Теория правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Важным историческим моментом является понимание правового государства как конституционного государства, основывающегося на закреплении в Конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты индивида. Исходя из этого, впервые конституционное закрепление правового государства нашло отражение в Конституции США (1787 г.), на основании которой был принят Билль о правах (1791 г.), Французской Декларации о правах человека и гражданина (1789 г.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………….5

2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………10
2.1 Понятие правового государства………………………………………...10
2.2 Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства…………………………………………………………………….12
Признаки правового государства………………………………………14

3 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………36

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

Отдельные принципы правового  государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 – 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сойму, исполнительная – Великому Князю и Раде, судебная – Великокняжескому и местным судам [3, с.46 – 47].

В настоящее время  подавляющее большинство исследователей ведут речь о трех основных ветвях власти – законодательной, исполнительной, судебной. Наряду с ними некоторые авторы выделяют ещё контрольную, надзорную, муниципальную (местную). В частности, профессор Вюрцбургского университета А. Бланкенагель утверждает, что Конституционный суд ФРГ как орган конституционного контроля стал властью даже над парламентом [4, с.109].

Как бы завершающим звеном в разработке конструкции правового  государства явилась концепция  господства права, в которой различают  две модели – англосаксонскую  и немецкую. Англосаксонская модель исходит из того, что правление не может быть произвольным, а должно осуществляться в соответствии с законом, принятым с соблюдением предусмотренных процедур, устанавливающим права и обязанности граждан, их гарантии, и никакой официальный статус не может защитить лицо от установленной законом ответственности, если оно нарушило предписанные права, нет никого, кто был бы выше его. Немецкий вариант обосновывает господство права в ракурсе различия права и закона.

Суть теории господства права, отличающейся от концептуальных идей господства закона, состоит в том, что она чётко разграничивает право и закон, который может быть как правовым, так и неправовым, несправедливым, не соответствующим принципам права. Правовой закон воплощает в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывает государственную власть. Право выше государственной власти. Власть должна осуществляться в соответствии с правом. Наиболее видными разработчиками теории господства права являются А. Дайси, П. Лабанд, О. Бэр, Л. Штейн.

Существенный вклад  в создание теории правового государства  внесли И. Кант, К. Велькер, Р. Моль, В. Гумбольдт, Л. Штейн, Г. Еллинек, Л. Дюги, М. Ориу и  другие.

Впервые термин «правовое  государство» сформулировал немецкий учёный К. Велькер в 1813 г., а в 1829 г. его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии родоначальником учения о государстве считают И. Канта, который впервые употребил понятие «правовой закон» и государство определял как объединение множества людей, подчинённых правовым законам, а целью государства считал торжество идей права. Однако юридизированное определение государства было дано ещё до нашей эры древнеримским мыслителем Цицероном. Он характеризовал государство как соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Затем в XVII в. нидерландский учёный Г. Гроций определил государство как совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы.

Идея правового государства как юридическая конструкция выработана наукой права в XVIII – XIX вв. в период, когда складывалось конституционное устройство европейских стран.

В начале XX в. С. А. Котляревский подчёркивал: «Идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных обществ» и «убеждение, что государство должно принять облик правового, остаётся непоколебимым» [5,с.127].

Анализируя всё выше сказанное, можно подчеркнуть, что мнений и суждений на тему зарождения идеи правового государства достаточно много. Это даёт основания полагать, что данная проблема являлась, является и будет являться достаточно актуальной для человечества. Ведь человек всегда стремится к совершенствованию своего мира. Этот мир должен отвечать требованиям любого человека по обеспечению его потребностей в его жизнедеятельности. Древние учёные и учёные современности полагают, что практическое достижение правового государства достаточно сложная проблема, но если люди будут стремиться к этому и учтут все признаки, составляющие это понятие, то построение правового государства может осуществиться на практике.

Нужно добавить, что существует достаточно большое количество международных независимых организаций, дающих оценку странам мира по тому, как в них идёт процесс формирования правового государства. Эти организации выработали ряд признаков, наличие которых в том или ином государстве и даёт им основания утверждать о положении дел в этом государстве на пути строительства правового государства. Результаты данных исследований помогают государству в политической, экономической и социальной сферах взаимодействовать с иным миром. Так, например, иностранные инвесторы охотно вкладывают деньги в экономику государства, где процесс формирования правового государства находится на высоком уровне. В этом случае они не опасаются потери своих инвестируемых доходов в результате каких-либо неправовых процессов.

