Штраф в уголовном праве Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:37, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы возникающие в правоприменительной практике при исполнении и назначении наказания в виде штрафа.
Достижение данной цели планируется путём решения следующих задач:
1. Изучить уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство, регламентирующее назначение и исполнение штрафа;
2. Изучить историю штрафа как вида уголовного наказания;
3. Проанализировать зарубежный опыт использования штрафа;
4. Выявить основные практические проблемы исполнения и назначения наказания в виде штрафа в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ШТРАФ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. История штрафа как уголовного наказания в России.
1.2. Штраф как вид наказания в уголовном праве зарубежных стран
1.3. Правовое регулирование штрафа в Российской Федерации: современный период.
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В СВЯЗИ С НАЗНАЧЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ШТРАФА.
2.1. Проблемы, возникающие в связи с назначением штрафа
2.2. Проблемы, возникающие в связи с исполнением штрафа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

ИСПРАВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

По Уголовно-процессуальному  кодексу Франции при постановлении  обвинительного приговора к штрафу суд обязан определить срок лишения свободы на случай неисполнения осужденным требований судебного решения (ст. 749 УПК Франции). Сроки заменяющего наказания зависят от размера денежного взыскания и определены в ст. 750 УПК Франции (от двух дней до двух лет). Закон не допускает замену штрафа на лишение свободы лицам, не достигшим 18 лет к моменту совершения преступления, и тем, кому к моменту осуждения исполнилось 70 лет.

В Англии закон  обязывает суды в приказе о  назначении наказания в виде штрафа определять сразу срок заменяющего наказания на случай, если осужденный уклонится от исполнения судебного приказа. В качестве заменяющего наказания закон указывает тюремное заключение, срок которого не может превышать 12 месяцев.

Шведский УК допускает замену штрафа лишением свободы в случае его неуплаты. В подобных случаях тюремное заключение назначается на срок от 14 дней до трех месяцев. Порядок замены штрафа лишением свободы регламентирован специальным нормативным актом - Законом о взыскании штрафов.

Замена неуплаченного штрафа лишением свободы допускается в Японии (водворение осужденного в работный дом). Срок, на который лицо будет помещено в работный дом в случае неуплаты штрафа, определяется судом в момент назначения наказания. Это позволяет избежать повторного рассмотрения дела виновного.

В последние  годы в зарубежных странах получает развитие новая форма определения  размера штрафа - штрафо-дни. Достоинства  данного способа исчисления штрафа заключаются в том, что количество дневных ставок напрямую связано  с тяжестью совершенного виновным лицом преступного деяния, а размер ежедневной ставки (выплаты, взноса) соответствует уровню его имущественных доходов и расходов. Таким образом, достигается определенная индивидуализация уголовного наказания.

Впервые система  исчисления штрафа в виде штрафо-дней была установлена в УК Швеции. Общее количество дневных ставок согласно УК Швеции составляет: минимум - 30, максимум - 150 дней. При этом сумма ежедневного взноса колеблется в зависимости от дохода преступника. Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность назначения и меньшего размера штрафа, взыскиваемого по системе дневных ставок "при наличии особых оснований".

Подобный способ исчисления денежного штрафа впоследствии был воспринят и другими государствами, в том числе ФРГ, Францией, Испанией.

Во французском  праве существует две разновидности  штрафа: обычный денежный штраф и  штрафо-дни. Наказание в виде штрафо-дней состоит в обязанности осужденного  регулярно вносить в государственный  бюджет определенные денежные суммы. Размер ежедневного взноса устанавливается судом с учетом доходов и имущественных обязанностей подсудимого и не может превышать двух тысяч франков. Количество штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния, но не может превышать 360 дней.

Денежный штраф  назначается в дневных ставках  по УК Австрии (минимум две дневные  ставки), Испании (минимальный размер штрафа составляет заработок за пять дней, максимальный - за два года), в  Польше (наименьшее количество ставок равно 10, максимальное - 360)34.

В указанной  системе назначения денежного штрафа принято, что размер дневной ставки определяется с учетом материального  положения лица, его доходов и  возможности получения заработка.

Отличие имущественного штрафа от денежного штрафа состоит  в том, что первый не определяется системой дневных ставок, а представляет собой выплату государству некоторой денежной суммы, назначаемой судом. При определении размера имущественного штрафа суд исходит в первую очередь из стоимости имущества виновного. Имущественный штраф является дополнительным наказанием по отношению к лишению свободы. Не допускается одновременное назначение наказания в виде имущественного и денежного штрафа.

