Свобода совести в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:43, контрольная работа

Описание

В современном обществе свобода совести и свобода вероисповедания представляется одной из глобальных проблем теоретического и отраслевого правоведения, которая активно дискутируется в современной российской и зарубежной науке. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной и противоречивой научно-теоретической разработанностью, доминированием устаревших подходов к проблеме реализации свободы совести и свободы вероисповедания, а также отсутствием выработанного понятийного аппарата.

В настоящее время в России, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, и во всем мире ситуация в области свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется как кризисная, выход из которой необходим, так как право на свободу совести и вероисповедания является одним из базисных прав человека и гражданина, а его обеспечение играет решающую роль в вопросе прав человека в целом. Пренебрежение указанным правом превращает в фикцию такие понятия, как «правовое государство» и «гражданское общество».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

Глава 1. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России……………………………………………………………………………5

1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………….5

1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»…………………………………………………………………..7


Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России………………………………………………………………………….16

2.1 Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания……………………………16

Заключение………………………………………………………………………23

Список источников и литературы…………………………………….……….24

Работа состоит из  1 файл

Свобода совести и вероисповедания в России.docx

— 53.34 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, по кругу субъектов данного права. Как уже отмечалось, согласно ст. 28 Конституции, указанное право гарантируется «каждому». Детализируя это положение, Федеральный закон 1997 г. устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

     В-третьих, по обеспечению равенства в осуществлении  названного права. В этом отношении  Федеральный закон 1997 г., с одной стороны, не допускает установления преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3), а с другой – провозглашает то, что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3). Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

     В-четвертых, в обеспечении равной защиты и  гарантий при осуществлении религиозных  прав. В этом подходе также можно  выделить несколько направлений.

     1. Никто не обязан сообщать о  своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

     2. Запрещается вовлечение малолетних  в религиозные объединения, а  также обучение малолетних религии  вопреки их воле и без согласия  их родителей или лиц, их  заменяющих.

     3. Наказывается воспрепятствование  осуществлению религиозных прав. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона, воспрепятствование  осуществлению права на свободу  совести и свободу вероисповедания,  в том числе сопряженное с  насилием над личностью, с умышленным  оскорблением чувств граждан  в связи с их отношением  к религии, с пропагандой религиозного  превосходства, с уничтожением  или с повреждением имущества  либо с угрозой совершения  таких действий, запрещается и  преследуется в соответствии  с федеральным законом. Проведение  публичных мероприятий, размещение  текстов и изображений, оскорбляющих  религиозные чувства граждан,  вблизи объектов религиозного  почитания запрещаются.

     4. Тайна исповеди охраняется законом.  Священнослужитель не может быть  привлечен к ответственности  за отказ от дачи показаний  по обстоятельствам, которые стали  известны ему на исповеди.

     В отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г., данный федеральный закон закрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образом был изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями и участниками местной религиозной организации. Право на учреждение местной религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства теперь могут быть только участниками религиозной организации, причем при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.

     Законом также введено новое понятие  — религиозная группа, под которой  признается добровольное объединение  граждан, образованное в целях совместного  исповедания и распространения  веры, осуществляющее деятельность без  государственной регистрации и  приобретения правоспособности юридического лица. С одной стороны, данное положение закона закрепило легальность деятельности религиозного объединения без государственной регистрации. Однако, с другой стороны, законодателем были установлены, на наш взгляд, неоправданные условия для преобразования религиозной группы в религиозную организацию, — пятнадцатилетний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в структуру уже действующей централизованной религиозной организации. Закон существенно ограничил права религиозных организаций, созданных до его вступления в силу, но не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

     Согласно  закону, религиозная организация  действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

     В судебном порядке религиозные организации  или религиозные группы могут  быть ликвидированы, их деятельность может  быть запрещена по следующим основаниям:

     1. нарушение общественной безопасности  и общественного порядка, подрыв  безопасности государства; 

     2. действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

     3. создание вооруженных формирований;

     4. пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

     5. принуждение к разрушению семьи; 

     6. посягательство на личность, права  и свободы граждан; 

     7. нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

     8. склонение к самоубийству или  к отказу по религиозным мотивам  от оказания медицинской помощи  лицам, находящимся в опасном  для жизни и здоровья состоянии; 

     9. воспрепятствование получению обязательного  образования; 

     10. принуждение членов и последователей  религиозного объединения и иных  лиц к отчуждению принадлежащего  им имущества в пользу религиозного  объединения: 

     11. воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

     12. побуждение граждан к отказу  от исполнения установленных  законом гражданских обязанностей  и совершению иных противоправных  действий.5

     Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления.

     Религиозные организации самостоятельны в своей  внутренней деятельности. Государство  уважает их внутренние установления, если эти установления не противоречат законодательству РФ.

     Религиозные организации вправе основывать и  содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

     Анализируя  законодательство о свободе совести, следует обратить внимание на то, что  некоторые важные области данной сферы общественных отношений оказались  за пределами внимания законодателя. Так, настоятельно нуждаются в правовом регулировании вопросы ограничения  публичного освещения в средствах  массовой информации поведения высших должностных лиц государства, связанного с их участием в религиозных обрядах  и церемониях, реализации свободы  совести в Вооруженных Силах, замены военной службы альтернативной гражданской службой по убеждениям и порядок ее прохождения и  ряд других (например, ФЗ об альтернативной гражданской службе вступает в силу 1 января 2004 г., однако постановление правительства, регламентирующее процедуру предоставления АГС и порядок ее прохождения до сих пор не принято6).

 

      Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России 

     2.1 Судебная практика Конституционного  Суда Российской Федерации в  отношении свободы совести и  вероисповедания 

     Особое  место в деле защиты прав и свобод человека и гражданина отводится  Конституционному Суду, деятельность которого регламентируется Конституцией РФ и федеральным конституционными законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». Одной из важных функций Конституционного Суда является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

     Так, 23 ноября 1999 г. Конституционный Суд РФ огласил решение по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».7 Поводом к его рассмотрению стали поданные независимо друг от друга и соединенные в одном производстве жалобы Религиозного общества Свидетелей Иеговы (город Ярославль) и Религиозной организации «Христианская церковь Прославления» (город Абакан, Республика Хакасия) на нарушение конституционных прав и свобод граждан положениями федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» об ограничении в правах религиозных организаций, не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет (п. 3 ст. 27).

     Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации, «не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет», в отличие от других религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» до 1 октября 1997 г., «пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока». В данный период они не пользуются следующими предусмотренными федеральным законом правами:

Информация о работе Свобода совести в России