Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
-раскрыть сущность понятия «законность»;
- охарактеризовать общие проблемы понятия и содержания законности;
- рассмотреть содержание и принципы законности в деятельности ОВД;
- раскрыть способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД;
-рассмотреть виды органов, осуществляющих надзор за деятельностью ОВД;
-рассмотреть способы обжалования неправомерных действий сотрудников.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы состояния законности в административной деятельности ОВД
1.1 Общие проблемы понятия и содержания законности
1.2 Содержание и принципы законности в деятельности ОВД
Глава 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1 Организация контроля за законностью в деятельности ОВД
2.2 Надзор за деятельностью ОВД
2.3 Обжалование неправомерных действий сотрудников ОВД

Работа состоит из  1 файл

Диплом по ОВД.docx

— 130.92 Кб (Скачать документ)

В 2006 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Данным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Мы считаем, что принятие данного нормативно-правового акта улучшит ситуации граждан в защите от неправомерных действий и соблюдения законности органами внутренних дел.

Рассмотрим, каким образом, осуществляется обжалование действий сотрудников полиции в органы прокуратуры.

Жалоба  представляет собой письменное обращение  гражданина в государственные органы, к соответствующим должностным  лицам по поводу нарушения его  прав, свобод и законных интересов.

Предметом обжалования могут быть любые  действия (решения) или бездействие сотрудников полиции, в результате которых: а) нарушены субъективные права и свободы гражданина; б) созданы препятствия для осуществления гражданином прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; г) гражданин незаконно привлечен к ответственности.

В жалобе должны быть изложены требования гражданина, суть его претензий, приведены аргументы, приложены при необходимости  соответствующие документы. Кроме  того, жалоба должна содержать информацию о ее авторе, месте жительства (пребывания), работы или учебы. Жалоба, не содержащая этих сведений, признается анонимной  и рассмотрению не подлежит.

Помимо  гражданина жалоба может быть подана по его поручению надлежащим образом  уполномоченным представителем.

Общие правила рассмотрения жалоб в  органах прокуратуры установлены  ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации", рядом нормативных  правовых актов Генерального прокурора  Российской Федерации.

В органах  прокуратуры принимаются к разрешению жалобы, содержащие сведения о нарушениях сотрудниками полиции законов, в соответствии с компетенцией прокуратуры.

Жалобы, не подлежащие разрешению в органах  прокуратуры, направляются по принадлежности с извещением об этом заявителя.

Жалобы  рассматриваются безотлагательно  и разрешаются в установленные  сроки, в частности, если они содержат признаки преступления – в срок до трех (в необходимых случаях до десяти) дней. В городских, районных прокуратурах и приравненных к ним прокуратурах принимать решения об отклонении жалоб и давать ответы заявителям могут прокурор или его заместитель, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах – начальники управлений и отделов, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации – начальники отделов, начальники управлений39.

При отказе в удовлетворении жалобы заявителям разъясняются право и порядок  обжалования решения прокурора, в том числе и в суд.

Последовательность  и сроки выполнения прокурором действий по жалобам, рассматриваемым в сфере  уголовно-процессуальных отношений, регламентируются уголовно-процессуальным законом.

Федеральным законом определяются некоторые  особенности получения и разрешения отдельных категорий жалоб. Так, в соответствии с Федеральным  законом "О содержании под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений" жалобы подозреваемых  и обвиняемых, адресованные прокурору, цензуре не подлежат и не позднее  следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня  направляются адресату в запечатанном пакете.

Таким образом, можно сделать вывод, что  надзор за деятельностью ОВД заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства. Деятельность прокуратуры вносит важный вклад в обеспечение законности в деятельности органов полиции, гарантируя реальную защиту прав личности, компенсируя недостатки ведомственного контроля в сфере соблюдения полицией прав и свобод человека и гражданина. Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только пожеланием. Поэтому исполнение закона является непременным условием соблюдения законов.

 

2.3 Обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел

Обжалование неправомерных  действий сотрудников полиции как неотъемлемое право граждан закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46), в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и других правовых актах. Так, в соответствии со статьей 53 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. «О полиции» «действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного или муниципального органа, общественного объединения, религиозной или иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации или в суд».