К положительным  чертам штрафа как вида наказания  в уголовном праве зарубежных государств следует отнести следующие:

- сокращение  назначения лишения свободы и  снижение уровня переполнения  тюрем;

- отсутствие  необходимости специальной исполнительной  системы, в отличие, например, от исполнения лишения свободы;

- доходность  для государственного бюджета;

- назначение штрафа с  учетом личности подсудимого,  обстоятельств совершенного преступления, возможности обвиняемого по уплате  штрафа исходя из его доходов  и способности зарабатывать;

- стимулирование правомерного  поведения осужденного по исполнению  приговора путем предоставления отсрочек, рассрочек уплаты штрафа, возможности уменьшения его размера или освобождения от дальнейшего исполнения при условии добросовестности или возмещения ущерба пострадавшему от преступления.

Некоторые ученые отмечают в качестве негативной стороны законодательства зарубежных стран возможность замены штрафа в случае его неисполнения на наказания, связанные с лишением свободы. Данный подход мотивируется тем, что в случае такой замены фактически лицо может быть подвергнуто лишению свободы за малозначительные деяния даже в том случае, если санкция статьи вообще не предусматривает лишение свободы. Кроме этого, лишение свободы как наиболее суровая мера наказания и штраф несовместимы по существу, и в случае замены создается привилегия состоятельным гражданам35.

Подобные рассуждения, несомненно, обоснованы, но на практике невозможность  замены неуплаченного штрафа лишением свободы во многих случаях может  привести к возможности уклонения  от исполнения наказания за совершенное  преступление. Состоятельные граждане, уплатив штрафные санкции, назначенные приговором, тем самым понесут уголовную ответственность, установленную законом. В то же время малоимущие граждане, совершившие аналогичное преступление, могут реально избежать фактического наказания. В этом случае нет иного выхода, как замена штрафных санкций на другой вид уголовного наказания, в том числе и на лишение свободы.

Поддерживая точку зрения о невозможности замены штрафных санкций иными видами уголовной  ответственности, ученые тем самым дают более широкий простор деятельности для преступников из малоимущих слоев населения, которые и так совершают основную массу преступлений.

Система замены неуплаченного  штрафа на наказания, связанные с  лишением свободы, успешно функционирует  в развитых европейских странах и направлена в первую очередь на повышение эффективности действия данного вида уголовного наказания.

Итак, следует отметить, что использование не одной, а нескольких систем исчисления штрафа позволяет наиболее дифференцированно подходить к вопросам определения размера наказания с учетом тяжести совершенного деяния, материального положения виновного и иных обстоятельств. Такая система позволяет максимально индивидуализировать наказание исходя из санкции совершенного преступления.

 

 

1.3. Правовое регулирование штрафа в Российской Федерации: современный период

 

В соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 46 УК РФ) по ряду составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа (основное или дополнительное наказание). После вступления приговора суда в законную силу суд направляет в службу судебных приставов: копию приговора; исполнительный лист, выписываемый на основании приговора, и распоряжение об исполнении приговора. Указанные документы передаются судебному приставу уже в день их поступления в службу судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в течение трех дней должен вынести постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства обязательно утверждается старшим судебным приставом и направляется в суд в день его вынесения. Принудительное исполнение должно быть произведено в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу, а не в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства по общим правилам. В практике часто бывают случаи, когда ввиду отсутствия ответственности самих судей и работников суда распоряжение об исполнении приговора выписывается спустя длительное время после вступления приговора суда в законную силу. А, следовательно, указанные документы поступают в службу судебных приставов с большой задержкой, и у судебного пристава-исполнителя остается меньше времени для исполнения судебных актов. При таких обстоятельствах в законе следовало предусмотреть срок, в течение которого документы должны быть направлены из суда в службу судебных приставов. Однако законодатель пошел по иному пути, предоставив судебному приставу-исполнителю сокращенный срок для исполнения в 15 дней. В ч. 4 статьи 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сказано, что в случае, если исполнительное производство возбуждается через 45 календарных дней и более после вступления приговора суда в законную силу, штраф должен быть взыскан в течение 15 дней.

Однако принцип  добровольности исполнения присутствует и при взыскании штрафа. Само требование об уплате штрафа должно быть добровольно  исполнено в течение 30 дней со дня  вступления приговора в законную силу. Но если к моменту получения уведомления должником прошло уже более 25 дней, последний должен уплатить штраф в течение пяти дней.

