Состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:54, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Основная задача: Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон.
Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопроса, состава административного правонарушения является весьма значительным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие состава административного правонарушения…………………4
Объект административного правонарушения……………………………5
Объективная сторона административного правонарушения………….6
Субъект административного правонарушения…………………………..8
Субъективная сторона административного правонарушения…………11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

административное право контр.раб..docx

— 30.89 Кб (Скачать документ)
     Нижегородский государственный университет 

     им. Н.И. Лобачевского 

     Юридический факультет 
 
 

     Контрольная работа по Административному праву РФ на тему: 
 
 
 

     Состав  административного  правонарушения 
 
 
 

                                                Работу выполнил:

                                                студент группы 11-18

                                                С. В. Кузьмичев 
 
 

     Нижний  Новгород

     2010 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие состава административного правонарушения…………………4
  2. Объект административного правонарушения……………………………5
  3. Объективная сторона административного правонарушения………….6
  4. Субъект административного правонарушения…………………………..8
  5. Субъективная сторона административного правонарушения…………11

Заключение………………………………………………………………………13

Список  литературы……………………………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение  правовых норм, охраняемых административными  санкциями, административное нарушение (административный деликт).

     Каждое  административное правонарушение характеризуется  совокупностью определенных признаков, необходимых для точного признания, того или иного деяния, административным правонарушением или не признание, а так же для отграничения от других  видов преступлений.

     Цель  данной работы - рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.

     Основная  задача: Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопроса, состава административного правонарушения является весьма значительным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие состава административного правонарушения

     Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения его  от смежных (частично совпадающих) с  ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов  их состава.

     В законодательстве отсутствует понятие  состава административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь административную ответственность.1 Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

     Соответственно, отсутствие хотя бы одного из перечисленных  признаков свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, т.е. согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.2  
 
 
 
 
 
 
 

2. Объект административного правонарушения

     Объект  административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической  защите общественно-правовые отношения.3 Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Объективная сторона административного правонарушения

     Объективная сторона административного проступка  сводится к содержанию нормы права - к «описанию методами законодательной  техники противоправного действия либо бездействия физического или  юридического лица»4 следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям, государству.

     Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещённом административным правом. При этом действие или бездействие  может посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные  многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие  объективной стороны административного  правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны  может включать характер действия или  бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

     Законодательство  об административных правонарушениях  в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной  стороны административного правонарушения.

     Неоднократность однородного действия или бездействия  служит непременным условием для  признания его объективной стороной административного правонарушения. В ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения признаётся обстоятельством, отягчающим административную ответственность. В этой же статье указаны и другие обстоятельства, отягчающие административную ответственность (вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения группой лиц, совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах и пр.), которые могут рассматриваться как объективная сторона административного правонарушения.. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

     Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение  года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность  необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как  единое целое, а не несколько правонарушений.5 Длящимся является действие или бездействие, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

     Длящееся  административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым  понимается совершение одним и тем  же лицом нескольких тождественных  правонарушений, за каждое из которых  он подлежит административной ответственности.

     В отличие от действия бездействие  физического лица представляет собой  лишённую волевых признаков акцию. Правонарушитель не проявляет должной  реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания  либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие  правонарушителя не может быть связано  с аффектацией, поскольку не обусловлена  проявлением волевых свойств.6 
 
 

4. Субъект административного правонарушения

     Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинён вред потерпевшему или общегосударственным  интересам.

     Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие весьма разнообразные категории  лиц, признаваемые субъектами административного  правонарушения с учётом особенностей их правового положения, выполняемых  профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

     Для одних категорий лиц эти факторы  обусловливают дополнительные основания  для административной ответственности, для других - ограничением применения её мер.

     К числу первой группы относятся должностные  лица, водители транспортных средств  и др. Так, должностные лица подлежат административной ответственности  в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные  действия или бездействия, но и подчинённых  работников, нарушающих соответствующие  правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.7 Кодекс РФ об административных правонарушениях второй группе относятся лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определённых органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях - административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде применения административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа КоАП РФ. Ст. 2.5..

     КоАП  в общей форме определяет, что  административной ответственности  подлежат вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста КоАП РФ. Ст. 2.3, 2.8. .

     В Общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях нет упоминания если гражданах как субъектах  административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.

     Отсутствует и понятие субъекта административного  правонарушения. Из закона вытекает необходимость  различий между субъектами административной ответственности и административного  правонарушения. Не всегда субъект  административного правонарушения подлежит административной ответственности.8 Например, военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

     По  КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

     В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными  статьями нормы применяются только к физическому лицу, или только к юридическому лицу, за исключением  случаев, если по смыслу данные нормы относятся или могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

     Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

     Иностранные граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица подлежат административной ответственности  на общих основаниях за совершённые  административные правонарушения: а) на территории РФ, б) континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8-20, частью 2 ст. XIX.4 КоАП РФ.

     Таким образом, при определении субъекта административного правонарушения необходимо учитывать наличие специальных  признаков, которые могут существенно  повлиять на квалификацию проступка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Состав административного правонарушения