Способы обеспечения законности в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее изучение способов обеспечения законности в государственном управлении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
- определение понятия государственного управления;
- определение понятия обеспечения законности в Российской Федерации;
- Классификация способов обеспечения законности в государственном управлении;
- Характеристика способов обеспечения законности в государственном управлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие государственного управления……………………………….5
2. Понятие обеспечения законности в государственном управлении..10
3. Классификация способов обеспечения законности в государственном управлении…………………………………………12
4. Характеристика способов обеспечения законности в государственном управлении…………………………………………16
4.1 Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении и его виды…………………………………………………………..16
4.2 Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении...……………………………………………………………………..23
4.3 Сравнительная характеристика контроля и надзора в области обеспечения законности………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

АП- Способы обеспечения законности в государственном управлении.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Предлагается  поставить под контроль суда решения  о приостановлении расследования  по делу.2 Таким образом, основное содержание судебной контрольно-надзорной деятельности, как способа обеспечения законности в управлении, состоит в его правовой оценке всех действий и решений неограниченного круга органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий и др. субъектов, принятии мер по восстановлению нарушенных прав. Однако сделать вывод о точном соответствии деятельности суда правовому явлению называемому надзор  не представляется возможным, о чём будет указано в выводах пятой главы.

     Учитывая  сложившуюся   обстановку с законностью  в государстве с большой достоверностью можно предположить, что контроль внутри самой системы административных органов не так эффективен как контроль осуществляемый  извне. Служебная подчинённость и фактор общей принадлежности проверяемого и проверяющего к одной системе органов, неблагоприятно отражается на  состоянии законности. Так, если проверяющий и проверяемый  находятся в одной  системе органов, то их цели, обусловленные совместной работой, совпадают, определяя общность интересов. 

        Добиться усиления законности  в управлении можно реализацией правовых и организационных мероприятий в двух направлениях, во-первых, снижением какой либо зависимости одной ветви власти от другой, во-вторых, увеличением контрольных полномочий каждой ветви власти по отношению к должностным лицам другой. К примеру, на местном и уровне субъектов РФ основной задачей органов представительной власти должно являться не столько законотворчество как контроль за законностью и целесообразностью действий администрации.   Рассматривая сложившуюся судебную практику, необходимо отметить отсутствие  действенных средств по контролю уже за самой судебной властью. Проводимые мероприятия по  освобождению судебной власти от  влияния власти исполнительной хотя и необходимы, но недостаточны. Важно ввести и законодательно закрепить доступные механизмы контроля за отправлением правосудия, в том числе реализовать  законодательно закреплённый механизм выборности судей.

     Немаловажная  роль в обеспечении законности в  сфере управления должна быть отведена общественному контролю. В источниках  по административному праву общественному контролю внимания уделяется очень мало, хотя по своей значимости и правовым последствиям такая форма контроля порой более эффективна чем контроль за законностью со стороны всех государственных структур.  

      

       

 

     4.3  Сравнительная характеристика  контроля и надзора  в области обеспечения  законности 

     Если  рассматривать эти два понятия:

     1. С точки зрения объёма обследуемой деятельности управляемых объектов, то  в рамках  контроля деятельность проверяется шире, так как выявляется её соответствие  не только закону но и указаниям вышестоящих органов данным ранее, а кроме этого анализируется  практические результаты хозяйственной деятельности с точки зрения рациональности. В рамках надзора деятельность проверяется только на соответствие закону (нормативному акту)11.

      2. По полномочиям и силе последствий в части принимаемых органами контроля и надзора по результатам проверки мер, то надзор  выделяется в отдельную процедуру деятельности по обеспечению законности12. Органы надзора вправе применять меры  (административного) и даже уголовного принуждения. Органы прокуратуры вправе ограничиться мерами предупреждения нарушения, вправе привлечь виновных к уголовной ответственности, обращаться в судебные органы непосредственно для восстановления права, отменять незаконные акты органов предварительного расследования (дознания), опротестовывать постановления органов административного надзора. Кроме этого  прокуратура вправе осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, что само по себе является текущим руководством  деятельности   органа административной власти.  (То есть меры  органа надзора не ограничиваются  выявлением нарушения права  а продолжаются  активными  мероприятиями  направленными на восстановление  отношения в правовых рамках.) 

