Виды административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: показать сущность административного принуждения и особенности его правового регулирования.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
дать определение административному принуждению;
рассмотреть основную классификацию мер административного принуждения;
изучить разновидности мер административного принуждения, а именно мер административно-принудительных, административного пресечения, административной ответственности, административно-процессуального обеспечения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

1. Понятие мер административного принуждения, их классификация.......... 6
1.1 Понятие мер административного принуждения.....…………………... 6
1.2 Классификация мер административного принуждения……………..
11

2. Административно-предупредительные меры…………………………….. 14

3. Меры административного пресечения................................……………….. 16

4. Меры административной ответственности................................................... 23

5. Мера процессуального обеспечения.............................................................. 26

Заключение…………………………………………………………………….. 29

Список использованной литературы…………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

самый важный документ.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что «меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.)»5. Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение административно-пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п.». Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних6. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

     Меры  административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

     Меры  административного пресечения многообразны. Это по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что «в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий»7.

     В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

     Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

1) задержание - применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении;

2) арест и изъятие имущества - применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли);

3) приостановление работ - может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения;

4) временное отстранение от работы - используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения;

5) требования прекратить неправомерное поведение - может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность;

6) ликвидация результатов неправомерных действий - является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений;

7) принудительное лечение - может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.

     Севрюгин  В.Е. к мерам административного  пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР); изъятие вещей  и документов (ст. 244 КоАП РСФСР); личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 КоАП РСФСР); временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством (ст. КоАП РСФСР).

     Ряд авторов (Еропкин М.И., Попов Л.Л.) «одной из мер административного пресечения считает применение оружия»8. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что «огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности»9.

     Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР).

     Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

     Административное  задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

     В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений - административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок…, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

     Административному задержанию не подлежат иностранные  граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

     Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

     Последнее производится в случаях прямо  предусмотренных уголовным законом. Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда  это лицо застигнуто непосредственно  после его совершения;

- когда  очевидцы, в том числе и потерпевшие,  прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

- когда  на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище  будут обнаружены явные следы  преступления (ст. 122 УПК).

     Задержание  производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных  выше дополнительных условий необходимых для:

- составления  протоколов;

- обеспечения  своевременного и правильного  рассмотрения дела;

- обеспечения  исполнения постановления по  делу об административном правонарушении.

     Административное  задержание по основаниям, целям и  срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

     Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может  производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.

     К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

     Законодательство  закрепляет пять специальных видов административного задержания:

- задержание  лиц, находящихся в состоянии  опьянения;

- задержание  лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание  лиц, занимающихся бродяжничеством  и попрошайничеством;

- задержание  лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;

- задержание  нарушителей пограничного режима.

     В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение  противоправного поведения, при  наличии правонарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Меры административной ответственности 

     Административная  ответственность - особый вид юридической  ответственности. В то же время она  является частью административного  принуждения и обладает всеми  его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)

     Административной  ответственности присущи все  признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении  за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

     Административная  ответственность характеризуется следующими признаками:

     1) она урегулирована нормами административного  права, содержащимися в Федеральных законах и законах субъектов РФ;

     2) основанием ее применения является  административное правонарушение;

     3) она состоит в применении к  виновным административных наказаний; 

     4) к ней привлекаются физические  лица (граждане, должностные лица, индивидуальные  предприниматели и др.), а также юридические;

     5) она применяется должностными  лицами исполнительных органов  государственной власти;

     6) порядок привлечения к административной  ответственности урегулирован административно-процессуальными  нормами. 

     Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

     1) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

     2) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

     3) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

     Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая  предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.п.

     Если  по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

     Для наступления реальной ответственности необходимо чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Информация о работе Виды административного принуждения