Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Административному праву".

Работа состоит из  1 файл

Админ. право.docx

— 162.54 Кб (Скачать документ)

 

11.Понятие, классификация  и правовое положение органов  исполнительной власти.

Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это  структурное подразделение государственно-властного  механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного  функционирования в системе разделения властей с целью проведения в  жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Виды органов исполнительной власти:

1) по федеративному устройству:

• федеральные органы исполнительной власти(министрества,фед.службы и т.д.);

• органы исполнительной власти субъектов  Федерации(Высшее должностное лицо субъекта РФ (Мэр, Губернатор и т.д.Правительство, территориальное органы исполнительной власти);

• территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти;

2) по характеру компетенции:

• общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство  РФ);

• органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими  смежными отраслями (Министерство по налогам  и сборам);

3) по составу руководства:

• единоличные (различные министерства);

• коллегиальные (Правительство РФ);

4) по организационно-правовым формам:

• на федеральном уровне;

• на уровне субъекта Федерации;

5) по источникам финансирования:

• финансируемые за счет средств федерального бюджета;

• финансируемые за счет средств  бюджетов субъектов Федерации.

Правовое положение. Установление системы федеральных органов  государственной власти, в том  числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению  Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации  осуществляет Правительство РФ. Статья 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство  РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным  органом, возглавляющим единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ

Правительство обязано выполнять  указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной  самостоятельностью по отношению к  нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам  и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

Подведомственные Правительству  РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, федеральные службы и т.д.Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство обороны РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики и т.д.). Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

Министерства Российской Федерации  и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания  единоначалия и коллегиальности  при верховенстве единоначалия. Федеральные  министры и другие руководители федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом  РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности  заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов  исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций  при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных  министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в  пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства  РФ. Коллегии этих органов обсуждают  и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами  этих руководителей.

 

 

 

 

 

 

 

12. Правительство Российской  Федерации как основное звено  системы федеральных органов  исполнительной власти.

Правительство России —  высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус Правительства  и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным  конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года[2] с позднейшими изменениями.

Правительство Российской Федерации  осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных  указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации  Правительство осуществляет следующие  полномочия:

• разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах  своей деятельности, в том числе  по вопросам, поставленным Государственной  Думой

• обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• обеспечивает проведение единой государственной политики в  области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществляет управление федеральной собственностью;

• осуществляет меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики государства;

• осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами  Президента Российской Федерации.

Правительство России состоит  из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства  России и федеральных министров.

Председатель Правительства  Российской Федерации назначается  Президентом России с согласия Государственной  думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает  новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную  думу на этом основании в течение  последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения  на всей территории государства, а также  в случае инициирования Государственной  думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители Председателя Правительства  и федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов  исполнительной власти (Правительства  Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в  течение недельного срока после  его назначения (ст. 112 Конституции  РФ).

 

 

13.Правовое положение  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации.

Каждый из 84 субъектов  Федерации имеет собственную  систему органов исполнительной власти, которую они формируют  самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), в соответствии с основами конституционного строя государства.

Адм-правовое положение заключается в:

а) принадлежащие этим органам  полномочия осуществляются ими самостоятельно;

б) исполнительная власть в  системе органов государственной  власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Федерации;

в) конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться  должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его  высший исполнительный орган государственной  власти;

г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего  исполнительного органа) избирается по представлению Президента РФ законодательным  органом государственной власти субъекта на срок не более пяти лет;

д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта Федерации, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта;

е) законодательный орган  субъекта Федерации устанавливает  порядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным  лицом программы социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждает схему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного  органа государственной власти; назначает  на должность и освобождает от должности отдельных должностных  лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;

ж) наименование высшего  должностного лица устанавливается  конституцией (уставом) субъекта Федерации  с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта (отсюда – президент, губернатор, мэр  и т.п.);

и) высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта законопроекты о  введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет средств  бюджета субъекта;

к) высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано обнародовать закон либо отклонить его в  срок, не превышающий 14 дней с момента  поступления закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклоненный  закон может быть одобрен в  ранее принятой редакции, причем высшее должностное лицо не вправе повторно отклонить его;

л) высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном  прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае принятия нормативных актов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и субъекта, если противоречия установлены соответствующим судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

м) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности и т.п.).

Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты – указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Федерации.

 

14.Общественные объединения  как субъекты административного  права.

Общественное объединение- добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Признаки:

• образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

• не обладают государственно-властными  полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

• действуют от своего имени;

• не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей  деятельности извлечение прибыли.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством  в основе создания и деятельности  общественных объединений лежат  следующие принципы: добровольность, законность, равноправие, самоуправление.

В зависимости от организационно-правовых форм:

Общественной организацией является основанное на добровольном членстве общественное объединений, созданное  на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — состоящее  из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения.

Общественный фонд — это один из видов некоммерческих объединений не имеющих членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений для его использования на общественно полезные цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"