Пример обжалования неправомерных  действий сотрудника ОВД в суде:

Судебное дело "Заявление Бугровой Л.С. о признании незаконными действий должностных лиц, повлекших смерть административно задержанного. В обоснование заявления Бугрова Л.С,  указала, что в периоде 22.10 часов 07.10.2009 года до 16.00 часов следующего дня ее супругу Бугрову М.Ю., будучи задержанному в порядке административного судопроизводстве и находясь  в КАЗе  Октябрьского  РУВД  г.Екатеринбурга по  адресу: Г.Екатеринбург  ул.  Народной Воли, 81, были причинены тяжкие телесные повреждения,  от  которых он скончался 08.10.2009 года. Полагает, что бездействия сотрудников милиции привели к тяжкому причинению вреда его здоровью и повлекли к его смерти. Представитель  заявителя  Капустин В.Я. в судебном заседании настаивал на требованиях заявления.  Указал,  что  милицией,  ответственной за здоровье и жизнь задержанных ею лиц, не только не  предотвратила  фактическое убийство Бугрова М.Ю. в стенах милиции, но и скорая помощь была вызвана   спустя   16  часов после причинения  ему тяжких  телесных повреждений сокамерником Шевелевым.  Согласно  заключения  эксперта от 15.10 -- 25.11.2009 года смерть  Бугрова  М.Ю,  наступила  от закрытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся   развитием   отёка,   набуханием   головного  мозга,  с вклинением  стволового отдела и аспирацией кровью дыхательных путей. В заключение  эксперта  нет  ответа о возможности излечения Бугрова М.Ю.  при  своевременном  вызове  милицией  скорой помощи и, соответственно, своевременном  оказании ему медицинской помощи, поскольку такой вопрос эксперту  не  ставился.  При  наличии указанных повреждении, множества кровоподтеков,   милиция  обязана  была  вызвать  медицинскую  помощь. Убийство  произошло  в  стенах  милиции, когда Бугров М.Ю. находился в руках  милиции,  когда  последний  отвечал  за  всё, что происходило в здание   правоохранительного   органа.  Своим  бездействием  работники Октябрьского  РУВД  нарушены  конституционные  права  Бугровой Л.С. на семейную  жизнь,  она является <<косвенной жертвой>>, которая испытала нарушение своих прав. Суд решил:

       Заявление   Бугровой   Лады   Станиславовны  о  признании  бездействий Управления   внутренних  дел  по  муниципальному  образованию  <<город

Екатеринбург>>,  Государственного учреждения Управления внутренних дел Свердловской   области,  сотрудников  органов  внутренних  дел  Дудина Дмитрия Владимировича, Караяна Генрика Мкртичовича, Кузибоева Лучинбоя Холдоровича,   Склямина   Алексея   Анатольевича,   Терещенко  Евгения Ивановича, Фазылова Дамира Шарифьяновича - удовлетворить.

     Признать  незаконным  бездействие сотрудников органов внутренних дел (Октябрьского  РУВД  г. Екатеринбурга), не предотвративших в помещении правоохранительного   органа   причинение   тяжкого   вреда  здоровью, повлекшего смерть Бугрова Михаила Юрьевича.40

 

Однако, сотрудник полиции  не несет ответственности за причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании и пресечении возможности совершения им новых  преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер41.

Следует отметить, что производство по делам о жалобах на неправомерные действия сотрудников полиции ведется в органах внутренних дел в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. № 75042.

Теперь перейдем к характеристике фактора характеризующего  деятельность органов внутренних дел, влияющего на  обеспечение безопасности личности, уважение прав и свобод человека и гражданина – поддержанию надлежащей дисциплины среди сотрудников. Законность и дисциплина в деятельности органов внутренних дел, как органов исполнительной власти, взаимно обусловлены и нарушение одного из этих факторов, как правило, связано с нарушением другого.

Порядок наложения мер  дисциплинарного воздействия предусмотрен  Положением о службе в органах  внутренних дел Российской Федерации. В частности, задержка в присвоении очередных специальных званий сотрудникам возможна, если в отношении их возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины (ст. 32 Положения о службе).

Вместе с тем, в последние  годы возникла реальная опасность проникновения преступных групп в органы внутренних дел. Отмечаются факты утечки секретной и служебной информации. Выявлены случаи непосредственного воздействия на сотрудников полиции с целью вовлечения их в деятельность криминальных структур.

