Экономическая и организованная международная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ криминальной ситуации и нормативной базы по контролю над ней, изучение вопросов взаимодействия государств и отдельных органов в борьбе с транснациональной преступностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции России в современной антикриминальной системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие деятельность государств и отдельных органов в данном аспекте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная преступность…………………………………………....8
1.1. Понятие и признаки транснациональной экономической и
организованной преступности……………………………………………..….8
1.2. Основные транснациональные преступные организации…………………..15
1.3. Транснациональная организованная преступность в России……………….21
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью……….…29
2.1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и
формы……………………………………………………………………………….29
2.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………33
2.3. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ………………………………..39
2.4. Международный терроризм. Система и принципы международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом………………………………………….56
2.5. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная
организация уголовной полиции (Интерпол)…………………………………….63
2.6. Институт экстрадиции…………………………………………………...……71
2.7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью……………..76
Заключение…………………………………………………………………………81
C писок использованной литературы………………………………….….. ……

Работа состоит из  1 файл

Экономическая и организованная международная преступность.docx

— 121.31 Кб (Скачать документ)

      Среди основополагающих принципов такого сотрудничества, составляющих костяк вышеупомянутых универсальных, а также  ряда региональных и двусторонних соглашений, соответствующих резолюций ООН, решений других международных органов, - всеобщее осуждение и признание  противоправности терроризма во всех его проявлениях, где бы и кем  бы ни совершались террористические акты. Если первая часть этого принципа еще обретает свое утверждение в  международных соглашениях, то признание  противоправности терроризма без каких-либо изъятий уже закреплено практически  во всех действующих в этой области  универсальных соглашениях.

      Центральным положением всех договоров о борьбе с терроризмом, многочисленных резолюций  ООН и других международных организаций  является принцип международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, последовательное воплощение которого в жизнь открывает  магистральный путь эффективного противодействия  этому явлению.

      Важнейшее направление сотрудничества - активное содействие устранению причин, лежащих  в основе международного терроризма. Особое значение в этой области приобретают  скоординированные усилия государств по устранению очагов международной  напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся питательной  почвой террористических актов и  других проявлений насилия. Долг каждого  государства - вносить свой вклад  в международные усилия по ликвидации коренных причин этого явления. К  таким причинам Специальным комитетом  ООН по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Приняв к сведению исследование, проведенное по этому вопросу Специальным комитетом, Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в частности, в своих резолюциях 42/159 от 7 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом “особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность”.

      Принцип сотрудничества охватывает также такие  конкретные направления, как: взаимодействие государств в рамках международных  соглашений и организаций; разработка новых договоренностей; принятие практических мер по предотвращению террористических посягательств, включая обмен информацией  и координацию необходимых мер; оказание государствами друг другу  уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество в целях мирного урегулирования споров, касающихся толкования и применения конвенций в области борьбы с  терроризмом.

      Действенность сотрудничества в борьбе с терроризмом  напрямую связана с обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших  преступление. Во всех действующих  в этой области глобальных соглашениях (за исключением Токийской конвенции 1963 г.) закрепляется принцип универсальной  юрисдикции, который позволяет установить юрисдикцию над преступлением, а  следовательно, обеспечить неотвратимость наказания преступника независимо от места его нахождения и совершения преступления. Этот принцип основывается на действии механизма “либо выдай, либо суди”, когда государство-участник, если оно не подвергло уголовному преследованию находящегося на его  территории преступника, обязано выдать его другому участнику (разумеется, если последний обратится с соответствующей  просьбой) для целей такого преследования. Эффективность функционирования данного принципа во многом зависит от уровня доверия между государствами, от их политической воли и готовности сотрудничать, с тем чтобы террористы понесли заслуженное наказание.

      Вести борьбу с терроризмом можно только “чистыми руками”, опираясь на общие  для человечества ценности. Требование о неуклонном следовании международному праву в борьбе с терроризмом  нашло отражение в соответствующих  резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН, в преамбуле Римской конвенции  о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года.

      Россия  последовательно выступает за устранение любых преград (будь то политические, идеологические, религиозные или  иные) на пути объединения усилий всего  международного сообщества в целях  организации эффективного отпора терроризму. Россия как государство - продолжатель СССР - участник действующих универсальных  соглашений по вопросам борьбы с терроризмом. Ее представители вносят конструктивный вклад в разработку новых договоренностей, в развитие практических контактов  по формированию общего международного антитеррористического фронта.

      Российское  законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию. В последние годы приняты законодательные  акты, регламентирующие вопросы уголовной  ответственности за захват заложников, незаконные действия с радиоактивными материалами, блокирование транспортных коммуникаций и иные незаконные действия, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта.

      2.5. Международные органы  по борьбе с  преступностью. 

      Международная организация уголовной  полиции (Интерпол)

      Сотрудничество  государств в борьбе с различными видами преступлений, как видно из предыдущих параграфов, осуществляется не только на основе соглашений, но и  в рамках международных организаций, органов, конференций.

      В 1872 году состоялся Первый пенитенциарный конгресс, на котором была создана  Международная уголовная и пенитенциарная комиссия (МУПК). Затем были проведены  еще десять таких конгрессов, на которых обсуждались вопросы  идентификации преступников, координации  деятельности полицейских органов, подготовки уголовной статистики и  т. п.

      В рамках Лиги Наций была предпринята  попытка унифицировать уголовное  законодательство. С этой целью был  проведен ряд конференций, касающихся борьбы с терроризмом. Поскольку  Лига Наций занималась борьбой с  незаконным оборотом наркотиков, с  торговлей женщинами и детьми, с работорговлей и с распространением порнографических изданий, она учредила ряд комитетов по этим вопросам, которые контролировали выполнение соответствующих договоров, собирали информацию, обрабатывали данные о  преступности и т. п.

