Субъекты дисциплинарной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты в правовом регулировании вопросов дисциплинарной ответственности её субъектов.

Содержание

Введение……………………………………………………....стр. 3-4
1. Понятие и особенности дисциплинарной ответственности….стр. 5-11
2. Субъекты дисциплинарной ответственности…………….....…стр.12-19
3. Дисциплинарное производство………………………………....стр.20-30
Заключение...............................................................................стр.31-32
Список использованной литературы……………………...стр.33-34

Работа состоит из  1 файл

План.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим. В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения. В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.

В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся  в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления. В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило - один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения. Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы.

Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание - это возможность применения мер  дисциплинарной ответственности к  военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам  органов внутренних дел, органов  уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных органов за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ данные категории государственных служащих "несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами" и "нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах". Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и др. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.

Представляется, что закрепление данного правила  в современных условиях развития законодательства о государственной  службе не соответствует самому духу, смыслу ее существования по ряду причин. Во-первых, это нарушает принципы единства государственной службы и принципы законности при применении административной ответственности, в частности, закрепленный в ст. 1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом. Во-вторых, как правило, действие этой нормы означает либо необоснованное смягчение ответственности, либо наоборот - необоснованное ее усиление. В-третьих, если это дополнительная гарантия для государственных служащих со специфическими условиями служебной деятельности, то почему вопрос о возможности применения мер дисциплинарного характера отдан на "откуп" органам (должностным лицам), которым предоставлено право назначать административные наказания? И, наконец, в-четвертых, только Дисциплинарным уставом ВС РФ предусмотрено основание для привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих за "нарушения общественного порядка", что не одно и то же с совершением административного правонарушения¹. В иных, названных в ст. 2.5 КоАП РФ нормативных правовых актах данный вопрос даже не оговаривается.

            Таким образом, в современных условиях для определения правового положения милитаризованных служащих особенности дисциплинарной ответственности являются достаточно актуальными. Совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности данного вида федеральной государственной службы. Стоит подумать и о введении общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

¹ ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76 – ФЗ « О статусе военнослужащих»

Вопрос 2. Субъекты дисциплинарного производства. 

      В качестве носителей, управляющих «центров»  любой практической деятельности выступают ее субъекты. Субъект — основной, ведущий носитель правовых отношений. От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу. По общим правилам «субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализаций полномочий, возложенных на него административным правом».1

      В каждой отрасли права есть такие  специальные нормы, назначение которых — установить круг лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Делается это путем перечисления признаков, указания на качества, которыми субъекты должны обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм данной отрасли. Так и для субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности есть такие специальные нормы, которые закреплены в различных законодательных актах. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью,2 в составе которой различают правоспособность и дееспособность.

      Правоспособность  — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т. е. быть участником правоотношения. Совокупность же таких субъективных прав и обязанностей, объем и содержание полномочия, а также гарантии их реализации образуют правовой статус субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. Очень часто может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении.

      Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

      Основными качественными признаками правоспособности субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности  являются:

  1. наличие юридически оформленных трудовых отношений, так как только при этом условии возможно возникновение дисциплинарно – процессуальных отношений;
  2. наличие процессуальных прав и обязанностей, закрепляющих статус субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности.

      Рассматривая  первый признак субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности - наличие юридически оформленных трудовых отношений, необходимо отметить следующее.

      Трудовые  отношения должны оформляться письменно  в форме трудового договора (контракта). В соответствии со ст. 56 Трудового  кодекса РФ его суть состоит в  соглашении между работодателем (руководителем) и работником, а это стороны  трудового договора, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику соответствующую работу, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

      Исходя  из этого, следует вывод о том, что основными видами субъектов  производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник.

      Работодателем могут быть государственные и  негосударственные органы или организации, в лице их соответствующих руководителей, наделенные правом письменно издавать приказы или распоряжения о приеме работника на работу или службу. Как правило, перечень руководителей, наделенных таким правом, специально оговорен в правовых актах. Например, в ст. 18. Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определено, что Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации; заместители председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации, другие сотрудники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего таможенного органа. Похожий порядок назначения работников определяется широким кругом нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

        В качестве работника, как правило,  выступают физические лица, соответствующие предъявляемым к ним законом требованиям. Такие требования на общих основаниях предъявляются:

  • к возрасту работника. Так статьей 63 Трудового кодекса РФ¹ предусмотрено, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет;
  • к состоянию здоровья работника. Во многих отраслях и сферах трудовой деятельности действуют специальные правила предварительного медицинского освидетельствования. Чаще всего повышенные требования  к состоянию здоровья предъявляются к работникам, обязанности которых предполагается исполнять в условиях, сопряженных с риском для их жизни и здоровья². Например, милитаризованные службы: военная, правоохранительная и др.
 
 
 
 

¹Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ

² Административное право: Часть вторая. Учебник. — М.: ЦОКР МВД России, 2005. 

      Юридическим документом, дающим право считать  трудовые отношения оформленными, является письменный приказ (распоряжение) работодателя (руководителя), содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

      Рассматривая  второй признак субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности - наличие процессуальных прав и обязанностей, закрепляющих статус субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, необходимо отметить, что на основе анализа многочисленных нормативно-правовых актов, регламентирующих производство по привлечению к дисциплинарной ответственности, можно выделить общие права и обязанности работодателя. К ним относятся:

  • право возбуждать производство по привлечению к дисциплинарной ответственности и контролировать ход его проведения;
  • применять меры процессуального обеспечения производства по привлечению к дисциплинарной ответственности;
  • организовывать и проводить служебные проверки по фактам нарушения дисциплины или совершения дисциплинарного проступка с целью их полного и объективного расследования;
  • требовать письменные и устные объяснения от виновных в нарушении дисциплины или совершении дисциплинарного проступка;
  • принимать во внимание и учитывать показания свидетелей нарушения дисциплины или совершения дисциплинарного проступка и других участников производства по привлечению к дисциплинарной ответственности;
  • определять вид дисциплинарного взыскания, соответствующий тяжести совершенного дисциплинарного проступка или ходатайствовать перед вышестоящим начальником о назначении дисциплинарного взыскания, выходящего за пределы своих полномочий;
  • издавать (подписывать) приказы или распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности;
  • организовывать контроль за исполнением принятого решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и учет этой работы.

      Анализируя  дисциплинарно – правовые нормы, регламентирующие права и обязанности  работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, необходимо отметить два аспекта.

      Первый  заключается в том, что права  и обязанности работника как  субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности специально и системно  в действующем законодательстве не прописаны.

      Второй  состоит в том, что права и  обязанности работника как субъекта производства по привлечению к дисциплинарной ответственности намного уже прав работодателя (начальника).

      К таким основным правам и обязанностям можно отнести:

  • право знакомиться со всеми материалами дела по привлечению к дисциплинарной ответственности;
  • давать объяснения и представлять доказательства, свидетельствующие о своей невиновности;
  • обжаловать решения о привлечении к дисциплинарной ответственности вышестоящему начальнику или в суд;
  • пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим законодательством.

      Коротко остановимся на характеристике правового  статуса  иных субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. К ним можно отнести различные общественные организации, которые наделены определенными правами в процессе производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. К таким субъектам можно отнести профсоюзные организации, аттестационные комиссии и некоторые другие.

      Участие профсоюзов, как субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, заключается, как правило, в том, что их мнение подлежит обязательному учету в определенных законом случаях¹. Например, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Информация о работе Субъекты дисциплинарной ответственности