Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
-раскрыть сущность понятия «законность»;
- охарактеризовать общие проблемы понятия и содержания законности;
- рассмотреть содержание и принципы законности в деятельности ОВД;
- раскрыть способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД;
-рассмотреть виды органов, осуществляющих надзор за деятельностью ОВД;
-рассмотреть способы обжалования неправомерных действий сотрудников.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы состояния законности в административной деятельности ОВД
1.1 Общие проблемы понятия и содержания законности
1.2 Содержание и принципы законности в деятельности ОВД
Глава 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1 Организация контроля за законностью в деятельности ОВД
2.2 Надзор за деятельностью ОВД
2.3 Обжалование неправомерных действий сотрудников ОВД

Работа состоит из  1 файл

Диплом по ОВД.docx

— 130.92 Кб (Скачать документ)

4. Не проводить проверку  по обращению, если оно признано  анонимным, некорректным по содержанию или изложению, а также многократным.

В резолюции по обращению  руководитель ОВД обязан в письменном виде определить исполнителя, сроки  и порядок его разрешения.

Исполнитель в ходе рассмотрения обращения:

1. Обеспечивает объективное,  всестороннее и своевременное  рассмотрение обращения.

2. Запрашивает необходимые  для рассмотрения обращения документы  и материалы в других государственных  органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.

3. Принимает меры, направленные  на восстановление или защиту  нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Обращение рассматривается  в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения  может быть продлен, но не более чем  на 30 дней. Допускается установление сокращенных сроков рассмотрения обращения.

После завершения проверки обращения в произвольной форме  составляется мотивированное заключение, которое содержит объективный анализ собранных материалов, а также выводы по итогам проверки. Если для подготовки ответа по обращению не требуется проведение проверки, мотивированное заключение не составляется. Ответ гражданину дается в письменной форме на официальном бланке за подписью руководителя ОВД.

Другим направлением работы с населением является личный прием граждан должностными лицами органов внутренних дел, который ведется во всех ОВД, учебных заведениях, организациях и предприятиях МВД России, а также по месту жительства граждан. Прием осуществляется во все рабочие дни и в один из выходных дней недели, не менее 2-х раз в вечернее время (после 18 часов).46

Во всех органах внутренних дел должны обеспечиваться необходимые  условия для осуществления приема граждан: подготовлено для этого  помещение (если есть такая возможность), вывешен в  здании органа график с указанием -  какое должностное лицо, в какой день и часы ведет прием, предоставлена возможность свободного прохода граждан к данному должностному лицу.

Прием граждан осуществляется в порядке очередности. Однако, лица имеющие льготы и преимущества, депутаты всех уровней, а также беременные женщины и посетители с малолетними детьми  принимаются вне очереди. Лица, находящиеся в состоянии опьянения, на прием не допускаются. Прием таких лиц разрешается лишь в случаях сообщения ими сведений о готовящихся или совершенных преступлениях либо о других событиях, требующих приятия немедленных мер.

При приеме граждан должностное  лицо должно представиться, пригласить посетителя сесть и внимательно выслушать его обращение, после чего внести запись в карточку личного приема гражданина, спросив предварительно у гражданина имеется ли у него документ, удостоверяющий его личность.

Если имеется возможность  разрешить обращение немедленно (например, пригласить сотрудника, на действие (бездействие) которого жалуется гражданин и тот принесет извинение, в связи с чем будет исчерпана жалоба), то это следует сделать.

Если гражданин принес письменное обращение или написал  его в ходе беседы с ним, ему  разъясняется порядок регистрации  обращения и его разрешения в установленные сроки.

