Экономическая и организованная международная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ криминальной ситуации и нормативной базы по контролю над ней, изучение вопросов взаимодействия государств и отдельных органов в борьбе с транснациональной преступностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции России в современной антикриминальной системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие деятельность государств и отдельных органов в данном аспекте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная преступность…………………………………………....8
1.1. Понятие и признаки транснациональной экономической и
организованной преступности……………………………………………..….8
1.2. Основные транснациональные преступные организации…………………..15
1.3. Транснациональная организованная преступность в России……………….21
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью……….…29
2.1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и
формы……………………………………………………………………………….29
2.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………33
2.3. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ………………………………..39
2.4. Международный терроризм. Система и принципы международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом………………………………………….56
2.5. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная
организация уголовной полиции (Интерпол)…………………………………….63
2.6. Институт экстрадиции…………………………………………………...……71
2.7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью……………..76
Заключение…………………………………………………………………………81
C писок использованной литературы………………………………….….. ……

Работа состоит из  1 файл

Экономическая и организованная международная преступность.docx

— 121.31 Кб (Скачать документ)

      Следующей важной тенденцией наркобизнеса является увеличение мобильности производителей . Выявлены факты производства наркотиков в мобильных лабораториях, располагающихся в фургонах и на грузовиках. Подобные лаборатории довольно редко попадают в поле зрения правоохранительных органов и, непрерывно производя наркотики в пути, к месту назначения доставляют уже готовый продукт. Мощность одной из таких лабораторий, выявленных на территории Колумбии, составляла 70 кг кокаина в сутки.

      Согласно  статистическим данным Международного комитета по контролю над наркотиками, в последнее время наблюдаются  снижение потребления героина, стабилизация уровня потребления кокаина и  стремительный рост потребления  синтетических наркотиков, производимых, главным образом, в регионах активного  спроса на них.

      Официальные статистические данные не дают объективной  картины наркобизнеса. Однако даже опубликованные данные указывает на гигантский производственный потенциал  лабораторий, производящих синтетические  наркотики.

      Повышение доли синтетиков - важнейшая тенденция развития мирового наркобизнеса.

      Это объясняется тем, что они обладают рядом преимуществ перед наркотическими средствами из растительного сырья:

  • При производстве синтетических наркотиков может использоваться не только ключевой прекурсор, но и его заменители, с помощью которых можно получить не один, а несколько конечных продуктов. Например, при изготовлении амфетаминов с использованием такого прекурсора, как сафрол, возможно получение нескольких конечных наркотических средств - МДА, МДМА и др. В то же время производство кокаина сопровождается выходом лишь одного продукта (исключая хлоргидрат кокаина и кокаиновую пасту на промежуточных стадиях);
  • Разнообразие синтетиков и возможность быстрого синтезирования новых аналогов позволяют производителям быстро реагировать на конъюнктуру наркорынка. Изменяя исходные продукты, специалисты-химики получают новые виды синтетиков, не входящие в действующие национальные списки запрещенных и контролируемых наркотиков. Имеет значение также сложность и длительность процедуры включения новых наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ в официальные списки;
  • Разнообразие используемых для производства наркотиков химических веществ, взаимозаменяемость исходных компонентов обеспечивают доступность и относительную низкие издержки производства синтетиков. В качестве исходных компонентов могут использоваться их неконтролируемые аналоги, что снижает уровень риска. Например, наркодельцы в Голландии вкладывают в производство одной дозы (пилюли, таблетки) "экстази" 7-9 центов, а продают ее оптом за 8-15 долларов;
  • Возможность изменять степень наркогенности синтетика и моделировать характер его воздействия на потребителя. Современные синтетики - аналоги по силе воздействия на потребителя обычно в сотни и даже тысячи раз превосходят своих предшественников;
  • Более эффективная маскировка производства и сбыта синтетических наркотиков. Процесс производства синтетиков не имеет жесткой привязки к источникам сырья, местам их транспортировки и сбыта. Вследствие этого наблюдается децентрализация оборота синтетиков. Кроме того, значительно сокращается число промежуточных звеньев в цепи "производитель - потребитель", что снижает уровень риска и издержек. Синтетические наркотики значительно сложнее обнаруживать на всех этапах их незаконного оборота, включающего стадии создания, транспортировки и торговли.

      В последние годы появляются новые виды синтетических наркотиков. В их производстве используются наиболее современные технологии. Значительные ресурсы используются для финансирования самостоятельных исследований с целью поиска новых наркотиков и технологий их изготовления. Кустарные и малопроизводительные мануфактуры вытесняются высокотехнологичными компактными лабораториями и крупными промышленными наркопредприятиями, которые обслуживаются квалифицированными специалистами.

