Свобода совести в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:43, контрольная работа

Описание

В современном обществе свобода совести и свобода вероисповедания представляется одной из глобальных проблем теоретического и отраслевого правоведения, которая активно дискутируется в современной российской и зарубежной науке. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной и противоречивой научно-теоретической разработанностью, доминированием устаревших подходов к проблеме реализации свободы совести и свободы вероисповедания, а также отсутствием выработанного понятийного аппарата.

В настоящее время в России, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, и во всем мире ситуация в области свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется как кризисная, выход из которой необходим, так как право на свободу совести и вероисповедания является одним из базисных прав человека и гражданина, а его обеспечение играет решающую роль в вопросе прав человека в целом. Пренебрежение указанным правом превращает в фикцию такие понятия, как «правовое государство» и «гражданское общество».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

Глава 1. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России……………………………………………………………………………5

1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………….5

1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»…………………………………………………………………..7


Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России………………………………………………………………………….16

2.1 Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания……………………………16

Заключение………………………………………………………………………23

Список источников и литературы…………………………………….……….24

Работа состоит из  1 файл

Свобода совести и вероисповедания в России.docx

— 53.34 Кб (Скачать документ)
  • обращаться к Президенту РФ с просьбой о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов для своих священнослужителей (п. 4 ст. 3);
  • создавать образовательные учреждения и по просьбе родителей, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы (п.п. 3, 4 ст. 5);
  • иметь при себе представительство иностранной религиозной организации (п. 5 ст. 13);
  • проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан (п. 3 ст. 16);
  • производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио– и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (п. 1 ст. 17);
  • учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения (п. 2 ст. 17);
  • создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала (ст. 19);
  • приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью (п. 2 ст. 20).8

     Не  исследуя вопрос о конституционности  содержащихся в абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» положений, Конституционный Суд РФ установил, что обжалуемые положения не подлежат применению в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного федерального закона, т.е. до 1 октября 1997 г., а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации.

     Отказ в рассмотрении вопроса о конституционности  обжалуемых положений федерального закона по существу был мотивирован  Конституционным Судом РФ требованиями ст. 96 и 97 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», в соответствии с которыми оспариваемые законоположения подлежат проверке лишь постольку, поскольку они были применены к заявителю жалобы. А так как обе религиозные  организации, являющиеся заявителями  жалобы, были учреждены до 1 октября 1997 г. и каждая из них входит в структуру соответствующей централизованной религиозной организации, Конституционный Суд РФ ограничил пределы проверки конституционности обжалуемых положений федерального закона тем, насколько они применимы в отношении подобных религиозных организаций.

     Несомненно, настоящее Постановление Конституционного Суда РФ имеет важное практическое значение. В силу данного Постановления  все религиозные организации, учрежденные  до 1 октября 1997 г., при прохождении государственной перерегистрации теперь не обязаны будут подтверждать пятнадцатилетний срок своего существования на соответствующей территории и, следовательно, независимо от своего вхождения в структуру централизованной религиозной организации, будут пользоваться правами юридического лица в полном объеме без ежегодной перерегистрации и без ограничений, предусмотренных абз. 4 п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

     Те  же религиозные организации, которые  уже прошли перерегистрацию и  из-за отсутствия у них документа, подтверждающего пятнадцатилетний срок существования, были вынуждены  исключить из своего устава права, предусмотренные  п. 4 ст. 3, п. 3 и 4 ст. 5, п. 5 ст. 13, п. 3 ст. 16, п. 1 и 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, ст. 19 и п. 2 ст. 20 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», теперь вправе внести соответствующие изменения и дополнения в свой устав (т.е. устранить эти ограничения) и представить их для регистрации в орган юстиции. При этом им должно быть выдано новое свидетельство о государственной регистрации без указания на временный характер его действия.

     Что же касается действия положений абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 данного федерального закона в отношении религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, то Конституционный Суд РФ фактически дал оценку уже сложившейся в органах юстиции практике, — к указанным религиозным организациям обжалуемые положения не применяются.9

     Внимания заслуживает и другое дело по поводу «Общества Иисуса»,10 рассматривавшееся в Конституционном Суде РФ.

     «Общество Иисуса» (орден иезуитов) зарегистрирован Министерством юстиции РФ 30 сентября 1992 г. Немногочисленные члены ордена занимаются образовательной деятельностью, являясь учредителями католического Колледжа св. Фомы Аквинского.

     Как и все религиозные организации, иезуиты обязаны были пройти перерегистрацию. Министерство юстиции РФ неоднократно отказывало им в этом, указывая, что  их структура не соответствует предусмотренной  законом и их учредитель — Всемирный  орден иезуитов согласно ст. 13 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не наделен правом учреждения религиозных организаций на территории Российской Федерации.

     В соответствии с законом о свободе  совести (ст. 8 и 9), местная организация  учреждается не менее чем десятью  гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в одной местности. Этой же местностью определяется и территория деятельности организации. Создать же централизованную религиозную организацию могут не менее трех местных организаций. Применение этих норм предполагает единую структуру для всех конфессий на территории России: три и более местные организации, учрежденные постоянно проживающими в одной местности гражданами РФ, объединяются в централизованную.