     Выделяют  следующие практические стадии контрольно-надзорной деятельности:

     1.Установление  определённых правил поведения  для определённого круга лиц  или нормативов (параметров) состояния  наблюдаемого объекта.

     2.Направление  объекту управляющего воздействия  руководящей (командной)  информации  о действиях подлежащих исполнению.

     3.Получение  информации о выполненных (совершённых)  действиях подконтрольного объекта.

     4.Анализ  поступившей информации, сопоставление  совершённых действий с установленным  правилом поведения, выявление  отклонений 

     5. Определение характера и существа отклонения (нарушения), определение возможного и необходимого (оптимального) способа восстановления права, то есть выбор меры наказания.

     6. Выявление виновных в нарушении  лиц.

     7. Привлечение виновных к ответственности.

     Учитывая вышеуказанные стадии можно привести соотношение контроля и надзора по стадиям практической деятельности, применив абстрагирование от несущественных признаков, в виде таблицы.

Стадии Контроль Надзор
Установление  правил поведения  Указания, инструкции, правила, предписания индивидуального характера (круг объектов управляющего воздействия определён) принятые, в основном,  вышестоящими  структурами.  Установление  параметров (нормативов) наблюдаемого объекта или явления в частности природы  и общества в целом.   Правила и нормы  общего характера (круг объектов управляющего воздействия не определён), установленные  высшими органами власти или ведомствами  на основе закона.

Объект наблюдения  - деятельность (действия) человека.

Направление руководящей (командной)  информации  о действиях подлежащих исполнению Распространение письменных указаний, приказов и распоряжений по инстанции путём рассылки, направление  информации по телефону и другим средствам  связи. Либо направление информации от органа в иной орган. Доведение до сведения через средства массовой информации посредством использования официально установленных источников и способов.
Методы  получения информации о выполненных (совершённых) действиях. заслушивание  отчётов, информации и сообщений,  проверки, экспертизы финансовой и хозяйственной деятельности, наблюдение за действиями контролируемого объекта (субъекта), получение текущих сводок, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей в государственной службе, координация деятельности подконтрольных органов, должностные экзамены, исследования, мониторинг. Инспектирование ( т. е. систематический  надзор реализуемый  посещением объекта проверки), проверки соблюдения нормативов плановые и внеплановые, обследования объектов и помещений,  выявление нарушений в ходе расследования аварий и происшествий,  обнаружение нарушений непосредственно, выявление нарушений по жалобам и обращениям.
Анализ  поступившей информации с позиций: Рациональности, законности, дисциплины, норм морали (нравственности), соответствия естественной  обстановке. Законности (соблюдения общеобязательных установлений законов, правил, нормативов)
Выбор меры (ответственности) наказания. По усмотрению вышестоящего органа (должностного лица)  (увольнение от должности, импичмент, выражение недоверия, перевыборы, дисциплинарные наказания, отказ в назначении на должность) либо отсутствует Ограничен нормой права устанавливающей меру ответственности (санкция правовой нормы)
Выявление виновных  лиц. В результате служебного расследования, деятельности комиссий. В ходе производства по делам об административных правонарушениях, прокурорские проверки
Привлечение  к ответственности. В основном дисциплинарная,

аннулирование или приостановление действия лицензии, лишение каких либо предоставленных прав, отказ в выдаче разрешения.

