Теория правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Важным историческим моментом является понимание правового государства как конституционного государства, основывающегося на закреплении в Конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты индивида. Исходя из этого, впервые конституционное закрепление правового государства нашло отражение в Конституции США (1787 г.), на основании которой был принят Билль о правах (1791 г.), Французской Декларации о правах человека и гражданина (1789 г.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………….5

2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………10
2.1 Понятие правового государства………………………………………...10
2.2 Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства…………………………………………………………………….12
Признаки правового государства………………………………………14

3 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………36

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

6.  Наличие эффективных  форм государственного контроля  и надзора за соответствием  закону всех других нормативных  актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности. Это всё можно связать прежде всего с тем, что становлению социального правового государства содействует обеспечение должного правового статуса конкретной личности. Этот феномен представляет из себя сложные взаимно обусловленные связи, возникающие во всех сферах жизни между государственными органами и индивидом, которые фиксируются в юридической форме. Он предусматривает возможность обращения гражданина с жалобами и заявлениями в государственные органы, право на обращение в суд, межгосударственные органы с целью защиты нарушенных прав[16, с. 108 – 109].

7.  Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности), а также обеспечение конституционной законности и правопорядка. В правовом государстве все субъекты права строго и неукоснительно должны соблюдать и исполнять законодательство. Если в постсоветских государствах, некоторых других странах ставится вопрос об обеспечении законности, то во многих Западных государствах речь идет о законопослушании. В теории права и государства высказывается положение о том, что субъектами законности должны выступать лишь должностные лица, что в принципе неправильно. В таком качестве должны выступать и граждане, их объединения.

В содержание законности входит не только соблюдение, исполнение, применение законодательства, законность во многом определяется качеством принимаемых правовых актов, состоянием правотворчества.

Осуществление законности тесно связано с правопорядком. О правопорядке можно говорить, только проанализировав состояние законности в обществе. Поэтому государственно-правовое 
воздействие на правовой порядок осуществляется путём упорядочения общественных отношений.

8.  Взаимная ответственность  гражданина и государства. Согласно теории принципа взаимной ответственности сторон, этот фундаментальный принцип правового государства должен неуклонно соблюдаться как гражданами, так и государством. Здесь надо сказать о том, что в правовом государстве не должна быть ответственность гражданина перед государством в одностороннем порядке, что зачастую можно встретить в современном мире. И это может быть даже закреплено в конституционных актах. Примером может служить конституция Италии, где в прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность граждан перед государством, и избегается даже упоминание об обязанностях и ответственности государства перед гражданами [17].

Принципиально важными  предпосылками создания правового  государства являются также: выработка у широких масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.

Дисбаланс в соблюдении принципа взаимной ответственности государства и гражданина (подданного) несомненно отражается на принципе адекватного соотношения их прав и свобод.

9.  Наличие гражданского  общества. В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много не совпадающих, а порою и противоречащих друг другу представлений о понятии гражданского общества и характере его соотношения с государством. Нередко, например, гражданское общество понимается как система противостоящих государству и «конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных объединений и движений, связанных между собой личными и   общественными   интересами,   «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и неправовыми правилами и обычаями. Среди составных частей гражданского общества выделяются, прежде всего, такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и другие. Все они имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу, а также независимость от государства[13, с.254 – 272].

Иными словами, гражданское  общество выступает в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности. Но одновременно оно призвано принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.

Вышеизложенные признаки правового государства практически полностью дают возможность представить себе его. Некоторые авторы добавляют ещё другие признаки, но все они вытекают из вышеизложенных. Эти признаки являются универсальными для правового государства и носят обязательный характер. Государство не может именоваться правовым, если у него отсутствует хотя бы один из этих признаков либо существует противоречие им. Воплощение в жизнь данных признаков – это первостепенная задача большинства государств мира. К числу таких государств относится и Республика Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3      ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В          РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Для раскрытия проблемы формирования правового государства  в Республике Беларусь необходимо отметить, что правовое государство – это  правовая форма такого построения и налаживания взаимоотношений с гражданами государственно-властных структур, которая обусловлена юридической обязанностью публичной власти действовать строго в соответствии с Конституцией, законами, международно-правовыми нормами, установленными в области прав человека, проявлять постоянную заботу об отдельном индивиде и о развитии социальной инфраструктуры общества. Власть в таком государстве принадлежит Конституции и законам, а не партии, группе лиц или одной личности. Исходя из этого, нужно сказать, что формирование правового государства – это есть совокупность двух начал. Первым началом является то, что признаки правового государства должны быть заложены в Основном законе государства – Конституции. Вторым началом является то, как реально положения Конституции находят своё отражение на внутренней жизни государства. Ведя речь о Республике Беларусь, нужно сказать о том, что с первым началом – присутствием признаков правового государства в Конституции Республики Беларусь нет никаких предпосылок к отрицанию их наличия. Но, говоря о втором начале, мы должны делать ссылку на то, что Республика Беларусь на современном этапе проходит период формирования. И поэтому некоторые признаки правового государства пока не существуют в «чистом» виде. Так, например, в статье 1 Конституции сказано, что Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Это статья даёт нам основания говорить о том, что Республика Беларусь определяет себя как правовое государство. В чистом виде это понятие может и не существовать, но то, что это закреплено конституционно говорит нам о стремлении государства стать таковым. Ведь конституцию любого государства можно понимать и как программу дальнейших действий. Тем более, если это государство перестраивается как Республика Беларусь с социалистического уклада на демократический.

В статье 2 изложены два признака правового государства. Первый – это то, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Слова «целью общества и государства» являются той самой главной программой действия общества и государства. Далее мы встречаем признак взаимной ответственности человека и государства: «государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него конституцией».

Статья 3 говорит, что  единственным источником государственной  власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией. Здесь определяется роль народа в государстве. Как мы видим из статьи, эта роль является центральной, что является одной из доминант при построении правового государства.

Четкое разграничение  компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти мы встречаем в статье 6, где записано, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Нередко под таким разделением понимают полное равенство и независимость властей. С подобной трактовкой согласиться нельзя: власти не могут быть равными в своих правах и независимыми друг от друга, иначе не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность и государство перестанет быть единым механизмом. Суть же разделения власти заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности. Такое разграничение не только не исключает взаимодействие властей, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций, взаимное воздействие в решении сложных политических проблем. Иной подход чреват возникновением серьёзных конфликтов.

Согласно  Основному Закону (ст.79), главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент — Национальное собрание. Срок его полномочий – четыре года. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики (ст.90).

Согласно ст.97 Конституции, Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Палата представителей рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента; принимает решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики (ст.98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.

В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей;

Законопроект  становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).

Исполнительную  власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления (ст. 106).

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Правительство руководит системой органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Согласно  ст. 108 Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси.

Информация о работе Теория правового государства