      К числу основных причин и факторов развития наркобизнеса можно отнести  следующие:

  • Слабость правительств, неспособность государства осуществлять эффективный контроль над находящейся под их юрисдикцией территорией (например, в Боливии, Колумбии, Перу);
  • Проведение государством политики попустительства по отношению к наркобизнесу в связи с приносимым им доходом обществу, либо из опасения контрмер со стороны преступников (например, в Пакистане);
  • Политическая и экономическая нестабильность - мощный фактор развития наркобизнеса. Это связано с использованием значительных финансовых ресурсов от производства и продажи наркотиков для достижения политических целей. Подтверждением этому являются случаи, когда финансы, получаемые от контрабанды наркотиков, идут на закупку оружия для развязывания и поддержания межнациональных конфликтов. При этом расширяются взаимосвязи организованной преступности с террористическими и экстремистскими группировками;
  • Ослабление и дисфункции социальных институтов, чрезмерно высокие темпы социально-экономических и политических преобразований в связи с переходом постсоциалистических стран к рыночной системе хозяйствования. Отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с резким обострением социально- экономических проблем является в этих условиях благоприятной средой для развития наркобизнеса;
  • Коррумпированность правительств, члены которых получают огромную прибыль от противозаконной деятельности и потому не предпринимают никаких мер для ее сокращения или сдерживания. Различие между коррумпированным и вступившим в сговор с преступниками правительством заключается лишь в степени непосредственного участия его членов в наркобизнесе. В ряде стран, используя коррумпированных политиков, соучастников в правоохранительных органах, армии, таможне, наркомафия добилась неограниченного влияния. В то же время суверенитет государства, на территории которого возникают подобные преступные формирования, обеспечивает им надежную защиту от попыток других стран пресечь незаконную деятельность, ликвидировать центральные звенья и филиалы преступных структур;
  • Увеличивающийся спрос на незаконные товары. Так, появление в начале 80-х годов колумбийских организаций по контрабанде кокаина отчасти объясняется сверхвысокой нормой доходности наркобизнеса, легкостью преодоления пограничных барьеров для ввоза в США;
  • Сохранение неравенства между промышленно развитыми и развивающимися государствами, невыгодное положение, в которое поставлены последние в системе международной торговли, препятствуют их нормальному экономическому прогрессу и реализации возможностей, предоставляемых законной коммерческой деятельностью. Привлекательной альтернативой нищете становится выбор противоправных способов бизнеса. В частности, слабость и нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции (в Боливии, Перу и ряде других стран) сделали культивирование коки и опия весьма выгодным занятием для местных крестьян. Либерализация внешнеторговой деятельности;
  • Экономические кризисы, стимулирующие поиск улучшения финансового положения путем участия в незаконном бизнесе. Предприниматели используют там накопленные знания и опыт традиционных производств. В условиях кризиса участие в наркобизнесе позволяет временно смягчить проблему занятости значительной части населения. В этих условиях деятельность противозаконных формирований начинает восприниматься положительно. К примеру, возникновение колумбийского картеля в качестве одного из главных кокаиновых центров обусловлено уменьшением его роли как крупного производителя текстильных товаров. Торговцы наркотиками обеспечили альтернативную занятость рабочей силы, завоевав тем самым симпатии местного населения.

      Наркомания  и наркобизнес становятся проблемой  все большего числа государств. Экспансия  наркобизнеса наблюдается практически  во всех регионах мира. Однако радикальных  средств решения этой проблемы на сегодняшний день не найдено. Существующие национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков условно  объединяют в три группы:

      Первая  группа - "группа жесткой политики", в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении  распространителей наркотиков максимально ужесточено. К ним относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан.

      Статистические  данные при этом свидетельствуют, что, несмотря на такие меры, количество преступлений, связанных с наркотиками (в частности с их транспортировкой) возрастает ежегодно на 2-3 процента.

      Вторая  группа - "группа жесткого контроля". Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние  меры не предпринимаются. К ним относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве  штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и  даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. В последние  годы в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения.

      Одновременно  в этой группе стран, прежде всего  в США, борьба с наркотиками в  сфере закона сочетается с мощнейшей  информационно-пропагандистской кампанией, направленной, прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

      Это связано, прежде всего, с осознанием гигантских потерь для общества, которые  являются следствием распространения  наркомании - ежегодно ущерб от нее  оценивается примерно в 150 миллиардов долларов.

      Третья - "либеральная группа". Hаиболее  известными ее представителями являются Голландия и Швейцария.