Административная, уголовная

 
 
 

 

     Заключение 

     Таким образом, государственное управление заключается в волевом воздействии  как на само государство в его  политико-правовом понимании, так и  на систему органов государственной власти. Как правовое явление государственное управление имеет иное содержание, как и совокупность способов обеспечения законности в нём. Однако в работе ряд выводов сделан исходя из традиционного отождествления управления государством с практической деятельностью исполнительных органов административной власти. Вопрос о точном определении понятия государственное управление требует дополнительной разработки, что не относится к теме работы.

     Исходя  из вышесказанного (глава 2) можно сделать  вывод о необходимости расширенного понимания законности как многогранного и многоэлементного явления. Дисциплина, как правовое явление, свойственно деятельности лиц, исполняющих  управленческие функции, и совершенно не свойственно деятельности субъектов автономных по отношению к системе органов государственной власти. Можно также сделать вывод о том, что понимание способов обеспечения законности в управлении как методов, приёмов и др., применяемых исключительно государственными структурами и должностными лицами, устарело и не отвечает принципам демократизации общества.

     В совокупности способов обеспечения  законности важное место должна занять контрольная деятельность граждан  и их объединений. На практическом примере  показана необходимость детальной  правовой регламентации деятельности служащих, установления основных принципов при выполнении публичных задач.

     Исходя  из сложившейся общественно-политической ситуации можно предложить следующую  систему основных способов обеспечения  законности на современном этапе. А  именно: контроль, который в свою очередь разделяется в зависимости от уровней на контроль внутриведомственный, межведомственный, вневедомственный; в зависимости от субъектов его применяющих на контроль общественный, судебный,  органов и должностных лиц административной власти.

     Надзор  может быть только общим и свойственным органам прокуратуры. Вывод о  том, к какому виду отнести деятельность судебных органов окончательно не сформулирован  ввиду подвижности статуса судебных учреждений и их полномочий. Однако по основным признакам характеризующим каждый способ обеспечения законности деятельность суда следует отнести к контрольной. 
 

 

      Список использованных источников 

  1. Конституция Российской Федерации: [от 12 дек. 1993 г.] // Рос. газета. – 1993. – 25 дек. – С. 3-6.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ: [30 дек. 2001 г.] // Рос. газета. – 2002. – 26 янв. – С. 3-8.
  3. Указ  Президента РФ от 14.08.1996 года № 1177  «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. -2000.  - № 97.
  4. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000.
  5. Административное законодательство:  Сб. нормат. актов  / Сост. Я. Ю. Хаманева и др. - М.: Юристъ, 2001.
  6. Административное право: Учебное пособие / Под ред. проф. ТумановаГ.А. -  М.: ПРИОР, 2003.
  7. Административное право Российской Федерации: Учебник /А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. -  М.: Юридическая литература, 2004.
  8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. -  М.: Норма-М, 2000 .
  9. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. -  М.: Юрист, 1993.
  10. Бахрах Д.Н. Административное право России. -  М.: Юрайт, 2000.
  11. Братусь Б.Н. Юридическая ответственность и законность. -  М., 1976.
  12. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. - М.: НОРМА—ИНФРА- М, 2000.
  13. Козлов Ю. М. Административное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000.
  14. Конин Н. М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций.- Саратов: СГАП, 2001.
  15. Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Юристъ, 1996.
  16. Ожегов С.И., Шведкова К.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Лира, 1994.
  17. Российский Б. В. Административное право. - М.: Право и закон, 2001.
  18. Старилов Ю. Н. Административное право: Практикум. - М.: Юристъ, 2000.
  19. Стуканов А. Законность в деятельности органов административной юрисдикции: Теория и практика прокурорского надзора// Законность.-1998.- №12.
  20. Тихомиров Ю. Законность в сфере государственного управления// Законность .- 1998.- №6
  21. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. - 1993. - № 4 .
  22. Зималаев Д.Г. Приостановление производства по делу под контролем суда// Журнал российского права. - 1999. - № 10.- С. 137. 
  23. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности// Государство и право. - 1999. - № 1. - С. 83.

Информация о работе Способы обеспечения законности в государственном управлении