Управление административно-политической деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования является изучение государственного управления в сфере административно-политической деятельности.
Объектом исследования является общественные отношения в административно-политической деятельности.
Предмет – управление этими отношениями.

Работа состоит из  1 файл

Управление А-П деятельностью.docx

— 60.53 Кб (Скачать документ)

Введение

 

На современном этапе значение различных спецслужб, правоохранительных органов все больше возрастает. Эффективность деятельности таких органов повышается путем правильно организованного управления.

Для успешной реализации функций управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних  властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.

Процессы управления весьма многообразны и присутствуют в различных областях деятельности. Главное в управлении состоит в понимании его как  определенного целенаправленного  воздействия. Цель такого воздействия  заключается в упорядочении системы, на которую оказывается управляющее  воздействие, для обеспечения ее функционирования в должном порядке.

В административно-правовой теории и  практике государственного управления в сфере административно-политической деятельности относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управления этими отраслями являются составной частью единой системы  органов исполнительной власти и  активно осуществляют наиболее важные функции государства.

Все цивилизованные государства в  современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

Административно-политическая деятельность целиком, или в значительной мере, имеет правоохранительный характер, находится на страже закона и правопорядка, обеспечивает охрану прав и свобод граждан, оборону и безопасность государства, решает вопросы, связанные с совершенствованием правопорядка, жизнью и безопасностью гражданского общества в целом и каждого человека в отдельности.

В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной  службы, которая выполняет основные задачи государственного управления в административно-политической среде.

Таким образом, на сегодняшний день существует острая необходимость в  теоретическом осмыслении актуальных проблем, связанных с особенностями  управления в административно-политической деятельности.

Цель  исследования является изучение государственного управления в сфере административно-политической деятельности.

Объектом исследования является общественные отношения в административно-политической деятельности.

Предмет – управление этими отношениями.

В соответствии с поставленной целью  на решение выдвигаются следующие задачи:

  1. рассмотреть особенности управления в административно-политической деятельности;
  2. изучить принципы и методы управления административно-политической деятельностью;
  3. охарактеризовать управление осными областями административно-политической деятельности.

Методологической  основой исследования явился общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, логический, сравнительно-правовой, социологический, специально-юридический.

Теоретическую основу исследования составили Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы РФ, проанализированы некоторые постановления и определения Конституционного Суда РФ, изучены труды отеченных учёных-правоведов. 

  1. Понятие и особенности управления административно-политической деятельностью

 

Административно-политическая деятельность представляет собой комплекс, охватывающий вопросы обороны, безопасности государства, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, обеспечения защиты прав и свобод личности, безопасности граждан.

Любое государство заинтересовано в обеспечении стабильности, правопорядка, искоренении преступности.

Главные направления его деятельности состоят в:

    • упорядочении, закреплении, совершенствовании существующих общественных отношений;
    • формировании новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;
    • обеспечение охраны общественного правопорядка;
    • вытеснении из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.1

Административно-политическая сфера  управления является особо значимой для государства. Управление в этой сфере обеспечивает устойчивость государства, целостность его территории и  границ, стабильность власти.

Среди административно-правовых инструментов в этой сфере необходимо назвать:

– установленную законом возможность  введения специальных государственных  состояний (чрезвычайное положение, состояние  войны, мобилизация);

– организацию единой централизованной системы управления в сфере безопасности;

– наличие специальных органов  и формирований (вооруженные силы, различные «силовые структуры»);

– институт государственной службы;

– режим государственной тайны;

– таможенный режим;

– режим государственной границы.2

Государственное управление административно-политической сферой имеет ряд существенных особенностей. К ним относится то, что оно в основном находится в исключительном ведении Российской Федерации. Действительно, ст. 71 Конституции РФ относит к ведению РФ внешнюю политику и международные отношения; оборону и безопасность; определение статуса и защиту государственной границы. Правда, отдельные вопросы государственного управления в данной сфере остаются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

Исключительными управленческими  полномочиями в административно-политической сфере в соответствии с Конституцией РФ и законодательством обладает Президент РФ. Согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих, в частности, вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.3 Данное положение отражается в указах Президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти. Так, Президенту РФ непосредственно подчинены Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Наблюдается тенденция по расширению полномочий Президента РФ в административно-политической сфере за счет переподчинения ему отдельных федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ от 7 декабря 1998 г. № 1483 главе государства были переподчинены Министерство юстиции РФ и Федеральная служба налоговой полиции РФ, ранее находившиеся в ведении Правительства РФ. Тем самым компетенция Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть, в административно-политической сфере заметно сужена. Это обстоятельство – важнейшая особенность рассматриваемой сферы государственного управления.4

Правительство Российской Федерации  осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять следующие меры: по защите интересов  государства, по обеспечению обороны  страны и государственной безопасности, по обеспечению законности, прав и  свобод граждан, по охране собственности, общественного порядка, по борьбе с  преступностью, принимает меры по охране Государственной границы РФ, руководит  гражданской обороной.

