Понятие и юридический состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав - явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Административное право.docx

— 30.08 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Юридический факультет  им. М.М. Сперанского

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Административное право Российской Федерации»

 

на тему «Понятие и юридический состав административного правонарушения»

 

 

 

 

 

 

 

Десяткин Василий Романович

студент заочного отделения 4 курса группа З-10-58

специальность «Юриспруденция»

 

Оценка

 

«___________________________»

 

«______» _______________2013 г.

 

 

 

 

Москва

2013 

Понятие и юридический  состав административного правонарушения

 

Признаки административного  правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный  юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности  правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав - явления  не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности. 

Установление признаков  административного правонарушения не ведет автоматически к наличию  юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего  возраста, может характеризоваться  всеми признаками административного  правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо  в нем отсутствует юридический  состав правонарушения, поскольку субъектом  административного проступка может  быть только лицо, достигшее 16 лет.

В теории административного  права под составом административного  правонарушения понимается единство установленных  Кодексом об административных правонарушениях  Российской Федерации объективных  и субъективных признаков, характеризующих  конкретное общественно опасное  деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т. е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время и обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам  состава относятся признаки, характеризующие  субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности  административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое  лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного  правонарушения.

Таким образом, состав административного  правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области  исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Каждый конкретный проступок  имеет видовой, т. е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство  граждан - при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства.

Объективная сторона состава  характеризует проступок как  антиобщественный акт внешнего поведения  нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Анализируя объективную  сторону состава административного  правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражаться: в оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет и т.д. и т. п.

Нередки случаи, когда объективная  сторона конкретных составов административных правонарушений формулируется с  помощью бланкетных диспозиций (норм). В частности, КоАП предусматривает  ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности, а сами правила при этом содержатся как  в подзаконных нормативных актах, например в строительных правилах, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти.

Содержание объективной  стороны характеризуют такие  квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность  противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение  года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

Неоднократностью административного  проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП.

Злостным, систематическим, продолжающимся административным правонарушением  является совершение ряда возобновляемых во времени, тождественных действий или бездействия, составляющих в  совокупности единое правонарушение. Каждый из названных признаков раскрывает специфические оттенки объективной  стороны конкретного административного  правонарушения и оказывает решающее влияние на квалификацию деяния и  выбор правоприменителем вида и размера административного наказания, назначаемого правонарушителю.

Признак злостности характеризует  упорство, четко выраженное нежелание  правонарушения подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого  компетентного лица. Это, например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего  в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы  РФ. Данное обстоятельство в КоАП отнесено к отягчающим административную ответственность.

Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение  года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качестве примера можно назвать систематическое  нарушение водителями Правил дорожного  движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию в пределах, установленных статьей КоАП.

Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Например, КоАП предусматривает ответственность  за нарушение порядка объявления выходных данных тех или иных изданий. Здесь имеется ввиду выпуск (изготовление), а равно распространение продукции средств массовой информации без указания установленных выходных данных, с неполными или заведомо ложными выходными данными. Неоднократное совершение таких правонарушений и следует рассматривать как продолжаемое.

Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия. Например, это хранение  и ношение охотничьего  огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел  или с разрешением, срок действия которого истек; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне без разрешения органов и войск Федеральной  пограничной службы РФ.

Есть особенности в  способах совершения административного  правонарушения гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. Граждане, в том числе рядовые работники  предприятий, учреждений и организаций, отвечают только за нарушения установленных  правил своими собственными действиями. Должностные лица, т. е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, кроме  того, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные  с несоблюдением другими людьми установленных правил, если обеспечение  их выполнения входит в служебные  обязанности этих должностных лиц. Например, за допуск к управлению транспортными  средствами водителей, находящихся  в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством, должностные лица автохозяйства, ответственные за техническое состояние  и эксплуатацию транспортных средств, подвергаются административному штрафу. Следовательно, применительно к  должностным лицам содержание объективной  стороны совершенных административных правонарушений выражается в необеспечении  выполнения иными лицами тех или  иных правил.

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность  юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Анализ объективной стороны  административного правонарушения предполагает выявление причинной  связи между конкретным противоправным деянием и наступившими в результате него последствиями. Установить необходимую  причинную связь (причинно-следственную зависимость) между противоправным действием (или бездействием) и наступившим  результатом - значит проанализировать, каковы физические и общественные свойства наступившего результата; выявить все  обстоятельства данного дела, условия, повлекшие наступление результата; оценить роль каждого из выясненных обстоятельств, приведших в совокупности к тому или иному результату.

Как правило, при совершении административного правонарушения действия, последствия и причина  являются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить  характер правонарушения и применить  к правонарушителю необходимые  меры административного принуждения.

Субъектами административного  правонарушения являются физические и  юридические лица.

Общим субъектом административного  правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане Российской Федерации.

Специальным субъектом административного  проступка выступают должностные  лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

Особым субъектом административного  правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов  внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой  службы и таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам.

Существенными особенностями  в качестве субъектов административных правонарушений характеризуются должностные  лица. Они несут административную ответственность не только за собственные  действия (бездействие), связанные с  неисполнением либо ненадлежащим исполнением  ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие  правила.

Субъективная сторона  административного правонарушения представляет собой вину и может  выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина - это психическое отношение  правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному  действию или бездействию и наступившему результату.

Действуя с умыслом, правонарушитель  сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит  возможность или неизбежность наступления  вредных последствий противоправного  результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит  и сознательно его допускает  либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Так, должностное лицо, совершая грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно, с прямым умыслом, совершает административное правонарушение. В другом случае, водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.

Информация о работе Понятие и юридический состав административного правонарушения