Итак, для обеспечения  законности в административной деятельности органов внутренних дел (полиции) используются различные способы. Важнейшим из них является внутриведомственный контроль, который проводится как вышестоящими органами внутренних дел и их линейными службами, так и начальниками горрайорганов внутренних дел и их заместителями. Важной формой связи органов внутренних дел с населением является также прием от граждан обращений и их личный прием. Виды и способы контроля могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать достижение единой цели - недопущению случаев нарушений законности сотрудниками органов внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

Проведенное исследование позволило  сформулировать следующие выводы и  предложения:

  1. Законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии.  Законность  - это основная категория науки и практики. В широком смысле, законность- это соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов. Законность формирует общий принцип отношения общества к праву в целом. Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно: гражданами, должностными лицами, государственными общественными организациями. Под законностью в деятельности органов внутренних дел нами понимается  -  соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.
  2. Законность — важнейший принцип деятельности органов внутренних дел. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов внутренних дел,  так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов. Принципы законности - наиболее существенные, глубинные черты законности как явления, которые относятся ко всем видам деятельности всех субъектов и выражают ее содержание. Выделяют четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности. Все принципы относятся ко всем видам правовой деятельности - правотворческой и правореализующей и понимаются максимально широко. Соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел особенно важно, т.к. на них возложена обязанность бороться с правонарушениями. Деятельность органов внутренних дел тесно связана с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Полиция наделена широкими полномочиями по применению мер принуждения к правонарушителям. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений.
  3. Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществляемый контрольно- методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел. В органах внутренних дел создана служба собственной безопасности, осуществляющая выявление среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления. Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и органам местного самоуправления. Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ. Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения - заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел, ограничивающие права граждан.
  4. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной, уголовно- процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания, помещения в приемник -распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.
  5. Институт обжалования незаконных действий сотрудников милиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. Одновременно это и эффективное средство укрепления законности в деятельности милиции, борьбы с бюрократизмом, волокитой, должностными злоупотреблениями в милиции. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Жалоба представляет собой письменное обращение гражданина в государственные органы, к соответствующим должностным лицам по поводу нарушения его прав, свобод и законных интересов. Предметом обжалования могут быть любые действия (решения) или бездействие сотрудников милиции, в результате которых: а) нарушены субъективные права и свободы гражданина; б) созданы препятствия для осуществления гражданином прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; г) гражданин незаконно привлечен к ответственности. В жалобе должны быть изложены требования гражданина, суть его претензий, приведены аргументы, приложены при необходимости соответствующие документы. Кроме того, жалоба должна содержать информацию о ее авторе, месте жительства (пребывания), работы или учебы. Жалоба, не содержащая этих сведений, признается анонимной и рассмотрению не подлежит. Помимо гражданина жалоба может быть подана по его поручению надлежащим образом уполномоченным представителем. Закон устанавливает три возможных способа обжалования незаконных действий (бездействия) сотрудника милиции: вышестоящему органу или должностному лицу милиции (инстанционный или административный способ), в органы прокуратуры (прокурорский способ) и в суд (судебный способ). Эти способы обжалования альтернативны. Право решать, какой из них использовать в той или иной конфликтной ситуации, предоставлено гражданину.

 

 

Список используемых международных документов,  законодательства Российской Федерации и зарубежных стран и специальной литературы, материалов практики

 

  1. Международные документы, законодательство Российской Федерации и зарубежных стран:
  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант»
  1. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  2. ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. //СПС «Гарант»
  3. Федеральный закон « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. // СПС «Консультант Плюс»
  4. Федерального закона РФ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» //Собрание Законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  5. ГПК РФ  от 14 ноября 2002г. // СПС «Гарант»
  6. КоАП РФ от 30 декабря 2001г. // СПС «Гарант»
  7. УК РФ от 13 июня 1996г. // СПС «Гарант»
  8. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 20. Ст. 2112.
  9. О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: Приказ МВД России от 2 августа 1996 г. № 426.
  10. Вопросы Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 23 ноября 2004 г. № 765 дсп.
  11. Инструкция по организации особого контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  12. Инструкция по организации зонального контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3.02.2012 г.
  13. Инструкции по организации ведомственного контроля за деятельностью главных управлений, департаментов, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации, центров специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
  14. Инструкция по организации и проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
  15. Устав Санкт-Петербурга (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 26 января 1998. № 2. С. 3
  16. "О результатах работы по укреплению законности и служебной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел МВД России за первое полугодие 2007 года": Обзор МВД РФ. – 2007. 13 авг. – С.2.
  17. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. 15 июня. № 126; 21 июня. № 131; 29 июня. № 138.
  18. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. – № 45. – Ст. 4586.

