Экономическая и организованная международная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ криминальной ситуации и нормативной базы по контролю над ней, изучение вопросов взаимодействия государств и отдельных органов в борьбе с транснациональной преступностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции России в современной антикриминальной системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие деятельность государств и отдельных органов в данном аспекте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная преступность…………………………………………....8
1.1. Понятие и признаки транснациональной экономической и
организованной преступности……………………………………………..….8
1.2. Основные транснациональные преступные организации…………………..15
1.3. Транснациональная организованная преступность в России……………….21
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью……….…29
2.1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и
формы……………………………………………………………………………….29
2.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………33
2.3. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ………………………………..39
2.4. Международный терроризм. Система и принципы международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом………………………………………….56
2.5. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная
организация уголовной полиции (Интерпол)…………………………………….63
2.6. Институт экстрадиции…………………………………………………...……71
2.7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью……………..76
Заключение…………………………………………………………………………81
C писок использованной литературы………………………………….….. ……

Работа состоит из  1 файл

Экономическая и организованная международная преступность.docx

— 121.31 Кб (Скачать документ)

      Международная организация уголовной полиции  была создана в 1919 г., но в современном  виде действует с 1956 г., когда был  принят новый Устав Международной  организации уголовной полиции.

      Целями  Интерпола объявлены:

      Обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

      Развитие  учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней;

      Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

      Интерпол  имеет следующую организационную  структуру.

      Генеральная ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами –  членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.

      Исполнительный  комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица – на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет иные функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.

      Постоянно действующим органом Интерпола  является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного  персонала (назначается Генеральным  секретарем).

      Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство – участник определяет орган (Национальное центральное бюро НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

      Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.

      Местопребывание штаб-квартиры Интерпола – г. Лион (Франция).

      Основные  направления деятельности Интерпола  следующие.

  1. Уголовная регистрация. Объект регистрации – сведения о “международных” преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
  2. Международный розыск. (Основной вид розыска по каналам Интерпола – это розыск преступников).
  3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
  4. Розыск лиц, пропавших без вести.
  5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

      В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в странах  – участницах. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и “международных преступниках” .

      В центральных органах Интерпола  и НЦБ Интерпола в странах-участницах ведется большая научно-исследовательская  работа, идет сбор и обработка информации в областях криминалистики, криминологии, уголовного права и прочих, распространяется печатная информация (Информационный Вестник НЦБ Интерпола в РФ).

      РФ  является членом Интерпола с сентября 1990 года в порядке правопреемства. В МВД РФ создано НЦБ Интерпола  в РФ, принято Положение о НЦБ  Интерпола.

      НЦБ Интерпола в РФ – это подразделение  криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее  статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных  подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

      В задачи Интерпола в РФ входят:

  • Обеспечение эффективного международного взаимодействия информацией об уголовных преступлениях;
  • Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
  • Наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

      Деятельность  НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными  и иными государственными организациями  РФ, а также международными правоохранительными  органами иностранных государств –  членов Интерпола.

      НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый  характер.

      НЦБ Интерпола осуществляет следующие  функции:

  • Принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения государственных органов РФ для осуществления розыска, ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве упомянутых органов;
  • Принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств-членов Интерпола запросов из РФ;
  • Определяет, подлежат ли согласно Устава Интерпола и обязательных решений Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральных законов и международных договоров РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие органы РФ;
  • Иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.

      Система международных органов по борьбе с преступностью, равно как и  с отдельными ее видами, созданная  в рамках ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций  универсального и регионального  характера, является важным дополнением  к обязательствам, взятым на себя государствами  как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим  целью исключить преступность из жизни мирового сообщества.

      2.6. Институт экстрадиции 

      Институт  выдачи преступников (экстрадиции) широко известен в практике международных  отношений. Для иллюстрации древности  этого института часто ссылаются  на договор, заключенный царем хеттов Хатушилем III и египетским фараоном Рамсесом II в 1296 году до н.э. В этом договоре предусматривалось: “Если кто-нибудь убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его  задерживать, а вернет в страну Рамсеса”. Особенность этого договора состоит  в том, что в нем речь идет не только о преступниках. В этот период институт выдачи часто применялся к  беглым рабам.

      По  мере развития отношений между государствами  совершенствуется и институт выдачи. Растет количество договоров, в которых  конкретизируется круг лиц, подлежащих выдаче, уточняются критерии и основания  для выдачи. Получает определенное распространение принцип, согласно которому лица, преследуемые по политическим мотивам и в этой связи покинувшие родину, выдаче не подлежат.

