Виды поощрений и ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 01:25, научная работа

Описание

Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:
1) рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения;
2) проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;
3) исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих;
4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19
3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………

Работа состоит из  1 файл

научная работа.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ

     Юридическая ответственность – это особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния [17, с. 483]. Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом правового статуса государственных служащих. Институт ответственности, рассматриваемый через призму правового обеспечения статуса государственных служащих, имеет двойное предназначение. С одной стороны, он является юридической гарантией охраны реализуемых ими служебных прав, а с другой – важнейшим государственно-правовым средством, позволяющим обеспечивать исполнение ими служебных обязанностей [18, с. 18].

      С практической точки зрения при установлении правового статуса государственных  служащих крайне важно учитывать  фундаментальный управленческий постулат: соотношение функций, полномочий и  ответственности должно находиться в эквивалентном состоянии. В случае если ответственность больше функций и полномочий, человек перестает совершать определенные действия, вмененные ему в обязанность, из-за боязни ошибок и наказаний за них. То же будет наблюдаться и в ситуации, когда ответственность меньше функций и полномочий, так как тогда рождается губительное чувство безнаказанности, порождаемое безответственностью. Актуальность нынешнего этапа правового обеспечения реформирования государственной службы как раз и заключается в потребности приведения объема и содержания всей совокупности статусоформирующих элементов государственных служащих в полное соответствие с требованиями совершенствования государственного управления в целях эффективного функционирования государства и развития гражданского общества [18, с. 18].

      С учетом особенностей трудовой функции  государственных служащих, воплощающих  в жизнь функции государства, к государственным служащим предъявляются  повышенные требования относительно их поведения как на службе, так и во внеслужебное время. Нарушения государственными служащими законности и дисциплины, аморальное поведение наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных органов [19, с. 58].

     Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем органа с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа [4, с. 285–286].

     Ответственность государственных служащих наступает  за нарушение законности и служебной  дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей [4, с. 285]. Различают уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Государственный служащий может быть привлечен к тому или иному виду ответственности в зависимости от вида правонарушения и степени тяжести этого правонарушения [19, с. 58].

      За  совершение уголовных преступлений и административных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уголовной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих кодексов (Уголовного Кодекса и Кодекса об административных правонарушениях) в порядке, предусмотренном нормами процессуального уголовного или административного права [5, с. 71].

      Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» в статье 56 основаниями для привлечения к ответственности государственных служащих указывает неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а также несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой [12]. При наличии указанных оснований государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством.

      Выше  указанный Закон также определяет особенности ответственности государственных служащих. Так, согласно статье 58, государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель [12].

      Таким образом, институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной службы. Ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения злоупотреблений в процессе осуществления ими своих полномочий. В отношении государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая. В ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и другие).  

3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

     Основным  видом ответственности государственных  служащих является дисциплинарная ответственность [19, с. 59–60]. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности Трудовой Кодекс Республики Беларусь называет наличие дисциплинарного проступка. Согласно статье 197 Трудового Кодекса Республики Беларусь под дисциплинарным проступком следует понимать противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей [8].

     Исходя  из приведенного определения дисциплинарного  проступка, К. И. Кеник выделяет следующие  его признаки: в качестве дисциплинарного  проступка могут выступать как  действия, так и бездействия, которые определены в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; ответственность наступает исключительно за виновные действия, то есть вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка; дисциплинарный проступок выражается в виде нарушений трудовых (служебных) обязанностей работника; за совершение дисциплинарного правонарушения на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание [19, с. 60].

     Дисциплинарный  проступок состоит из следующих элементов: субъект должностного проступка – конкретный государственный служащий; субъективная сторона состава – отношение государственного служащего к совершенному им деянию в виде вины; объект состава – интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила и так далее; объективная сторона – время, место, обстановка, средства совершения должностного проступка, а также конкретные деяния, нарушающие правила, интересы, права, обязанности [20, с. 324].

     Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению законов, указов Президента и решений судов [21, с. 149]. Декретом Президента Республики Беларусь № 29 пунктом 5 установлено, что неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей является грубым нарушением трудовых обязанностей [22].

     Следует отметить, что в дисциплинарном производстве отсутствует перечень нарушений, которые  являются дисциплинарным проступком и  могут повлечь применение дисциплинарных взысканий [19, с. 63]. Как писал В. М. Манохин, такой перечень составить практически невозможно из-за большого разнообразия проступков и различных условий [23, с. 182].

     Дисциплинарная  ответственность – это ответственность, применяемая к государственному служащему руководителем государственного органа, в котором он работает, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из видов дисциплинарного взыскания, предусмотренных соответствующим законодательным актом. Дисциплинарная ответственность может быть применена при наличии следующих условий: неисполнение государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей; наличие вины государственного служащего; противоправность действий государственного служащего [19, с. 60]. Дисциплинарная ответственность применяется в порядке служебного подчинения, во внесудебном порядке [5, с. 71].

     Исходя  из всего вышесказанного, представляется возможным назвать основные признаки дисциплинарной ответственности, которыми являются: дисциплинарная ответственность выражается в наложении на служащего дисциплинарного взыскания; она применяется уполномоченным должностным лицом, находящимся в одном государственном органе и привлекаемым к ответственности; применяется в порядке служебного подчинения; применение взысканий осуществляется в соответствии со специальными правовыми нормами; основанием является дисциплинарный проступок [3, с. 296].

     Особенности или специфические черты дисциплинарной ответственности связаны с тем, что она возникает в сфере трудовых отношений субъекта и связана с выполнением им служебных функций. Ее субъектом является член трудового коллектива, к которому предъявляются требования по соблюдению трудовой дисциплины. Помимо особых дисциплинарных взысканий применяются и взыскания морально-правового характера, такие, как замечание, выговор, лишение нагрудного значка и так далее. Санкции носят как персонифицированный, так и индивидуализированный характер, что подразумевает применение к каждой группе лиц – военнослужащим, прокурорам и другим – индивидуальных санкций по особым соответствующим основаниям [5, с. 71].

     Надлежащая  дисциплина в государственном аппарате – необходимое условие его  эффективной и стабильной работы. Режим дисциплины предполагает, что  каждый государственный служащий неукоснительно соблюдает правила поведения, установленные в государственном органе, своевременно и четко выполняет данные ему вышестоящим руководителем законные поручения. Дисциплина заключается в правильном сознании и в неуклонном выполнении служебного долга, а затем и в бдительном охранении того и другого. Таким образом, режим дисциплины предполагает как бы две неразрывно связанные составляющие: с одной стороны, сознательное исполнение государственным служащим его должностных обязанностей, а с другой – обеспечение такового исполнения самим государством [24, с. 57].

     Содержание  дисциплинарной ответственности как  правового института включает три  группы правовых норма – материальные; процессуальные; материально-процессуальные. Первые регулируют главным образом основания ответственности и виды взысканий. Вторые определяют порядок, процедуру применения первых. А третьи, в свою очередь, регулируют смягчающие и отягчающие обстоятельства, условия освобождения от ответственности и так далее [2, с. 63].

     Дисциплинарная ответственность различается по субъектному составу и источнику правового регулирования. Согласно этому критерию она может быть общей и специальной [5, с. 72]. Общая дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым Кодексом Республики Беларусь и Правилами внутреннего трудового распорядка. Она распространяется на всех работников [19, с. 61], в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность [7, с. 714]. К мерам общей дисциплинарной ответственности, согласно статье 198 Трудового Кодекса, относятся замечание, выговор, увольнение [8]. Подобные меры носят исключительно дисциплинарный характер. Их не существует в сфере иных видов юридической ответственности [3, с. 296]. Этот перечень дисциплинарных взысканий является закрытым и не может быть дополнен Правилами внутреннего трудового распорядка.

     В соответствии с частью 2 статьи 198 Трудового  Кодекса для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания, а статья 204 указывает, что особенности дисциплинарной ответственности работников транспорта, таможенной службы и других категорий работников с особым характером труда устанавливаются Правительством Республики Беларусь [8]. Ответственность, установленная уставами и положениями о дисциплине, – это специальная дисциплинарная ответственность. Следует отметить, что она может быть установлена и законами, например, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» [12], Законом «О прокуратуре» [25], указами Президента Республики Беларусь, например, Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов [9] и другими [19, с. 61].

Информация о работе Виды поощрений и ответственность государственных служащих