      Создание  ООН положило начало новому этапу  в борьбе с международной преступностью. В соответствии с Уставом ООН  различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной  Ассамблеей и Экономическим и  Социальным Советом. В некоторых  случаях к этой проблематике подключается и Совет Безопасности. В соответствии с его резолюцией 635 от 14 июня 1989 г. ИКАО подготовила Конвенцию о  маркировке пластических взрывчатых веществ  в целях их обнаружения, которая  была подписана в 1991 году 79 государствами. Помимо ИКАО борьбой с международной  преступностью занимаются и другие специализированные учреждения ООН, равно  как и многие межправительственные и неправительственные организации.

      Однако  главная работа проходит в рамках ООН. В 1950 году решением Генеральной  Ассамблеи был создан Комитет  по предупреждению преступности и борьбе с ней, заменивший собой МУПК (первоначально  назывался Специальный консультативный  комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). Комитет состоял из 27 членов, действовавших  в личном качестве (избирались на сессиях  ЭКОСОС сроком на 4 года).

      Комитет оказывал помощь ЭКОСОС в координации  деятельности органов ООН по вопросам борьбы с преступностью, подготавливал программы сотрудничества в данной области, содействовал обмену опытом между государствами и т. п.

      Решением  Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1991 г. Комитет прекратил  свое существование, и вместо него была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС. Это было сделано  в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Декларации принципов  и программе действий Программы  ООН по предупреждению преступности (приняты на 46-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН). Комиссия состоит  из представителей 40 государств-членов, избираемых ЭКОСОС на 3 года.

      Комиссия  предназначена стать центральным  звеном системы органов ООН, занимающихся вопросами сотрудничества по борьбе с преступностью. Среди ее функций  — разработка руководящих принципов  ООН в данной сфере, контроль и  обзор хода осуществления программы  ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, содействие и помощь в координировании  мероприятий региональных и межрегиональных  институтов. На первой сессии (Вена, апрель 1992 г.) Комиссия определила приоритетные направления своей деятельности. Среди них — организованная и  экономическая преступность, включая  отмывание денег, защиту окружающей среды уголовно-правовыми средствами и др.

      В соответствии с решением Генеральной  Ассамблеи ООН, принятым в 1950 году, каждые пять лет проводятся Конгрессы ООН  по предупреждению преступности и обращению  с правонарушителями. Конгрессы  представляют собой универсальный  форум, на котором подводятся итоги  сотрудничества в данной области  за истекшие пять лет и принимаются  решения относительно конкретных действий и основных направлений.

      С 1955 года было проведено 8 таких конгрессов. Восьмой состоялся в Гаване с 27 августа по 7 сентября 1990 г. Его  созыву предшествовали 5 региональных подготовительных совещаний (в Бангкоке, Хельсинки, Сан-Хосе, Каире и Аддис-Абебе). Кроме того, в Вене было проведено 5 межрегиональных совещаний по подготовке Конгресса. В его работе приняли участие представители 127 государств.

      Конгресс  принял свыше 50 документов по следующим  пяти темам его повестки дня: предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития; политика в  области уголовного правосудия в  связи с проблемами, касающимися  тюремного заключения, других уголовно-правовых санкций и альтернативных мер; национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью  и террористической деятельностью; предупреждение преступности несовершеннолетних, правосудие в отношении таких  лиц; нормотворчество и руководящие  принципы ООН в области предупреждения преступности, а также уголовного правосудия.

      Значительное  место в работе Конгресса заняло обсуждение таких вопросов, как борьба с организованной преступностью, отмена смертной казни, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, коррупция в сфере государственного управления, преступления, связанные  с применением компьютеров, и  т. п.

      Решением  Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. создан также институт национальных корреспондентов. Государствам было предложено назначить по одному или по несколько представителей, имеющих квалификацию или опыт профессионалов, либо научных экспертов в области  предупреждения преступности и обращения  с преступниками для работы в  качестве индивидуальных корреспондентов  при Социальном департаменте ООН. Замысел  заключался в том, чтобы привлекать этих экспертов к подготовке Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также к участию в совещаниях экспертов консультативных групп  по борьбе с преступностью.

      В последнее время в связи с  проводимым Секретариатом ООН обновлением  списка национальных корреспондентов  были уточнены их функции. Среди них: информирование Секретариата ООН о  событиях в их странах, касающихся предупреждения преступности и борьбы с ней, путем  представления документации, в частности  текстов законодательных актов, статистических данных, научных докладов и исследований; оказание Секретариату содействия в сборе такой информации, которая может потребоваться  для исследований; содействие распространению  информации ООН в данной области, которая может представить интерес  для государств-членов и может  быть использована ими.

      В деятельности ООН в данной области  значительная роль отведена созданному в рамках Секретариата ООН Центру по социальному развитию и гуманитарным вопросам, при нем существует Отдел  по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Центр является по существу головным подразделением системы ООН, обладающим профессиональным и техническим  опытом в вопросах предупреждения преступности, уголовного правосудия, а также в  области криминологии. Одновременно Отдел по предупреждению преступности выполняет функции секретариата конгрессов и Комиссии по предупреждению преступности.

      Широкую известность получили и многие другие органы, деятельность которых не связана  непосредственно с ООН. Среди  них — Международная организация  уголовной полиции (Интерпол).

Информация о работе Экономическая и организованная международная преступность