Шпаргалка по предмету "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка

Описание

РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

конституционное право ответы.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

   В соответствии со ст. 87 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

   Согласно  ст. 88 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может  быть досрочно освобожден от должности  при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь.

   Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением  государственной измены или иного тяжкого преступления. В данном случае решение о выдвижении обвинения и его расследовании считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

   В случае смещения Президента в связи  с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается  Верховным Судом Республики Беларусь.

   Ст. 89 Конституции закрепляет положение, что в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

   В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь во исполнение своих полномочий наделен правом издавать следующие правовые акты: декреты, указы и распоряжения.

   Декрет  Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

   Декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после  их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

   Указ  Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

   Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному  официальному опубликованию, если иное не установлено актами Президента или Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

   Указы Президента вступают в силу со дня  включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

   Распоряжение  Президента Республики Беларусь - правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение, не является нормативным, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

   Согласно  ч. 2 ст. 85 Конституции Президент Республики Беларусь непосредственно или через  создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. 
 

   43. Определите круг полномочий Президента Республики Беларусь 

   Функции Президента Республики Беларусь четко  определены Конституцией и Законом  «О Президенте Республики Беларусь».

   Президент Республики Беларусь является Главой государства, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между этими органами. Вся деятельность Президента направлена на развитие Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства. При реализации этой деятельности Президент Республики Беларусь должен соблюдать следующие основополагающие принципы: равенство социальных, национальных и других общностей перед законом; соблюдение прав и свобод человека и гражданина. При этом Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за выполнение своих высоких обязанностей, надлежащую реализацию своих функций, правильность и полноту их реализации.

   Для реализации своих функций Президент  наделен соответствующими правами  и обязанностями, т.е. полномочиями, круг которых определен Конституцией и законами.

   Президент имеет право роспуска палат Национального  собрания Республики Беларусь. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии Правительству Республики Беларусь, выражении вотума недоверия Правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, а также в случае систематического или грубого нарушения Конституции. Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

   Президент имеет право законодательной  инициативы, дает согласие или поручает Совету Министров внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также имеет право объявлять законопроект срочным.

   Отношения Президента Республики Беларусь с судебной властью строятся так же, как и с законодательной, т.е. они взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей государства, но в то же время сдерживают и уравновешивают друг друга. 
 

   44. Дайте понятие Национального собрания Республики Беларусь, определите структуру и срок полномочий. Опишите внутреннюю организацию и порядок деятельности палат Национального собрания Республики Беларусь 

   Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание) является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

   Палата  представителей формируется по мажоритарной избирательной системе абсолютного (во втором туре относительного) большинства голосов на основе всеобщего свободного равного прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов (ч. 1 ст. 91 Конституции Республики Беларусь).

   Совет Республики является палатой территориального представительства и формируется на основе косвенных выборов.

   В частности, от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а еще 8 членов назначается Президентом Республики Беларусь (ч. 2 ст. 91 Конституции Республики Беларусь).

   Депутатом Палаты представителей может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший 21 года, а членом Совета Республики -достигший 30 лет. Причем член Совета Республики должен прожить на территории соответствующей области (г. Минска) не менее пяти лет. Депутат Палаты представителей осуществляет свою деятельность на постоянной (профессиональной) основе, если иное не предусмотрено Конституцией.

   Для того чтобы Парламент мог успешно  реализовать свои социальные функции, законодательство наделяет его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями образуют его компетенцию. В мировой практике, в зависимости от объема конституционной компетенции Парламента, выделяют три его вида: с неограниченной компетенцией (Великобритания); абсолютно ограниченной компетенцией (Франция, парламент которой принимает только законы и решения, а все иные вопросы входят в компетенцию Правительства); относительно ограниченной компетенцией, которая характерна для федеративных и децентрализованных государств, так как в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации (Парламент США).

   Компетенция Парламента Республики Беларусь регламентируется ст. 97 Конституции Республики и больше относится ко второму виду. Компетенция Совета Республики Национального собрания закреплена ст. 98 Конституции Республики Беларусь.

   В соответствии со ст. 96 Конституции Республики Беларусь, Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.

   Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.

   Председатели  Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания  и ведают внутренним распорядком палат.

   Палата  представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. 
 

   45. Определите круг полномочий Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь 

   Компетенция Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь определена статьей 97 Конституции Республики Беларусь. Данная палата:

   1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

   2) рассматривает проекты законов,  в том числе об утверждении  основных направлений внутренней  и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; о гражданстве; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; о местном самоуправлении; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов и др.;

   3) назначает выборы Президента;

   4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

   5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

   6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

   7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству, вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности,

   8) принимает отставку Президента,

   9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности,

   10) отменяет распоряжения Председателя  Палаты представителей 
 

   46. Определите круг полномочий Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 

   Компетенция Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь закреплена в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Данная палата

   1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов,

   2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка,

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"