Теория правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Важным историческим моментом является понимание правового государства как конституционного государства, основывающегося на закреплении в Конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты индивида. Исходя из этого, впервые конституционное закрепление правового государства нашло отражение в Конституции США (1787 г.), на основании которой был принят Билль о правах (1791 г.), Французской Декларации о правах человека и гражданина (1789 г.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………….5

2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………10
2.1 Понятие правового государства………………………………………...10
2.2 Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства…………………………………………………………………….12
Признаки правового государства………………………………………14

3 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………36

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

в юридическом  аспекте – закреплением универсальных прав человека, начиная с ребенка, во всех важных сферах жизни и деятельности людей, возведением их на международно-правовой уровень с соответствующим механизмом их защиты;

в политическом – многопартийностью, политическим плюрализмом;

в идеологическом – отсутствием господствующей идеологии, гуманизмом;

в экономическом – многообразием форм и видов собственности, конкуренцией, антимонополизмом, оплатой по труду, обеспечением условий его безопасности;

в социальном – возобладанием среднего класса, всеобщим благоденствием, особой заботой о детях, инвалидах, многодетных, малообеспеченных.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей [12, с. 78].

 

 

2.3 Признаки правового государства.

 

 Понятия "государство" и "общество" не являются тождественными. Государство выделилось из общества на определенной стадии его развития. Общество, если так можно сказать, — мать государства, и, соответственно, государство — его дитя, продукт длительного общественного развития. Каково общество, таково и государство. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Последнее может проявлять заботу об обществе и, наоборот, может сокрушать общественный организм. Поэтому, когда мы ведем речь о правовом государстве, то оно мыслится как альтернатива авторитарному и тоталитарному режиму.

Правовое государство  — многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом.

Если суммировать современные  подходы, последние достижения юридической науки и практики, то в результате можно получить следующие основные характеристики признаков правового государства:

1.  Превращение государства  в выразителя и защитника интересов гражданского общества. Это очень важный признак, для выполнения которого государству требуется много времени и сил. Но если этот признак присутствует в государстве, то можно говорить о зарождении правовых начал в нём. И это произойдёт только тогда, когда государственные деятели, да и сами граждане поймут, что народ, его суверенная воля – единственный источник государственной власти, и «этому народу принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя» [14, с. 51].

Осуществление народовластия проявляется в следующих моментах.

Во-первых, народ  является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами, предусмотренными законом (пикетирование, митинги, демонстрации и т.п.).

В-третьих, демократизм общества и государства проявляется в демократическом механизме принятая решений, в том, насколько полно закреплена в государстве возможность участия народа в формировании органов государственной власти, правотворческой деятельности, в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, в организации и деятельности муниципальных органов и т.д.

В-четвертых, принцип демократии обязывает государства обеспечить соответствие их правовых систем общепринятым стандартам демократии.

2.  Господство закона  во всех сферах общественной жизни (полный отказ от возвышенности государства над правом; никакие подзаконные — президентские, правительственные, ведомственные — акты не могут противоречить закону, обладающему высшей юридической силой, не могут отменять или изменять его). В соответствии с данным признаком (принципом) ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении, а именно — как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. А высшую юридическую силу имеет Конституция, которую признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции.

В настоящее время, как  свидетельствует практика, положение таково, что закон во многих государствах, формально будучи основным, главенствующим юридическим актом, на деле же фактически «растворяется» в системах других, подзаконных, а точнее — ведомственных актов. Однако в условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений.

Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов [13, с. 259 – 260].

3.  Незыблемость свободы  личности, ее прав и свобод, чести  и достоинства, их всесторонняя  гарантированность и охрана (права  и свободы личности рассматриваются  не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса). Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено», — и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».                                                                                      

Правовой характер свободы  индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т. д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками[6, с. 80 – 85].

Важным регулятором  данного признака является подписание государством Всеобщей декларации прав человека, где, в частности, в статье 2 говорится, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия»[15, с.7]. Так эта декларация устанавливает минимальный свод прав человека и гражданина, соблюдение которых обязательно для любого государства.

4.  Четкое разграничение  компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой Государственной власти на три самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит  абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан; правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Нельзя не согласиться с теми авторами, которые включают в число властей не только законодательную, исполнительную, судебную, но и избирательную власть, контрольную власть, а некоторые и средства массовой информации, которые, как считают эти авторы,  представляют собой "четвертую власть". Причинами существования такого мнения являются следующие: во-первых, средства массовой информации в большинстве своем являются негосударственными, а поэтому входят в институты гражданского общества, а не государства; во-вторых, средства массовой информации должны выражать интересы и настроения всего общества, а не только государства.

В ряде стран функцию конституционно-правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя. В Республике Беларусь такую функцию выполняет Конституционный суд Республики Беларусь. В США эта функция возложена на Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие[17].

5.  Обеспечение подлинного  демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим. В правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей. В правовом государстве должно быть стремление к преодолению отчуждения личности от государства, созданию массовой социальной базы для решения стоящих перед индивидом и обществом задач. Для решения данного принципа правового государства в мировой практике используется приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Этот признак правового государства обусловливается тем, что он может создаваться лишь на основе общечеловеческих ценностей, в том числе и в области развития права и государства. Выработанные мировой практикой принципы правового регулирования общественных отношений находят отражение в международно-правовых нормах. Поэтому государство, стремящееся стать правовым, должно учитывать опыт государственно-правового наследия мирового сообщества. В литературе справедливо обращается внимание на то, что авторитет современного международного права достаточно высок. Вряд ли найдется государство, которое не считалось бы с этой огромной социального значения системой норм.

Информация о работе Теория правового государства