     Однако  далеко не всегда религиозные организации  вписываются в рамки, указанные  законом. Так, структура ордена иезуитов остается практически неизменной в  течение пяти столетий, и его канонические правила предписывают образование  регионов по декрету генерального настоятеля. Регион не делится на какие-либо приходы  или отделения, представляя собой  единую организацию, а его территориальные  границы могут не совпадать с  административно-территориальным делением государства пребывания.

     Кроме того, «Общество Иисуса» не может  быть массовой организацией, ибо к  его членам предъявляются весьма высокие требования — не просто принесение монашеских обетов, но и  высокий уровень образования  и т.д. Граждане России, как правило, направляются для завершения образования  в Рим. Поэтому ни в одной местности  России нет требуемых новым законом  постоянно проживающих десяти граждан  Российской Федерации — членов ордена, что исключает возможность регистрации в качестве местной организации. Это, в свою очередь, предопределяет невозможность регистрации и в качестве централизованной организации.

     Ордену  было отказано в перерегистрации, несмотря на то, что он существует в России более двухсот лет. Как справедливо  указывала адвокат Г.А. Крылова,11 представлявшая интересы Ордена в Конституционном Суде, выбор, предлагаемый законом, был невелик: 1) быть зарегистрированным как представительство Всемирного ордена иезуитов, лишившись тем самым права действовать как религиозная организация; 2) выполнить все требования закона для регистрации как религиозного объединения, нарушив свою каноническую структуру и перестав быть неотъемлемой частью ордена и, соответственно, Римско-Католической церкви; 3) лишиться имеющейся с 1992 г. регистрации и прав юридического лица, без чего деятельность российского региона «Общества Иисуса» становится невозможной.

     Считая  налагаемые законом ограничения  искажающими само существо свободы  совести, иезуиты 30 августа 1999 г. обратились в Конституционный Суд. Их права бесспорно нарушались дискриминационными нормами, противоречащими как положениям ст. 15 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», так и Конституции РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     13 апреля 2000 г. Конституционный Суд, сославшись на «конституционно-правовой смысл» положений закона применительно к перерегистрации организаций, созданных до его вступления в силу, указал, что им не может быть отказано в перерегистрации на том основании, что впоследствии законом был изменен круг лиц, которые вправе быть учредителями. Таким образом, Суд счел жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требовалось вынесения итогового решения в виде постановления.

     Определение Конституционного Суда от 13 апреля 2000 г., как и постановление от 23 ноября 1999 г., существенно ограничивают возможность непосредственного применения дискриминационных норм при перерегистрации. Его значение, несомненно, выходит за пределы конкретной проблемы, вставшей перед иезуитами. Отмечая, что правоприменитель не может придавать положениям пп. 3, 4 и 5 ст. 8, пп. 1 и 2 ст. 9, ст. 13, пп. 3 и 4 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» какое-либо иное значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ, в резолютивной части решения суд указал:12

  • при перерегистрации религиозные объединения могут в учредительных документах указывать в качестве своей организационно-правовой формы какой-либо вид религиозной организации, не создавая новых подразделений, в том числе территориальных, в соответствии с требованиями данного федерального закона, предъявляемыми к такой организационно-правовой форме (виду) с точки зрения ее структуры;
  • такие организации также вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, если до вступления закона в силу они уже использовали их в своих наименованиях и если на момент подачи заявления о государственной перерегистрации они действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях; при этом не должно приниматься во внимание приостановление деятельности религиозной организации, если она была лишена возможности действовать по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц.

     Таким образом, многие религиозные организации, вынужденные ранее изменять свою организационно-правовую структуру  или входить на каких-либо условиях для перерегистрации в состав централизованного объединения, могут  теперь оставить прежней собственную  иерархическую и институционную структуру. Если ранее они были зарегистрированы по закону РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г., органы юстиции не вправе отказать им в перерегистрации на основании того, что они были учреждены ненадлежащими лицами и законом изменен порядок их образования. 
 
 
 

     Заключение 

     В заключение следует отметить, что  в целом в Российской Федерации  сегодня созданы необходимые  конституционно-правовые предпосылки  полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и  религиозного вероисповедания, а также  деятельности религиозных групп  и организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и  останется на многие годы важнейшей  задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения  каждым человеком своей духовной свободы – важный фактор демократизма страны и ее конституционного строя. 

 

      Список использованных источников и литературы

     Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями).
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления».

     Научная и учебная литература

  1. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999, № 1.
  2. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации.
  3. Мельникова Е.Н. Реализация конституционного принципа свободы совести в России (на материалах Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ) // Российское Объединение Исследователей Религии.
  4. Петранов Б. Свобода вероисповедания в праве ЕКПЧ: тенденции в судебной практике.
  5. Пчелинцев А.В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза / А.В. Пчелинцев, В.В. Кяховский. – М.: Юриспруденция, 2006.
  6. Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история права и государства; Науч. рук. Н. А. Придворов. – Тамбов, 2006.

Информация о работе Свобода совести в России