Специальноя дисциплинарная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение специальной дисциплинарной ответственности по правилам внутреннего трудового распорядка, а также детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также соответствующей правоприменительной практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
ГЛАВА 1
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………. 5
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ…………………………………. 8
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ УСТАВОВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
3.1. Должностные лица органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь……………………………………………… 14
3.2. Должностные лица органов внутренних дел Республики Беларусь……18
3.3. Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь……….. 22
3.4. Работники железнодорожного транспорта Республики Беларусь……... 26
3.5. Работники внутреннего водного транспорта Республики Беларусь…… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 3 курс.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2

 

ГЛАВА 1

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………………………………………….  5

 

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ…………………………………. 8

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ УСТАВОВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ

3.1. Должностные лица органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь……………………………………………… 14

3.2. Должностные лица органов внутренних дел Республики Беларусь……18

3.3. Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь……….. 22

3.4.  Работники железнодорожного транспорта Республики Беларусь……... 26

3.5. Работники внутреннего водного транспорта Республики Беларусь…… 30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 36

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм трудового права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей для всех работников.

Наряду с этим нормы законодательства о труде направлены также на защиту интересов работодателя и на обеспечение оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.

Именно задачи по соблюдению принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод работников и по обеспечению защиты интересов работодателей и государства обусловили необходимость закрепления в законодательстве о труде наряду с общими нормами права, распространяющимися на всех работников, особых правил регулирования труда отдельных категорий работников.

Нормы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников закреплены как в самостоятельном разделе Трудового кодекса Республики Беларусь, так и в специальных нормативных правовых актах. При этом закрепление данных норм в Трудовом кодексе значительно облегчает правоприменительную деятельность в отношении указанных категорий работников.

Закрепление соответствующих норм в Трудовом кодексе обуславливает необходимость более точного, детального, углубленного изучения и исследования проблем, возникающих в процессе применения конкретных норм права, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников, коллизионных вопросов, возникающих на практике, противоречий, имеющих место в огромном массиве правовых документов не только в области трудового, но и других отраслях права.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения трудовой дисциплины.

Предметом является специальная дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Целью данной курсовой работы является изучение специальной дисциплинарной ответственности по правилам внутреннего трудового распорядка, а также детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также соответствующей правоприменительной практики.

Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

определение сущности специальной дисциплинарной ответственности;

определение сущности, и задач правового регулирования труда отдельных категорий работников;

определение основных понятий Дисциплинарных уставов отдельных категорий работников.

Структура курсовой работы соответствует целям работы и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

В процессе подготовки и выполнения настоящей работы изучалась учебная и специальная научная литература по трудовому праву, анализировались нормы трудового законодательства, регулирующие особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В качестве базового метода исследования применён диалектический метод научного познания. Также были использованы сравнительный, логический, формально-юридический, исторический методы исследования.

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

В сфере трудовых отношений следует различать два вида дисциплинарной ответственности:

- общую;

- специальную.

Общая дисциплинарная ответственность регулируется правилами внутреннего трудового распорядка и может быть возложена на любого работника, совершившего дисциплинарный проступок, если его трудовая функция не связана с какими-либо исключительными условиями труда.

Специальная дисциплинарная ответственность наступает на основе специальных нормативных актов (уставов, положений о дисциплине, других актов специального законодательства) и применяется только к отдельным категориям работников с особым характером труда (ст. 204 Трудового кодекса), к которым в соответствии с законодательством устанавливается особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. К таким работникам относятся, например:

- работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

- работники органов внутренних дел Республики Беларусь;

- работники железнодорожного транспорта Республики Беларусь;

- работники таможенных органов Республики Беларусь;

- работники внутреннего водного транспорта Республики Беларусь;

- другие категории работников [2].

Итак, к дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен за совершение дисциплинарного проступка при наличии следующих обязательных условий:

1) поведение работника должно быть противоправным;

2) если работником не исполнены или ненадлежащее исполнены возложенные на него трудовые обязанности;

3) работник своими действиями причинил вред работодателю;

4) ущерб, претерпеваемый работодателем, является прямым следствием нарушения работником трудовых обязанностей (или неправомерное поведение работника). Иными словами, наличие причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и возникшим ущербом;

5) действия работника носят виновный характер, то есть совершены умышленно или по неосторожности.