 

 

  1. Общая и специальная литература
  1. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования). — СПб, 1998. – 46 с.
  1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 246 с.
  2. Анохин Ю.В. “ Об общих основах механизма государственно- правового обеспечения прав и свобод личности”, Ползуновский вестник №1  2005.  
  3. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992. – 320 с.
  4. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор. – М., 2005. – С. 82.
  5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы.  8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. — 440 с.
  6. Зубач А.В., Кокорев А.Н. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: Учебное пособие. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: МосУ МВД России, Изд-во «Щит-М», 2006 – 504 с.
  7. Кваша Л.Ф. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции", М., 2003. – 256 с.
  8. Проблемы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел.  // Под общей ред. Кикоть В.Я.- М., 2001 – 211 с.
  9. Кикоть В.Я. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебное пособие для ВУЗов, М., 2009. – 304 с.
  10. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Проспект, 2009. - 364
  11. Краснов В.И. Принцип законности в применении административной ответственности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Воронеж, 2003.
  12. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками милиции общественной безопасности. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Черепашкин А.С. - Омск, 2004.
  13. Кузнецов Э.В. Законность, правомерность и правопорядок (анализ понятий) // Правовое государство и органы внутренних дел: Сб. науч. трудов. – СПб, 1995.
  14. Кузнецов Э.В.  О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.
  15. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. №1
  16. Минх Г.В. Справедливость и законность в правоприменении // Актуальные проблемы правоведения в современный период. – Томск, 1993.
  17. Мехович, А. М., Мордовец, А. С., Силантьева, А. В., Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. 2006. – № 3.
  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Право. Учебник для ВУЗов. Юристъ, 2008, 512с
  19. Овчинников Н.А. Административный контроль как способ обеспечения законности в служебной деятельности органов внутренних дел// Журнал российского права. 2010. №5
  20. Олейник О.В. Принцип законности и гарантии его реализации в уголовном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Рязань, 2003.
  21. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // РГ. – 2005. – 26 апр.
  22. Пурахина Е.Г. Правовое законодательство - основа законности: дис... канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2003.
  23. Чувилев А.А., Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.-176 с.
  24. Шамаров В.М., Лойт Х.Х., Никифоров А.В. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению. – М., 1997. – 51 с.

 

  1. Материалы интернет – ресурсов
  1. Газета "Особый менталитет" (Милиция. Законность. Правопорядок): Прием по личным вопросам. Порядок обжалования неправомерных действий сотрудников ОВД. http://mvd.tatarstan.ru
  1. По материалам сайта Россия общество  http://www.rulife.ru
  2. По материалам сайта http://78.mvd.ru
  3. По материалам сайта http://sutyajnik.ru

 

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант»

2 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // РГ. – 2005. – 26 апр.

3 См.: "О результатах работы по укреплению законности и служебной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел МВД России за первое полугодие 2007 года": Обзор МВД РФ. – 2007. 13 авг. – С.2.

4 По материалам сайта Россия общество  http://www.rulife.ru

5 Ю.В. Анохин “ Об общих основах механизма государственно- правового обеспечения прав и свобод личности”, Ползуновский вестник №1  2005.  

Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования). — СПб., 1998.

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых  сотрудниками милиции общественной безопасности. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Черепашкин А.С. - Омск, 2004.

6 ФЗ «О полиции» 7 февраля 2011 г. //СПС «Гарант»

7 О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. Ст. 6, 49-53.

8 Федеральный закон « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. // СПС «Консультант Плюс»

 

9 См., например:Краснов В.И. Принцип законности в применении административной ответственности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Воронеж, 2003; Олейник О.В. Принцип законности и гарантии его реализации в уголовном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Рязань, 2003; Пурахина Е.Г. Правовое законодательство-основа законности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2003 и др.

10 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009

11 См.: Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992. – С. 5.

12 См.: Минх Г.В. Справедливость и законность в правоприменении // Актуальные проблемы правоведения в современный период. – Томск, 1993. – С. 11.

13 См.: Кузнецов Э.В. Законность, правомерность и правопорядок (анализ понятий) // Правовое государство и органы внутренних дел: Сб. науч. трудов. – СПб., 1995. – С. 16.

Информация о работе Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД