Субъекты дисциплинарной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты в правовом регулировании вопросов дисциплинарной ответственности её субъектов.

Содержание

Введение……………………………………………………....стр. 3-4
1. Понятие и особенности дисциплинарной ответственности….стр. 5-11
2. Субъекты дисциплинарной ответственности…………….....…стр.12-19
3. Дисциплинарное производство………………………………....стр.20-30
Заключение...............................................................................стр.31-32
Список использованной литературы……………………...стр.33-34

Работа состоит из  1 файл

План.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      Возбуждение дисциплинарного  производства и проведение служебной проверки. Дисциплинарное производство возбуждается при наличии факта совершения дисциплинарного правонарушения. В законодательстве детально не закреплены поводы к возбуждению дисциплинарного производства. Такое положение затрудняет обеспечение законности в ходе дисциплинарного производства. Содержание данной стадии заключается в том, что уполномоченный субъект дисциплинарной юрисдикции, получив информацию о факте совершения дисциплинарного правонарушения, принимает решение о проведении служебной проверки.

      Возбуждение дисциплинарного производства может  осуществляться посредством различных правовых актов. В качестве таких актов может быть частное определение суда, распоряжение (постановление) органов исполнительной власти, протест (определение) прокурора, различные докладные, а также решения иных контрольно-надзорных органов.

      Привлечению к дисциплинарной ответственности  должно предшествовать проведение служебной проверки, что регламентируется ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и другими нормативными правовыми актами.

      Служебная проверка при совершении дисциплинарного  правонарушения гражданским служащим проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

      На  представителя нанимателя, назначившего служебную проверку, возложена обязанность контролировать своевременность и правильность ее проведения. Она проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа¹.

      Для объективности и беспристрастности  проведения служебной проверки в ее проведении не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

      Определен предельный срок проведения служебной  проверки, который не должен превышать одного месяца со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

      Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

¹Административно-процессуальное право России/ И.В.Панова.- 2-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  1. факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  2. предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

      Письменное  заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

      Существенное  значение в процессе привлечения  к дисциплинарной ответственности играют сроки давности. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее:

      одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки;

      шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка;

      двух  лет со дня совершения дисциплинарного  проступка.

      До  применения дисциплинарного взыскания  представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

      В соответствии с п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 63 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий¹. В месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается время болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое для соблюдения процедуры учета мнения представительного органа работников; отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не превышает течение указанного срока

      Завершается данная стадия путем передачи собранных  материалов (заключения и других документов) на рассмотрение уполномоченным субъектом или прекращается производство в связи с отсутствием признаков дисциплинарного проступка.

      Стадия  рассмотрения дела о дисциплинарном правонарушении начинается с момента получения материалов дела о дисциплинарном правонарушении уполномоченным субъектом. Доказательства, полученные на первой стадии производства, должны быть всесторонне изучены субъектом дисциплинарной власти и получить соответствующую юридическую оценку.

      При рассмотрении дела о дисциплинарном правонарушении и определении вида дисциплинарного взыскания учитываются:

      тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка; степень вины гражданского служащего; обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок; предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

¹Н.В. Макарейко. Административно-процессуальное право. Учебное пособие.- М.: Юристъ, 2008. 

      За  совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пп. «а»- «г» п. 3, п. 2, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

      В настоящее время законодательством  не установлена последовательность применения видов дисциплинарных взысканий. Это дает право представителю нанимателя по своему усмотрению с учетом конкретных обстоятельств дела выбирать вид назначаемого дисциплинарного взыскания. Решение представителя нанимателя базируется на анализе доказательств, полученных в ходе служебной проверки.

      В указанном Законе и в других нормативных  правовых актах, регламентирующих порядок применения дисциплинарных взысканий, прописана процедура его доведения до адресата. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 58 этого Закона копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Данный порядок отличается от установленного в рамках трудовых отношений. Частью 6 ст. 193 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой приказ (распоряжение) представителя нанимателя о применении дисциплинарного взыскания должен объявляться гражданскому служащему под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия служащего на службе. Если государственный служащий отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

      Пересмотр решения по делу о  дисциплинарном правонарушении является факультативной стадией дисциплинарного производства. Действующим законодательством гражданскому служащему, в отношении которого было применено дисциплинарное взыскание, предоставлено право обжаловать наложенное дисциплинарное взыскание в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд¹.

      Порядок обращения в комиссию государственного органа по служебным спорам определен ст. 70 Федерального закона «О госу дарственной гражданской службе Российской Федерации». Гражданский служащий вправе обратиться в данный орган в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Комиссия государственного органа по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

      Оспаривание факта наложения дисциплинарного  взыскания возможно также в судебном порядке. Гражданский служащий вправе обратиться в суд, минуя комиссию государственного органа по служебным спорам. Законодательством установлены категории споров, которые рассматриваются непосредственно судом. К числу подобных споров отнесено применение такого взыскания, как увольнение с гражданской службы. При этом срок обращения сокращается до одного месяца. Предметом судебного обжалования могут быть и решения комиссии государственного органа по служебным спорам.

      Исполнение  решения по делу о  дисциплинарном правонарушении является заключительной стадией дисциплинарного производства. С момента доведения до адресата решение о наложении дисциплинарного взыскания вступает в законную силу при условии, что оно не было обжаловано в установленном порядке.

¹Административная ответственность: Учебник. Издание 3-е переработанное и дополненное/ А.Б.Агапов.- М.: Эксмо, 2007.

Применение  дисциплинарного взыскания влечет за собой наступление состояния дисциплинарной наказанности, которое длится один год со дня применения дисциплинарного взыскания. В ст. 58 (ч. 8) указанного Закона закреплено, что если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. В данном случае речь идет о применении меры поощрения, что и приводит к «демонтажу» наложенного дисциплинарного взыскания. В случае освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе. Применение дисциплинарного взыскания влечет за собой наступления ряда правовых ограничений. К гражданским служащим, в отношении которых применены меры дисциплинарного взыскания, не применяются меры поощрения. Исключение составляет награждение государственными наградами за проявление мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите общественного порядка или в условиях боевых действий. Ограничение также распространяется на назначение на вышестоящую должность, а также присвоение очередного классного чина (воинского звания, специального звания). Законодательством не требуется издания дополнительного правового акта для снятия наложенного дисциплинарного взыскания, за исключением случаев досрочного снятия ранее наложенного взыскания в порядке поощрения.

Информация о работе Субъекты дисциплинарной ответственности