Несоблюдение хотя бы одного из условий может повлечь отмену дисциплинарного взыскания в судебном порядке по иску работника.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1) Принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность.

2) Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, независимо от условий и характера их труда и предусмотрена ТК.

3) Специальная дисциплинарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине и другими нормативными правовыми актами для некоторых категорий работников отдельных отраслей экономики (транспорт, связь и др.). Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено, во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками, а во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них трудовых обязанностей.

Специальная дисциплинарная ответственность предусматривает ряд дополнительных мер взыскания. Некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности установлены для государственных гражданских служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ

 

Отдельные нормы Трудового кодекса ограничивают применение общих правил по отношению к отдельным категориям работников либо предусматривают для них дополнительные правила с учетом необходимости особой защиты некоторых категорий работников, характера выполняемой работы, характера трудовой связи работника с организацией и других факторов

Указанный подход к регулированию трудовых отношений в Республике Беларусь не противоречит международным правовым нормам и Конституции Республики Беларусь.

Так, закрепляя общие принципы регулирования прав граждан в сфере труда, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, предусматривает, что закрепленные в нем права могут ограничиваться законом, поскольку это совместимо с природой указанных прав и осуществляется исключительно с целью способствовать общему благосостоянию.

В части первой статьи 23 Конституции Республики Беларусь также подчеркивается, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [1].

Что касается правовых норм, устанавливающих дополнительные правила регулирования труда отдельных категорий работников, то необходимость их принятия названным Международным пактом также предусматривается. Например, закрепляя в ст. 6 признание права каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, Пакт подчеркивает необходимость принятия участвующими государствами мер по особой охране матерей в течение разумного периода до и после родов с предоставлением работающим матерям оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также по особой охране несовершеннолетних. Дети и подростки, говорится в Пакте, должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для их жизни либо могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Широкая помощь признается необходимой и для семьи, особенно в период, когда на ней лежит ответственность и забота о несамостоятельных детях и их воспитании.

С учетом общепризнанных принципов и норм международного права в ст. 14 ТК предусматривается, что не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях или обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

Понимание сущности и значения специфики правового регулирования труда отдельных категорий работников требует исследования единства и дифференциации правового регулирования труда как метода гражданского права.

Одной из важнейших характеристик метода трудового права признается единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство выражается в установлении норм общего действия для всех работников независимо от области их трудовой деятельности, территории проживания, личности субъекта трудовых правоотношений, условий и характера и труда и др. Дифференциация предполагает установление норм специального назначения, имеющих ограниченную сферу действия, приспосабливающих общие правила к отдельным категориям работников исходя из специфики субъекта или условий его труда. В частности, публичный характер трудовой деятельности государственного служащего диктует необходимость введения повышенных требований к кандидату на государственную должность.

Единство и дифференциация трудового права – взаимосвязанные явления. По мнению Орловского, «дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда» [18, с. 380].

Единство регулирования труда отражается в общих положениях трудового законодательства, в единых подходах к оформлению трудовых отношений, равных правах работников на вознаграждение за труд равной ценности и других положениях. Дифференциация правового регулирования труда характеризуется в специальных правилах трудового законодательства, отражающих особенности трудовых отношений с отдельными категориями работников (Закон «О государственной службе»), в отдельных отраслях экономики (в частности, на транспорте, в лесной промышленности, сельском хозяйстве), у некоторых категорий нанимателей (в организациях с иностранными инвестициями, в колхозах и др.) и на определенных территориях (территориях, подаергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы наЧАЭС).

ТК в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде посвящает особенностям регулирования труда отдельных категорий работников отдельный раздел – XIII. Пятнадцать глав этого раздела регулируют трудовые отношения самых разных групп работников – руководителей, женщин и лиц с семейными обязанностями, инвалидов, несовершеннолетних работников, совместителей, домашних работников, работников-надомников, временных и сезонных работников и др.

Естественно, что далеко не все особенности правовой регламентации труда нашли отражение в данном разделе ТК. Некоторые специальные правовые нормы остались за пределами Кодекса. Так, в иных специальных нормативных правовых актах установлены особенности труда государственных служащих, военнослужащих и др.

Информация о работе Специальноя дисциплинарная ответственность