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

2.1 Понятие правового государства

 Давая определение понятию правовое государство, необходимо наиболее полно затронуть все основные черты и признаки, которые бы помогли нам раскрыть это понятие. Свое видение проблем понятия правового государства раскрывает в своих работах профессор Ф.М. Раянов. Он считает, что эта проблема актуальна для всех стран. Вряд ли сегодня какое-либо реальное государство уже может "похвастаться" тем, что оно достигло всех параметров справедливого государства. Более того, у тех, кто всё же ушел вперед в этом направлении (Германия, США, Англия, Франция) наблюдается какая-то успокоенность за судьбу своего государства, а у тех, кто находится на этапе теоретического осмысления параметров правового государства — неверие в возможности формирования справедливого государства [18, с. 130 - 131].

Некоторые авторы исследуют развитие самой концепции правового государства. И в этом плане следует согласиться с выводом о том, что уровень развития общества определяет степень функционирования правового государства.

Обратившись к различным  авторам, мы сталкиваемся с тем, что все они по-разному трактуют это понятие.  Например, Дмитрук В. Н. так понимает правовое государство: «Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека [3, с 45 – 47]». Однако нельзя утверждать, что этого определения достаточно для раскрытия понятия. Достаточно интересным представляется определение Хропанюка В. П.: « Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости [6, с. 134]». Здесь мы уже видим более подробный анализ определения. Включается такое понятие как нормы права, что говорит о более глубоком и детализированном подходе автора к раскрытию правового государства. Есть авторы, которые включают в понятие правового государства множество других понятий, которые, как считают они, являются частями большого и «бездонного» определения понятия правового государства. Так Комаров С. А. полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности          [7, с. 213]». Витрук Н. В. утверждает: «Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в её взаимоотношениях с индивидами, на основе Конституции и законов в соответствии с требованиями права, существенными из которых есть признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина [8, с. 86]». С точки зрения Малько А. В., «правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений [9, с. 103]». Интересным и обоснованным предлагается определение понятия правового государства, данное профессором Ф. М. Раяновым. Правовое государство, считает он  это правовая (справедливая) организация государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах [18, с. 137]. В данном определении правового государства разумно сочетаются сущность правового государства и его основные признаки.

Необходимой предпосылкой становления правового государства является высокий уровень его демократического развития, положение о том, что государство должно быть сформировано обществом на демократических началах, и выражало бы интересы народа. В отличие от многих других государств правовое государство формируется не в результате каких-либо революций, насильственным способом, а естественно-историческим путем, эволюционно, через осмысление его преимуществ по сравнению с другими формами государств. Это достаточно определенный признак правового государства, который в реальной действительности может выступать оценочным обстоятельством принадлежности того или иного государства к правовому. При этом, ещё недостаточно того, чтобы демократический характер государства закреплялся в Конституции государства, важнее всего закон он осуществляется на практике, соответствует ли состояние демократии того или иного государства международно-правовым установлениям. Поэтому нельзя следовать либерально-юридическому пониманию государства как правового явления и института, любое государство — это правовое государство в том смысле, что всякое государство (в отличие от деспотизма, деспотического типа и формы правления) представляет собой правовую организацию публично-политической власти свободных индивидов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что, какое бы мы определение  понятию правовое государство ни давали, везде мы встречаем слова: человек, личность, общество, социум, что говорит об антропогенном начале понятия правовое государство. Поэтому будет правильным, если мы изменим искомое понятие на социальное правовое государство.

Правовое государство  во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе в Конституции Республики Беларусь, провозглашается как государство социальное [10]. Одной из первых современных конституций с упоминанием на социальную и правовую направленность является Конституция Испании (1978 г.), в пункте 1 статьи 1 которой установлено, что Испания — это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм" [17]. Это характерно и для других государств романо-германской правовой системы.

Некоторые авторы утверждают, что понятие «социальное правовое государство» впервые употребил  в 1929 г. немецкий государствовед             Х. Хеллер как альтернативу диктатуре  буржуазии и диктатуре пролетариата.

Однако о государстве  социальном речь шла ещё в конце XIX в. в книге немецкого учёного Л. Штайна «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии». В этой работе подчёркивалось, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счёте, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве [11, с.10]».

Социальное правовое государство – это государство, которое:

  1. обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами не доводятся до гражданской войны, революции, социальных взрывов, социальных потрясений;
  2. содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам;
  3. проявляет особую заботу о социально незащищённых граждан (инвалидах, престарелых, пенсионерах, одиноких, больных);
  4. уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей.

В социальном правовом государстве  человек признаётся высшей ценностью[5, с. 130].

Таким образом, подводя  итог всему вышесказанному, мы можем дать наиболее правильное понятие. Итак, Социальное правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международного признания права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права.  

 

 

2.2  Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

 

Экономической основой  правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Поэтому нужно учесть характеристики современного гражданского общества:

Информация о работе Теория правового государства