Способы обеспечения законности в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее изучение способов обеспечения законности в государственном управлении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
- определение понятия государственного управления;
- определение понятия обеспечения законности в Российской Федерации;
- Классификация способов обеспечения законности в государственном управлении;
- Характеристика способов обеспечения законности в государственном управлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие государственного управления……………………………….5
2. Понятие обеспечения законности в государственном управлении..10
3. Классификация способов обеспечения законности в государственном управлении…………………………………………12
4. Характеристика способов обеспечения законности в государственном управлении…………………………………………16
4.1 Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении и его виды…………………………………………………………..16
4.2 Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении...……………………………………………………………………..23
4.3 Сравнительная характеристика контроля и надзора в области обеспечения законности………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

АП- Способы обеспечения законности в государственном управлении.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     2. Понятие обеспечения  законности в государственном  управлении 

     Обеспечивать  законность — это значит пресекать  малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.

     Режим законности — необходимый аспект правового государства. Без этого невозможен элементарный порядок в обществе. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом5.

     Деятельность  по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям:

     1) обеспечение строгого соблюдения  законности каждым звеном аппарата управления и каждым его работником в целях организации четкой его работы, поддержки государственной дисциплины;

     2) обеспечение охраны и защиты  прав и законных интересов  граждан в повседневной деятельности  аппарата управления.

     В целях обеспечения реального  осуществления законности в деятельности всех органов государства, служащих государственных органов и общественных организаций, граждан государство юридически закрепляет ее гарантии и возлагает на определенные государственные органы обязанности дозволенными правами и методами повседневно следить за тем, чтобы никто законность не нарушал.

     К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (юридические), организационно-правовые. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской Федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений.

     В то же время наличие этих объективных  факторов само по себе полностью не решает задачи обеспечения законности. Необходимы еще и специальные меры, заключающиеся в деятельности определенных органов и должностных лиц, имеющих целью охрану законности. Эти меры относятся к числу гарантий организационно-правовых, поскольку обеспечением законности заняты, как правило, специальные государственные органы, наделенные правовыми средствами воздействия (отмена незаконных актов, опротестование и т.д.).

     Иногда  деятельность органов управления влечет применение к гражданам некоторых  правовых ограничений или мер  административного принуждения.

     Таким образом, деятельности по обеспечению  законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются юридически-властными полномочиями.

     Подобного рода деятельность и понимается в  качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами. 

 

      3. Классификация  способов обеспечения  законности государственном  управлении  

     Используемые  уполномоченными  законом государственными органами  и гражданами для обеспечения  законности  формы, приёмы и методы  образуют  определённую систему  элементы которой обладают рядом общих признаков. В то же время таким методам и формам присуща своя специфика, обусловленная кругом решаемых задач, объёмом полномочий как органа так и отдельных должностных лиц. Конечной же целью всех действий (деятельности) по обеспечению законности является  приведение  возникающих  административных  отношений  в правовые (нормативные) рамки. Чаще всего в основу систематизации  способов обеспечения законности  положена зависимость  от субъекта  контролирующего воздействия.

     К способам обеспечения законности  Лунёвым А.Е. относились:

     1.Контрольно-надзорная  деятельность Советов народных  депутатов;

     2.Деятельность  органов прокурорского надзора;

     3.Судебный  контроль;

     4.Арбитражный  контроль;

     5.Партийный  контроль;

     6.Государственный  контроль;

     7.Внутриведомственный  контроль;

     8.Общественный  контроль6.

     Студеникина М.С. выделяет как способы обеспечения  законности:

     1)Контроль  представительных органов;

     2)Контроль  органов государственного управления;

     3)Контроль  суда;

     4)Контроль  прокуратуры. 

     Манохин В.М. относит к способам обеспечения законности:

     1.Контрольная  деятельность органов государственной  власти;

     2.Контрольная  деятельность исполнительно-распорядительных  органов;

     3.Прокурорский  надзор;

     4.Судебный  контроль.

     Шориной Е.В. выделяется:

     1)Государственный контроль;

     2)Контроль  общественных организаций, трудовых  коллективов;

     3)Контроль  гражданина непосредственно7.

     Кармолицкий А.А. в  монографии «Административно правовое регулирование надведомственных полномочий государственных инспекций»  приводя деление способов различных авторов выделяет общее для всех явление – государственный контроль. Далее он приводит классификацию государственного контроля на виды в зависимости от субъектов его осуществляющих, а также от объёма и характера полномочий этих субъектов выделяя:

  1. контроль осуществляемый органами государственной власти.
  2. контроль осуществляемый органами  управления общей компетенции
  3. контроль осуществляемый органами межотраслевой компетенции
  4. контроль осуществляемый органами отраслевой компетенции
  5. контроль осуществляемый финансовыми и представительными органами
  6. народный контроль
  7. административный надзор.

