Шпаргалка по предмету "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка

Описание

РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

конституционное право ответы.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

   9. Подсчет голосов и установление итогов голосования.

   10. Возможность проведения второго тура или новых выборов.

   11. Окончательное опубликование результатов выборов. 
 

   36. Дайте понятие референдума. Укажите назначение, назовите и охарактеризуйте виды референдумов в Республике Беларусь 

   Референдум  - (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование избирателей, посредством которого принимаются важные государственные или самоуправленческие решения. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные Конституцией и законодательством условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа, и его юридическая сила, как показывает мировая практика, выше юридической силы законов, принятых Парламентом.

   Решение на референдуме может приниматься  посредством утвердительного или  отрицательного ответа избирателей  на поставленный вопрос либо посредством  выбора между различными вариантами предлагаемого решения (народный выбор в мировой практике встречается очень редко).

   Голосование избирателей часто называют плебисцитом (от лат. plebiscitum - решение народа). С юридической точки зрения, разницы между референдумом и плебисцитом нет. Как правило, в мировой практике плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны судьбоносное значение (например, плебисцит о государственной принадлежности и спорной территории, о форме правления и т.д.).

   Референдум  является основной формой непосредственной (прямой) демократии и может быть использован как противовес представительной, как средство обойти Парламент и принять государственное решение вопреки ему.

   Референдумы делятся на обязательные и консультативные (рекомендательные, факультативные), республиканские (государственные) и местные. 
 

   37. Опишите порядок организации республиканских референдумов 

   Вопросы организации и проведения референдумов в нашем государстве регламентируются положениями Конституции и Избирательного кодекса Республики Беларусь.

   Согласно  ст. 73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

   Республиканские референдумы могут назначаться  Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, либо по предложению палат Национального собрания, принимаемому на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ч. 1 ст. 74 Конституции).

   Процедура сбора подписей гражданами подробно регламентируется Избирательным кодексом Республики Беларусь (ст. 114-116).

   Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений палат Парламента либо граждан о проведении референдума назначает в двухмесячный срок республиканский референдум (ст. 117 Избирательного кодекса). Назначение республиканского референдума оформляется Указом Президента. В Указе Президента о назначении референдума содержатся: дата проведения референдума; юридическая сила решения референдума; формулировка (формулировки) вынесенного на референдум вопроса. В Указе Президента могут быть отражены и иные организационные моменты по проведению референдума.

   Дата  проведения референдума устанавливается  не позднее трех месяцев со дня  издания Указа Президента о назначении референдума.

   Конституция Республики Беларусь не содержит конкретного  перечня вопросов государственной жизни, которые могут быть предметом республиканского референдума.

   В соответствии с ч. 2, 3 ст. 140 изменения  и дополнения Конституции могут  быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

   Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

   Избирательный кодекс (ч. 3 ст. 112) содержит положение  о том, что на республиканский референдум не выносятся следующие вопросы: которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц, отнесенных к компетенции Президента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета; установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помиловании.

   Президент Республики Беларусь вправе отклонить  предложение инициатора о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума также оформляется указом.

   Согласно  ч. 4 ст. 74 Конституции решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь. 
 

   38. Опишите порядок организации местных референдумов 

   В соответствии со ст. 75 Конституции местные  референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

   Все процедурные вопросы по проведению местных референдумов осуществляются в соответствии с нормами законодательства, регламентирующего проведение республиканского референдума.

   На  местный референдум не могут быть вынесены вопросы, которые не подлежат вынесению на республиканский референдум, имеющие значение для республики в целом, связанные с назначением  на должность и освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительно-распорядительного органа государства.

   Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается  соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - соответствующим городским Советом депутатов.

   Решения, принятые в ходе проведения местного референдума, подписываются руководителем  местного исполнительно-распорядительного органа.

   В Республике Беларусь было проведено  четыре республиканских референдума (первый референдум 17 марта 1991 г. был проведен в рамках союзного референдума). 
 

   39. Определите юридическую силу референдума и круг вопросов, которые не могут выноситься на референдум 

   Избирательный кодекс (ч. 3 ст. 112) содержит положение  о том, что на республиканский  референдум не выносятся следующие вопросы: которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц, отнесенных к компетенции Президента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета; установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помиловании.

   Президент Республики Беларусь вправе отклонить  предложение инициатора о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума также оформляется указом.

   Согласно  ч. 4 ст. 74 Конституции решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

   На  местный референдум не могут быть вынесены вопросы, которые не подлежат вынесению на республиканский референдум, имеющие значение для республики в целом, связанные с назначением на должность и освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительно-распорядительного органа государства. 
 

   40. Дайте понятие и охарактеризуйте органы и систему государственной власти в Республике Беларусь 

   Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип  разделения властей в качестве основы конституционного строя страны. В ст. 6 Конституции закреплено положение о том, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

   Реализуется же данный принцип в последующих  статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов.

   Например, в законодательном процессе важнейшая роль принадлежит Парламенту Республики Беларусь, однако он все законы направляет на подпись Президенту Республики Беларусь.

   В соответствии с положениями Конституции  при отречении Президента Республики Беларусь от власти в предусмотренных  законом случаях необходимо согласие парламента. Причем особую роль в данном процессе играет Верховный Суд Республики Беларусь. 
 

   41. Определите понятие и укажите назначение института президентства в Республике Беларусь. Установите место и роль Президента в системе органов государственной власти 

   Институт  президентства в системе государственной  власти Республики Беларусь был впервые  закреплен в Конституции Республики Беларусь 1994 г. В соответствии со ст. 95 Конституции (до внесения изменений и дополнений) Президент Республики Беларусь одновременно являлся Главой государства и главой исполнительной власти.

   Новая редакция Конституции Республики Беларусь 1994 г., принятая на референдуме 24 ноября 1996 г., расширила объем полномочий Президента Республики Беларусь и установила, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

   Президент олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции).

   Президент Республики Беларусь является Главой государства. Это означает, что он не только формирует систему органов исполнительной власти, но и осуществляет функции координирования действий ветвей власти. Президент практически формирует органы надзора и контроля (Прокуратуру, Комитет государственного контроля). Кроме того, он представляет республику в межгосударственных отношениях.

   Президент Республики Беларусь непосредственно  участвует в формировании большинства  органов государства. Именно он назначает руководителей самых важных органов (ряд назначений производится с согласия Палаты представителей или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь). Президент Республики Беларусь создает Администрацию Президента, которая имеет статус органа исполнительной власти.

   Президент Республики Беларусь присваивает классные чины, звания, осуществляет награждение, назначает дипломатических представителей за рубежом, принимает верительные грамоты зарубежных послов. 
 

   42. Укажите порядок избрания и освобождения Президента от должности. Назовите и охарактеризуйте акты Президента 

   В соответствии со ст. 80 Конституции Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Срок полномочий Президента Республики Беларусь - пять лет (ч. 1 ст. 81 Конституции).

   Президент Республики Беларусь начинает осуществлять полномочия с момента вступления в должность и прекращает их осуществление  с момента принесения Присяги  вновь избранным Президентом. На весь срок полномочий Президент Республики Беларусь приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели. Делается это с целью обеспечения равенства политических институтов, идеологий и взглядов. Заявления Президента Республики Беларусь о приостановлении членства в общественной организации публикуются в печати.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"