      Многолетний опыт многих стран мира по поиску путей  эффективного контроля над наркобизнесом  позволяет выделить ряд результативных мер. Эффективный контроль над наркобизнесом  может быть обеспечен посредством  реализации комплекса мер, среди  которых наиболее важное значение принадлежит  следующие:

  • организация исследований, направленных на изучение механизмов функционирования рынков их сбыта и индустрии, создание системы экспертных оценок эффективности специальных полицейских программ;
  • разрушение мозговых центров наркопреступности;
  • разработка единой концепции и стратегии борьбы с наркопреступностью на национальном и международном уровнях;
  • выделение значительных финансовых средств и материальных ресурсов, разработки комплексных планов нанесения ударов по наркоорагизациям, эффективной системы мер в целях выявления и конфискации незаконных доходов, ликвидации каналов "отмывания" денег и, конечно, широкого международного сотрудничества;
  • создание системы контроля за перемещением прекурсоров.

      Химикаты, используемые в подпольных лабораториях, добываются исключительно на предприятиях (базах, складах) легальной химической или фармацевтической промышленности. Эти вещества имеют как отечественное  происхождение, так и импортируются  из других государств. Признавая серьезность  проблемы утечки прекурсоров с легальных  предприятий, международное сообщество и законодательные органы в некоторых  странах приняли специальные  нормативные акты об управлении легальным  оборотом прекурсоров.

      В 1988 г. была принята Конвенция ООН "О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ", в соответствии с которой государственный контроль должен быть установлен за оборотом более 20 веществ, наиболее часто используемых при незаконном производстве наркотиков. Список прекурсоров, контролируемых в  рамках Организации американских государств, расширен до 49 наименований. В то же время, по сведениям управления по борьбе с наркотиками Министерства юстиции  США, за последние годы в подпольных лабораториях мира обнаружено около 280 различных химических веществ, применяемых  при производстве наркотиков.

      Hа  пути борьбы с наркотиками  наибольшего успеха добились  США - за последнее десятилетие  количество лиц, употребляющих  наркотики, сократилось вдвое.  Стратегия США по борьбе с  наркотиками основана на ряде  принципах, важнейшими из которых  является ее общенациональный  характер и объединение усилий  как по правительственной линии,  так и по линии неправительственных  структур.

      Расходы на антинаркотическую кампанию в  США за последние годы составляли порядка одного миллиарда долларов ежегодно.

      Hа  международном уровне определенные  усилия предпринимаются со стороны  Организации Объединенных Hаций. Они состоят в основном с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООH и ее специализированных организаций (в частности Всемирной организации здравоохранения).

      Вторым  важным направлением деятельности ООН  является оказание практической помощи ряду стран-производителей наркотиков в плане переориентации крестьян на выращивание сельскохозяйственных структур и в первую очередь в  ряде государств Латинской Америки.

      ООН ведет реестра запрещенных нарковеществ, который в настоящее время  включает около 200 разновидностей, из которых  только семь являются натуральными, а  остальные - синтетическими.

      Международная борьба с незаконным оборотом наркотиков - одна из наиболее злободневных транснациональных  проблем. Масштабы незаконного оборота  наркотиков в настоящее время  столь обширны, а получаемые от такой  деятельности финансовые средства столь  велики, что создается угроза для  экономики и безопасности многих стран Азии и Латинской Америки, правоохранительные органы которых  бессильны что-либо сделать. Львиная  доля в незаконном обороте наркотиков принадлежит международным преступным синдикатам, которые сконцентрировали в своих руках сотни миллиардов долларов. Годовой объем прибылей от незаконной торговли наркотиками  вышел на второе место в мире после  торговли оружием, опередив торговлю нефтью. Это позволяет наркомафии все  активнее вмешиваться в политическую и экономическую жизнь многих стран. Ни одна отдельно взятая страна не может рассчитывать на успех в  борьбе с наркомафией без широкого международного сотрудничества.

      Такое сотрудничество началось в начале века и развивалось довольно быстрыми темпами. Первая многосторонняя международная  Конвенция по опиуму была подписана  в Гааге 23 января 1912 г. Сотрудничество довольно активно продолжалось в  рамках Лиги Наций. Однако наиболее широкий  размах оно приобрело после создания Организации Объединенных Наций. Когда  в марте 1961 года в Нью-Йорке была подписана Единая конвенция о наркотических средствах, она заменила девять ранее заключенных соглашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. В Единой конвенции государства признали, что все операции с наркотическими средствами, совершенные в нарушение постановлений Конвенции, будут преследоваться в уголовном порядке с конфискацией как самих средств, так и предметов оборудования, использованных или предназначенных для их изготовления.

      В феврале 1971 года, была принята Венская  конвенция о психотропных веществах, в соответствии с которой устанавливается  контроль над психотропными веществами, способными оказывать сильное воздействие  на центральную нервную систему. Согласно Конвенции, лица, виновные в  ее нарушении, должны преследоваться государствами  в уголовном порядке.

      Спустя  год Экономический и Социальный Совет ООН созвал в Женеве новую  конференцию, которая приняла 25 марта 1972 г. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. Протокол значительно расширил сферу действия конвенции, в том  числе в части, касающейся преследования  и наказания лиц, совершивших  преступления.

Информация о работе Экономическая и организованная международная преступность