      Современное международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи, дало ответ на вопросы, которые обычно возникают  в этой связи в отношениях между  государствами. В настоящее время  институт выдачи однозначно применяется  только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в  совершении преступления. Вместе с  тем даже сейчас нередки случаи, когда государство обращается к  другому государству с требованием  о выдаче на том основании, что  лицо, находящееся на его территории, является гражданином государства, требующего выдачи. Но в отношениях между государствами действует общепризнанная норма, согласно которой полагается соблюдать право каждого лица покидать любую страну, включая свою собственную, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не принимают в отношении иностранных граждан никаких насильственных мер по их выдаче или высылке, если эти иностранцы законным образом находятся на их территории и не совершили каких-либо действий, влекущих за собой выдворение в соответствии с законодательством.

      Как правило, выдачи требуют государство, гражданином которого является предполагаемый преступник, государство, на территории которого совершено преступление, а  также государство, потерпевшее  от преступления.

      Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными договорами. В основном это двусторонние договоры. Иногда такие договоры заключает  несколько государств. В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали  Гана, Бенин, Нигерия и Того. Среди  многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в  частности, Европейская (Парижская) конвенция  о выдаче преступников 1957 года, подписанная  государствами — членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой  посвящен проблеме выдачи преступников.

      Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерно одинаковы. Стороны обязуются  выдавать друг другу лиц, находящихся  на их территории, для привлечения  к уголовной ответственности  или приведения приговора в исполнение. Кроме того, в них более или  менее подробно регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны  намерены придерживаться при решении  практических вопросов, связанных с  выдачей.

      Выдача  не производится, когда запрашиваемая  сторона имеет серьезные основания  считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования  или наказания какого-либо лица по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений либо когда положение данного лица может быть усугублено одним из этих обстоятельств. В соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года ни одно государство-участник не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

      Государство обычно не выдает своих граждан. Кроме  того, во многих странах действует  законодательство, согласно которому нельзя выдавать преступников, если в  стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют  смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое  наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения  к уголовной ответственности  за совершенное преступление, и в  ряде других случаев.

      Государство, получившее обращение о выдаче, должно удостовериться в том, что речь не идет о лице, которое преследуется по политическим мотивам; данное правонарушение преследуется в уголовном порядке  не только в запрашивающем, но и в  запрашиваемом государстве; нет  никаких веских оснований считать, что просьба о выдаче направлена с целью подвергнуть лицо преследованию  по признакам расы , религии, национальности, убеждений, пола или социального статуса; в результате выдачи не будет нарушен принцип недопустимости повторного осуждения лица за одно и то же преступление; в отношении данного лица не возникло какого-либо основания для непривлечения его к ответственности (например, срок давности, амнистия); лицу будет предъявлено обвинение только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача (неизменность квалификации); в случае заочного осуждения обвиняемому было дано надлежащее уведомление о судебном разбирательстве и была предоставлена надлежащая возможность для защиты.

      За  последние десятилетия принят ряд  многосторонних конвенций, направленных на борьбу с преступлениями международного характера, в которых содержится обязательство о выдаче предполагаемых преступников. Согласно Конвенции о  борьбе с торговлей людьми и с  эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, предусмотренные в  ней преступления рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу, и на них распространяется любой договор о выдаче, который был или будет заключен между любыми сторонами этой Конвенции. В более поздних договорах о сотрудничестве в борьбе с различными видами преступлений положения о выдаче сформулированы подробнее, но суть их не изменилась. Ни в одном из договоров институт выдачи не носит безусловного характера. Смысл положений на этот счет сводится к тому, что преступники не должны оставаться безнаказанными. Рекомендуется идти по пути заключения договора о выдаче, если без наличия такого договора государство в соответствии со своим законодательством не может выдавать предполагаемых преступников. Например, Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года идет несколько дальше. Она предусматривает: если государство-участник, обусловливающее выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, государство, к которому обращена просьба, может рассматривать настоящую конвенцию в качестве юридического основания для выдачи. Такое же положение содержится в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и ряде других соглашений. Во многих конвенциях, особенно в тех, что предназначены для борьбы с террористическими актами, закреплено положение, суть которого сводится к принципу “накажи или выдай”.

Информация о работе Экономическая и организованная международная преступность