В постановлении  о возбуждении исполнительного  производства о взыскании штрафа, назначенного в качестве основного  наказания, судебный пристав-исполнитель должен обязательно уведомить должника о том, что неуплата штрафа добровольно будет рассматриваться как злостное уклонение от наказания и может повлечь замену другим, более суровым видом наказания. Такое постановление вручается лично должнику, а не высылается по почте, как предусматривает обычный порядок.

После уплаты штрафа по заявлению самого должника или  по требованию суда судебный пристав-исполнитель  дает заключение об исполнении наказания.

В случае если должником  в установленный срок не будет  уплачен штраф, назначенный в виде основного наказания, по истечении десяти дней после установленного срока судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене наказания другим и приостанавливает исполнительное производство. Если суд отказывает в замене штрафа другим видом наказания, судебный пристав-исполнитель возобновляет исполнительное производство и приступает к принудительному взысканию. Одновременно с этим с должника дополнительно взыскивается исполнительный сбор.

При отмене приговора исполнительное производство по взысканию штрафа прекращается, а должнику возвращаются все суммы, взысканные с него в процессе исполнения.

Законом предусмотрены случаи, когда исполнительное производство по взысканию штрафа оканчивается:

1) выплата штрафа в полном объеме;

2) замена штрафа другим  видом наказания или отмена  в порядке амнистии или помилования;

3) передача исполнительного  документа в другое подразделение  службы судебных приставов;

4) смерть должника или  объявление его умершим (правопреемство в данном случае не допускается, поскольку обязательства носят личный характер).

Наказание в  виде штрафа, помимо уголовного законодательства, также предусматривается и административным законодательством РФ. В частности статья 3.5 КоАП РФ предусматривает такой вид наказания. Порядок исполнения постановления о наложения административного штрафа предусмотрен статьей 32.2 КоАП РФ. Административный штраф должен быть уплачен лицом добровольно в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Если лицо не уплатило штраф или не представило в орган, вынесший постановление, документ, свидетельствующий об уплате штрафа, судья, должностное лицо или орган, вынесшие постановление, направляют материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания штрафа. И только с этого момента возникает исполнительное производство. При этом лицо, уполномоченное осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном нарушении по статье 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа). Копия протокола направляется в суд для вынесения судебного постановления о наложении дополнительно еще одного административного штрафа36.

По Уголовному кодексу Российской Федерации штраф может быть назначен в размере от 5000 до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Анализ уголовно-правовых норм показывает, что действующий закон установил несколько способов исчисления штрафа:

  1. В виде определенной суммы (от пяти тысяч до одного миллиона  рублей; для несовершеннолетних – от одной до пятидесяти тысяч рублей);
  2. В размере заработной платы осужденного за определенный период (от двух недель до пяти лет; для несовершеннолетних – до шести месяцев);
  3. В размере иного дохода осужденного за определенный период (от двух недель до пяти лет; для несовершеннолетних – до шести месяцев). К «иным доходам» следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»)37;
  4. В размере, кратном стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки (в санкциях ст. 290, 291, 291.1 УК РФ). Этот способ исчисления размера штрафа установлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

В последних  трёх случаях размер штрафа, таким  образом, может превышать один миллион  рублей (или пятьдесят тысяч рублей для несовершеннолетних).

Между тем в  санкциях отдельных статей Особенной части УК РФ предусмотрена возможность назначения штрафа в размере 500 тыс. рублей за совершение преступления небольшой или средней тяжести. Это закреплено как минимум в 24 санкциях статей Особенной части УК (ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 174.1, ч. 2 ст. 185, ч. 1 ст. 189, ч. 1 ст. 191, ч. 2 ст. 194 и т.д.).

При этом обнаруживается коллизия между предписаниями Общей и Особенной частей УК, суть которой в том, что за преступления небольшой и средней тяжести законодателем устанавливается возможность назначения судом штрафа в размере 500 тыс. рублей, который по общему правилу может быть назначен за совершение только тяжких и особо тяжких преступлений. Такое положение прямо противоречит принципу справедливости, который гласит, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Следует отметить тот факт, что для устранения указанной коллизии следует внести изменения в ч. 2 ст. 46 УК, где во втором предложении слова «от пятисот тысяч рублей» целесообразно заменить словами «свыше пятисот тысяч рублей».

Информация о работе Штраф в уголовном праве Российской Федерации