такую предпринимательскую деятельность, которая ведется во время обжалования решения об отказе в регистрации в суде, а также продолжение предпринимательской деятельности вопреки решению суда или арбитражного суда об аннулировании государственной регистрации предприятия (предпринимателя). В последнем случае регистрирующим органом предприятию должно быть в 3-дневный срок направлено уведомление об аннулировании государственной регистрации. Если по каким бы то ни было причинам такое уведомление не было получено, то продолжаемую предпринимательскую деятельность нельзя считать незаконной. Как правило, незаконное предпринимательство осуществляется без лицензии при наличии регистрации предприятия в установленном законом порядке. Из числа всех лиц, осужденных за незаконное предпринимательство по ст. 171 УК РФ, 22,5 % лиц были привлечены к ответственности за деятельность без регистрации (в основном индивидуальные предприниматели),73,6 % - без лицензии, 3,9 % - с нарушением условий лицензирования.[15] В качестве примера деятельности без регистрации можно привести уголовное дело в отношении А., который обвинялся в незаконной предпринимательской деятельности, которую он осуществлял в качестве индивидуального предпринимателя, не зарегистрировавшись надлежащим образом. Полученный им доход составил 268 148 руб., и он был осужден назначением штрафа в размере 55 000 руб. по ч. 1 ст. 171 УК РФ.[16]

Для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности помимо ее обязательной регистрации необходимо иметь лицензию, разрешение (право) на их осуществление выдаваемую на конкретный срок и устанавливающую определенные требования и условия, которые необходимо соблюдать при их проведении. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок их лицензирования определяется Федеральным Законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности».[17] В соответствии со ст. 4 данного Закона к ним относятся такие виды, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Конкретный перечень видов деятельности дается в ст. 17 Закона. Лицензирование иных видов деятельности, кроме перечисленных, не допускается и можно только лишь в том случае, если их лицензирование требуется в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 19). К таким ранее принятым законам следует отнести, например, Законы « О частной детективной и охранной деятельности», «Об образовании», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др. Принятые ранее указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования применяются в том случае, если они не противоречат принятому Федеральному закону (ст. 19). В основу признания необходимости лицензирования тех или иных видов деятельности должен быть положен один, в крайнем случае два основополагающих критерия. Так, в литературе, высказывалось мнение о том, что при составлении перечня лицензионных видов деятельности необходимо исходить, к примеру, из опасности конкретной деятельности для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; учитывать вовлечение в эту деятельность большого количества участников и высокую доходность такой деятельности.[18] Однако учет всех перечисленных признаков представляется не совсем обоснованным. Видимо, во главу угла прежде всего должна быть положена необходимость осуществления контроля за соблюдением качества товаров и соответствующих мер предосторожности при занятии конкретными видами деятельности, несоблюдение которых может представлять опасность для здоровья граждан или нарушать гарантированные Конституцией РФ их права и свободы (общественное питание, выпуск товаров потребления, частная детективная деятельность и т.п.).

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности (ст. 7 Закона) на срок не менее, чем три года, в то же время Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности лицензия может выдаваться бессрочно (ст. 8 Закона). После истечения срока действия лицензии, она может быть продлена, если за время ее действия не было зафиксировано нарушений лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче лицензии) в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Документ, подтверждающий наличие лицензии, выдается в течение трех дней после оплаты лицензионного сбора. Если в течение трех месяцев лицензионный сбор не оплачивается, лицензионный орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство