Виды поощрений и ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 01:25, научная работа

Описание

Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:
1) рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения;
2) проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;
3) исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих;
4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19
3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………

Работа состоит из  1 файл

научная работа.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

     В соответствии со статьей 199 Трудового  Кодекса Республики Беларусь дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением лица, его налагающего. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется служащему под роспись в пятидневный срок. Служащий, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ служащего от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей [8].

      В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде [4, с. 288].

     Согласно  статье 203 Трудового Кодекса Республики Беларусь орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) служащих, а также по просьбе служащего. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением [8]. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание [4, с. 287–288].

     Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления [8].

     В течение срока действия дисциплинарного  взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением  досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания [4, с. 288].

     Одна  из особенностей дисциплинарной ответственности  государственных служащих состоит  в том, что во все времена за начальником, наделенным правом привлекать к дисциплинарной ответственности  подчиненных, сохранялись большие возможности в решении этих вопросов по своему усмотрению [23, с. 183]. Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» в части 3 статьи 57 закрепляет право выбора меры дисциплинарного взыскания за руководителем соответствующего государственного органа. Причем, при выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка; обстоятельства, при которых он совершен; предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе [12].

      В законодательных актах, регулирующих другие виды юридической ответственности, формулировка норм значительно отличается от формулировки норм, регламентирующих институт дисциплинарной ответственности. Так, во всех статьях Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях записано, что определенное правонарушение влечет соответствующий установленный вид взыскания [23, с. 183]. Статья 6.3 указанного Кодекса предполагает, что это может быть наложение основного взыскания в виде лишения специального права, административного ареста и иных, либо наложение основного и дополнительного взысканий из числа указанных в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса [35]. А вот по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости дисциплинарного наказания – в ведении начальника [23, с. 183].

      Также на усмотрение руководителя законодательство относит и решение вопроса  о том, какую избрать меру ответственности  из предусмотренных соответствующим  законодательным актом. Здесь даже руководитель обязан действовать на основе усмотрения, потому что дисциплинарное законодательство не построено по принципу: определенное правонарушение – соответствующая мера ответственности, как строится законодательство об уголовной или административной ответственности  [23, с. 183].

      Таким образом, возникает вопрос: не слишком  ли пространна сфера усмотрения у  руководителя государственного органа в вопросе привлечения к дисциплинарной ответственности? Ведь, как известно, при усмотрении довольно распространены такие явления, как своеволие и произвол [23, с. 184].

     Решение данного вопроса видится в  необходимости развития дисциплинарного  законодательства по пути создания и  постепенного пополнения перечня дисциплинарных проступков, с тем, чтобы были заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, известны меры за конкретные проступки по примеру других видов ответственности [23, с. 184]. При всей важности этого вопроса в современном законодательстве не разработана дифференцированная система должностных проступков, нет дисциплинарных судов для гражданских государственных служащих [36, с. 51]. Дисциплинарное законодательство активно изменяется уже с 1991 г. Приняты новые положения о дисциплине. Однако во всех этих нормативных актах идет речь о совершенно сходных категориях: о дисциплинарных проступках, видах дисциплинарного взыскания и процедуре наложения этих взысканий на служащих [37, с. 315]. Пробелы в правовом регулировании дисциплинарной ответственности государственных служащих размывают понятие дисциплинарной ответственности [36, с. 51]. Положительно на данном вопросе может сказаться установление обязательности проверки соответствия наложенного взыскания тяжести совершенного поступка [38, с. 17].

     Поэтому и целесообразно урегулировать, особенно для государственных служащих, данные вопросы однозначно и в едином новом нормативном акте – Дисциплинарном кодексе, который ляжет в основу дисциплинарного законодательства; последнее, в свою очередь, станет частью служебного права, частью законодательства о государственной службе [37, с. 315]. Не исключено, что принятие данного документа позволит не только значительно реформировать государственную службу, но и констатировать появление новой отрасли публичного права [36, с. 54].

      В Дисциплинарном Кодексе могли найти отражение такие вопросы, как: соотношение дисциплинарных взысканий с другими видами юридической ответственности; установление исчерпывающего перечня мер дисциплинарного воздействия; список обстоятельств, освобождающих от дисциплинарной ответственности, смягчающих или усиливающих ее; перечень органов и лиц дисциплинарной юрисдикции; стадии дисциплинарного производства и другие [38, с. 17].

      Таким образом, в настоящее время актуальной остается проблема создания дисциплинарного  законодательства. Представляется возможным урегулирование освещенных в работе вопросов путем создания Дисциплинарного Кодекса. О целесообразности его принятия в последнее время говорят многие ученые в области права. Следует сказать, что с появлением данного кодифицированного акта связывается возможность решения сразу нескольких проблем современного законодательства. Во-первых, он позволит избежать дублирования многих положений, касающихся института дисциплинарной ответственности, в локальных нормативных правовых актах. Во-вторых, посредством детальной регламентации соответствия дисциплинарных взысканий дисциплинарным проступкам решится вопрос о снижении роли усмотрения в дисциплинарном производстве.

3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

      Административная  ответственность служащих государственного аппарата наступает за совершение ими административного правонарушения, состоящего в нарушении установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения, например, правил дорожного движения, противопожарных правил, правил по технике безопасности, санитарных правил и тому подобное [19, с. 60]. За административные правонарушения, не связанные с исполнением служебных обязанностей, служащие государственного аппарата несут административную ответственность на общих основаниях как обычные граждане в порядке и на условиях, установленных законодательством об административной ответственности. Если же совершение административного проступка выражается в нарушении должностных обязанностей служащего государственного аппарата, то в данном случае служащие будут являться специальными субъектами административного правонарушения [21, с. 151].

      Под административной ответственностью на государственной службе понимается применение к государственным  служащим, являющимся должностными лицами и не являющимся таковыми, административных санкций за нарушение своих должностных обязанностей, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях в качестве административных проступков [20, с. 347].

      Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность [35].

      Административная  ответственность служащих государственного аппарата выражается в применении к  ним государственными органами, должностными лицами административного взыскания  за нарушение служебной дисциплины, которые образуют состав административного правонарушения [21, с. 152].

     Административная  ответственность установлена законодательством  об административной ответственности, представленным Кодексом об административных правонарушениях и другими законодательными актами. Государственные служащие привлекаются к административной ответственности за такие административные правонарушения, которые связаны с соблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, других правил, обеспечение выполнения которых входит в служебные обязанности, то есть соблюдение служебной дисциплины [21, с. 152].

     В целом административная ответственность  государственных служащих наступает  на общих основаниях за некоторыми исключениями. Так, государственные служащие выступают специальными субъектами при совершении административных нарушений, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» [39].

     Это основной нормативный акт, регулирующий вопросы борьбы с коррупцией. Он на законодательном уровне закрепляет определения государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам. Так, к государственным должностным лицам указанный Закон относит Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, а также иных государственных служащих, лиц, занимающих должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящихся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам. К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, – членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, осуществляющих свои полномочия на непрофессиональной основе, граждан, зарегистрированных в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лиц, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представителей общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственных служащих, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам [39].

     Статья 21 главы 4 указанного Закона содержит перечень коррупционных правонарушений, субъектами которых выступают государственные  должностные лица, а именно: вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей; использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь; использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и другие [39].

     Таким образом, представляется, что Закон  «О борьбе с коррупцией» является актом, детализирующим административную ответственность относительно государственных служащих. Следует отметить, что административное право в качестве отдельных субъектов права выделяет не государственных служащих, а должностных лиц. Поэтому возникает вопрос по поводу соотношения этих понятий. В научной литературе нет единого подхода к разрешению этой проблемы. Некоторые исследователи говорят, что понятие должностного лица и понятие государственного служащего различны, другие, например, Старилов Ю. Н., отождествляют их [40].

     Так, А. Н. Костюков говорил, что должностное лицо отличается в юридическом плане от служащих иных категорий тем, что осуществляет функции представителя власти и выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности. В науке советского. административного права справедливо предлагается свести указанные признаки к одному критерию и считать должностными лицами служащих, наделенных распорядительными полномочиями. Ввиду особого характера функций должностное лицо может действовать не только от своего имени, а от имени государственной или общественной организации. Поэтому решения должностного лица могут иметь силу актов коллективного субъекта [41].

     Но  здесь же следует отметить, что  под государственным служащим Закон  «О государственной службе в Республике Беларусь» понимает гражданина Республики Беларусь, занимающего в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенного соответствующими полномочиями и выполняющего служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования [12]. На основании приведенных дефиниций сделаем вывод, что понятие должностного лица шире понятия государственного служащего ввиду того, что должностное лицо может занимать не только государственную должность.

Информация о работе Виды поощрений и ответственность государственных служащих