     На  современном этапе целесообразно, в первую очередь, подразделять способы  обеспечения законности  на контроль и надзор.  Контроль в свою очередь  подразделяется на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления  включает:

     - Контроль внутриведомственный 

     - Контроль внешний (вневедомственный)

     - Контроль межведомственный (взаимный  контроль ветвей власти)1

     Общественный  контроль заключается в:

     - Контроле граждан непосредственно  и через свои объединения

     - Деятельности средств массовой  информации

     - Выборах во все органы власти

     Надзор  в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на:

     1.Судебный  контроль (надзор)

     2.Надзор  органов прокуратуры

     3.Административный  надзор (контроль)

     Надзорно-контрольные  функции обеспечения законности можно рассматривать с учётом следующих общих признаков, и  через:

     1.Наличие  специальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления той или иной деятельности субъектами права;

     2.Наличие  системы специально уполномоченных  законом органов, осуществляющих  контроль за реализацией  специфических   правовых норм;

     3.Наличие  специальных методов деятельности  уполномоченных органов;

     4.Наличие   специфических  актов, издаваемых  уполномоченными органами различных  по характеру и юридической  силе.

     Обобщённо контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.  В системах  управления контроль  является важным видом обратной связи, посредством которого субъекты управляющего воздействия получают информацию о фактическом положении дел, течении  процессов деятельности и результатах управляющего воздействия. Соответственно от своевременности проведения контроля  зависит возможность изменить ход  деятельности  в случае  его отклонения от заранее заданных параметров, предотвратив нежелательные последствия либо уменьшив их. Посредством контроля субъекты его реализующие выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, а также действия должностных лиц предписаниям правовых норм.

 

     4. Характеристика способов  обеспечения законности  в государственном  управлении

     4.1 Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении и его виды 

     Сущность  и назначение контроля состоит в:

  • наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их текущем состоянии.
  • анализе  полученной информации, выявлении тенденций, закономерностей, их обуславливающих причин, разработке  прогнозов.
  • принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, ущерба, вредных последствий (в том числе и морально-идеологического характера), нецелесообразных действий и неоправданных расходов, пресечении продолжающейся противоправной деятельности.
  • анализе и учёте совершившихся  нарушений, определении причин и условий способствовавших их совершению
  • выявлении виновных должностных лиц и привлечении их к персональной ответственности либо самими контролирующими органами либо иными компетентными лицами (органами).

     Некоторые авторы определяют  надзор как  разновидность (часть) контроля, как, например Бахрах Д.Н. и Кармолицкий А.А., а некоторые  определяют  надзор как самостоятельное понятие (Козлов Ю.М. Попов Л.Л.)8.  Контроль и надзор имеют как ряд сходных черт, так и существенных отличий, делающих эти два понятия достаточно разнородными явлениями. Однако, в обыденном понимании значение слов «надзор» и «контроль» одинаково: это наблюдение или постоянное наблюдение с целью присмотра, проверки за кем (или чем)-нибудь , за соблюдением каких-нибудь правил.   

     Если  рассматривать эти два понятия:

     1. С точки зрения объёма обследуемой  деятельности управляемых объектов, то  в рамках  контроля деятельность проверяется шире, так как выявляется её соответствие  не только закону но и указаниям вышестоящих органов данным ранее, а кроме этого анализируется  практические результаты хозяйственной деятельности с точки зрения рациональности. В рамках надзора деятельность проверяется только на соответствие закону (нормативному акту).

      2. По полномочиям и силе последствий  в части принимаемых органами  контроля и надзора по результатам  проверки мер, то надзор  выделяется в отдельную процедуру деятельности по обеспечению законности. Органы надзора вправе применять меры  (административного) и даже уголовного принуждения. Органы прокуратуры вправе ограничиться мерами предупреждения нарушения, вправе привлечь виновных к уголовной ответственности, обращаться в судебные органы непосредственно для восстановления права, отменять незаконные акты органов предварительного расследования (дознания), опротестовывать постановления органов административного надзора. Кроме этого  прокуратура вправе осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, что само по себе является текущим руководством  деятельности   органа административной власти.  (То есть меры  органа надзора не ограничиваются  выявлением нарушения права  а продолжаются  активными  мероприятиями  направленными на восстановление  отношения в правовых рамках). 

     Так, используя сравнительный метод  исследования здесь и далее можно  определить, что  контроль как способ обеспечения законности характеризуется определёнными признаками:

     - между контролирующим органом  и подконтрольным объектом чаще  всего существуют отношения служебной  подчинённости (подведомственности);

Информация о работе Способы обеспечения законности в государственном управлении