Кроме того правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики России, заключает международные  договоры Российской Федерации

Особенностью правового регулирования  так называемых «силовых структур»  является то, что их деятельность в  публичных интересах (например, оперативно-розыскная) может нарушать конституционные права и свободы граждан. В качестве предупреждения и минимизации таких нарушений деятельность этих органов строго регламентируется и контролируется.

Органы исполнительной власти субъектов  РФ в сфере административно-политической деятельности организуют выполнение законодательства и контролируют его соблюдение на подведомственной территории, осуществляют меры, связанные со спасением жизни  людей, защитой их здоровья и прав, охраной собственности, руководят  подчиненными органами полиции, пожарной охраны, создают специализированные формирования по охране общественного порядка, руководят работой подчиненных органов записи актов гражданского состояния, обеспечивают выполнение законодательства о воинской обязанности всеми должностными лицами и гражданами, организуют прием населения, рассматривают жалобы, заявления и предложения, поступающие от населения, и т.д.5

Таким образом, административно-политическая сфера представляет собой комплексную сферу государственного управления, охватывающую оборону, безопасность, внутренние дела, юстицию, иностранные дела, которая обеспечивает защиту прав и свобод личности (в том числе путем применения мер административного принуждения), поступательное развитие гражданского общества, стабильный экономический порядок и демократический политический режим российского государства.

 

  1. Принципы управления административно-политической сферой РФ

 

При решении управленческих задач  в административно-политической сфере  используются конкретные способы (методы) влияния на деятельность учреждений, организаций, должностных лиц и  граждан со стороны органов управления путем прямого установления их обязанностей, путем приказа, который опирается  на властные полномочия и состояние  подчинения. 
Другими словами — возникают управленческие отношения, представляющие систему взаимосвязей между людьми с целью приведения в порядок и организации общей жизнедеятельности.

Управленческие отношения, как  необходимый компонент механизма  управления в административно-политической сфере, имеют свою специфическую  структуру, которая характеризуется  сравнительно высокой степенью централизации  организации управления областями, входящими в данную сферу, самостоятельности, субординации и координации, ответственности  и тому подобное. В особенности  это присуще для обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел.

Управлению в административно-политической сфере присуща определенная специфичность  принципов, применяемых вышеназванными областями и органами при осуществлении  своих функций и полномочий.

Принципы управления — это исходные, основные правила, руководящие установки, нормы деятельности для внедрения  систем, управления общими процессами.

Выделяются принципы:

  • социальной направленности управленческой деятельности;
  • законности;
  • объективности;
  • комплексности и системности;
  • гласности;
  • объединения коллегиальности и единоначалия.6

Эти принципы распространяются на все  органы, учреждения, подразделения, которые  входят в сферу административно-политического  управления.

Для управления в административно-политической сфере России, как и в иных областях и сферах жизни государства, нужна  постоянная организаторская работа. Эта деятельность ведется органами, специально для этого основанными  государством и объединенными в  системе вышеупомянутых министерств  и предназначенные для решения  задач, определенных государством. Должностные  лица, выполняющие функции военного управления, управления в области  безопасности и правопорядка, иностранных  дел, являются государственными служащими  и выполняют свои функции в интересах государства.

Управление в административно-политической сфере РФ по своей правовой природе, как управление государственное, носит исполнительно-распорядительный характер. В связи с тем, что все органы, которые входят в административно-политическую сферу управления: военные, службы безопасности, внутренних дел, юстиции и иностранных дел призваны выполнять распоряжения законов РФ и прочие законодательные акты, регламентирующие основные вопросы жизни, быта и деятельности этих органов, и обеспечивать выполнение таких распоряжений всеми, к кому они относятся, — эти органы наделены необходимыми государственно-властными, распорядительными полномочиями.

Информация о работе Управление административно-политической деятельностью