В целях обеспечения собственной  безопасности органов внутренних дел  от проникновения лиц, преследующих противоправные цели, а также предупреждения, выявления и пресечения преступлений и коррупционных связей со стороны  сотрудников органов внутренних дел образованы: Департамент собственной безопасности МВД России (ДСБ МВД России)43, Управления (отделы) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ.

Отметим, что коррупция  остается одной из самых острых проблем  современной России и таит в себе угрозу поистине общенационального масштаба. Именно о коррупции и ее недопустимо высоком уровне в последнее время все чаще говорится на самом высоком уровне представителями исполнительной и законодательной власти, а также общественных организаций. 

Коррупция – это четко  отлаженная система перераспределения  теневых доходов организованной преступности для подкупа должностных  лиц органов власти. Формы достаточно разнообразны – от прямой выплаты денежных средств, открытия личных счетов в иностранных банках до оплаты поездок за границу и учебы детей в престижных вузах.

К сожалению, правоохранительные органы, призванные защищать общество от коррупции, сами оказались подвержены этому негативному явлению. По данным ДСБ МВД России, лидируют по нарушению закона участковые уполномоченные полиции. Каждый год более 9 тыс. из них привлекают к ответственности. На втором месте следователи: 3,6 тысячи человек в год. А вот в ГИБДД и в уголовном розыске привлекаются всего по 3 тысячи. Кроме полиции в зону ответственности ДСБ МВД России входит и Федеральная миграционная служба России. Всего, например,  в 2008 г. Департаментом собственной безопасности МВД в Федеральной миграционной службе выявлено 834 нарушения закона44.

Вследствие этого, руководство  МВД России было вынуждено разработать и предложить антикоррупционные меры,  изложив их в Плане МВД по противодействию коррупции на 2008-2010 годы.

Начальники органов внутренних дел и их заместители  осуществляют рассмотрение обращений граждан  по разным вопросам, в том числе  и по вопросам неправомерных действий сотрудников полиции. Следует отметить, что работа с обращениями граждан, их рассмотрение и разрешение образуют отдельный вид делопроизводства, который осуществляется на основании приказа МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»45.

Под обращением гражданина понимается направленные в подразделение системы МВД России письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.

Все поступающие письменные обращения граждан обязательно  регистрируются и учитываются подразделением делопроизводства в течение трех дней с момента их поступления. Письменные обращения, представленные непосредственно автором принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения.

Письменные обращения, не содержащие сообщения о происшествии, докладываются руководителю ОВД  и в этот же день передаются в  подразделение делопроизводства, регистрируются, учитываются, рассматриваются в соответствии с порядком, установленным Инструкцией. В учетной форме дежурной части ОВД оперативным дежурным делается отметка о регистрационном номере и дате регистрации обращения в подразделении делопроизводства.

Обращения, содержащие сообщения  о происшествии, поступившие посредством почтовой связи, регистрируются, в течение суток докладываются руководителю ОВД и после рассмотрения направляются в дежурную часть для регистрации. В учетные формы подразделения делопроизводства вносятся только сведения о номере и дате их регистрации в дежурной части.

При регистрации обращения  на лицевой стороне первого листа  указывается дата поступления и регистрационный номер подразделения системы МВД России.

Учет обращений осуществляется при помощи карточек учета письменных обращений или журнала учета письменных обращений граждан, либо автоматизированной информационной системы.

Аналогичное обращение по одному и тому же вопросу при условии, что срок рассмотрения первого обращения  еще не истек, регистрируется и приобщается  к материалам первого обращения.

Анонимные обращения регистрируются и учитываются в отдельной  группе карточек учета письменных обращений  или в отдельном разделе журнала учета письменных обращений, а при использовании автоматизированной информационной системы - под индексом "ан" (например, ан-45), рассматриваются руководителем ОВД и списываются в накопительное дело с материалами по обращениям граждан. Ответ по анонимным обращениям не дается.

Зарегистрированные и  учтенные обращения для принятия решения докладываются подразделением делопроизводства руководителю ОВД.

По обращению в 7-дневный  срок принимается одно из следующих  решений:

1. Принять к рассмотрению.

2. Направить по подведомственности  или территориальности, о чем  уведомляется автор обращения.

3. Приобщить аналогичное  обращение к материалам проверки  по первому обращению.

Информация о работе Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД