Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Административному праву".

Работа состоит из  1 файл

Админ. право.docx

— 162.54 Кб (Скачать документ)

5. Непрерывный и оперативный  характер государственной деятельности  выражается в том, что государственное  управление осуществляется в  процессе повседневного, непосредственного  руководства всеми сферами: экономикой, хозяйственным, административно-политическим  и социально-культурным строительством.

6. Осуществление специализированных  функций, требующих использования  единообразной технологии. Виды  и содержание таких функций  обусловливаются сферой или областью  государственного управления. К специальным функциям относятся следующие основные функции: защита конституционных прав и свобод субъектов права; обеспечение обороноспособности страны; охрана общественного порядка и собственности; охрана государственной границы; обеспечение экологической безопасности; развитие образования, науки, культуры, здравоохранения; создание соответствующих условий, необходимых для всестороннего и полного развития личности; социальная и иная защита граждан и т.д.

7. При необходимости применение  мер административной ответственности,  представляющей собой вид юридической  ответственности, которая выражается  в применении уполномоченным  органом или должностным лицом  административного наказания к  лицу, совершившему правонарушение.

8. Государственное управление представляет  собой деятельность иерархически  построенного, обладающего логической  завершенностью и системным характером  аппарата управления. Единство действий  органов государственного управления  выражается их соподчиненностью  на основе единства государственно-управленческой деятельности.

9. Высокий профессионализм государственных  служащих. Приоритет при комплектовании  штатов органов государственного  управления должен отдаваться  лицам, обладающим прежде всего: высокими личностными качествами; соответствующим опытом работы; наличием специального образования; профессионально компетентным лицам.

2. Государственное  и муниципальное управление как  объект административного права.

Государственное управление является одним из важнейших видов государственной  деятельности. От других видов государственной  деятельности, таких как осуществление  государственной власти, правосудие, прокурорский надзор, государственное  управление отличают определенные признаки. К их числу относят:

- государственно-властный характер;

- исполнительно-распорядительный  характер;

- подзаконный характер;

- подконтрольность органам государственной  власти;

- наличие специального субъекта (органов государственного управления);

-непосредственное руководство  отраслями народного хозяйства,  социально - культурного строительства  и административно - политической  деятельности.

Государственное управление как объект административно-правового регулирования.

Государственное управление невозможно без авторитета, т.е. установление неравенства  сторон.

Государственное управление является разновидностью социального управления, под которым понимается специфический  вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений  и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

Государственное управление - это  практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях  ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Правовое регулирование государственного управления - это деятельность государства  по организации государственных  органов и установлению правил их функционирования (деятельности).

Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов. Государственное управление - это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Государственная власть опирается  на законодательство, государственный  аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и  принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием. Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Основные понятия на этот счет сформулированы в Федеральном законе от 24 июня 1999г. “О принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ”.

Ветви власти взаимосвязаны, но в то же время характеризуются определенной самостоятельностью. Каждый государственный орган выполняет предназначенную ему часть работы по реализации государственных функций. В России государственную власть осуществляют: Президент РФ; Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Государственный Совет (совещательный орган); Правительство РФ; представители Президента в Федеральных округах; краевые и областные администрации; суды РФ.

Местные органы самоуправления не входят в систему органов государственной  власти (ст. 12 Конституции), хотя тоже принимают  участие в государственном управлении.

Таким образом, государственное управление, как понятийная категория может  употребляться как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле государственное  управление осуществляется всеми «ветвями власти». С позиции узкого, административно-правового  значения слова государственное  управление присуще специальным  исполнительным структурам (органам  государственного управления). Суть данной деятельности состоит во властно-организующем характере. Она направлена на непосредственное практическое, непрерывное руководство  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Государственное управление осуществляется от имени государства государственными органами, которые принято называть органами исполнительной власти, деятельность которых реализуется на основе и  во исполнение законов с целью  обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие и  характерные черты исполнительно-распорядительной  деятельности.

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности государственных  органов исполнительной власти и  органов системы местного самоуправления (глав муниципальных образований  и подразделений их аппарата). Направлена на организацию исполнения законов. В необходимых случаях сопровождается принятием своих нормативных правовых актов в дозволенных законом рамках. Выражается также в распоряжении соответствующей собственностью и в распорядительных действиях, адресованных объектам, должностным лицам и гражданам, вступающим в данной сфере в общественные отношения. Понятие широко использовалось раньше, в настоящее время применяется редко. (С. А.)

    Государственное управление  включает исполнительную и распорядительную  деятельность органов управления. Исполнительный характер государственного  управления проявляется в исполнении, претворении в жизнь законов  и других нормативных актов.  Осуществляющие его органы государственного  управления составляют исполнительный  аппарат государства, который  создается специально для проведения  в жизнь принимаемых решений.  Одновременно для государственного  управления характерна и такая  черта как распорядительство.  В процессе осуществления управления  субъекты государственного управления  наделяются и используют предоставленные  им распорядительные полномочия, права по принятию односторонних  властных актов, обязательных  для исполнения, а также применяют  соответствующие меры государственного  принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предмет административного  права. Метод и средства административно-правового  регулирования

ПРЕДМЕТ  административного  права  – это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Методы административного права  – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего  воздействия на управленческие отношения.

Административное право использует 3 юридическиt возможности:

предписание

запрет 

дозволение 

Предписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях.

Запрет – это возложение прямой юридической обязанности не совершать  те или иные действия в определённых условиях.

Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению.

Система административного права  делится на общую и особенную  части. Общая часть включает в  себя нормы, охватывающие управление в  целом, а особенная часть состоит  из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и  т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

 

 

 

 

 

 

5. Система и  источники административного права.

Административное право - одна из самых  больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием  управленческих отношений, начиная  от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

Система административного права  делится на общую и особенную  части. Общая часть включает в  себя нормы, охватывающие управление в  целом, а особенная часть состоит  из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и  т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

 Важнейшими источниками административного  права являются законы ( Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты  - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного  и гражданского, административного  и уголовного и т.п.).

В зависимости от того, кем приняты  те или иные законодательные и  нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической  силе источники административного  права можно разделить на несколько  типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и  соответствующих органов субъектов  РФ) -  указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных  органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в  силу правопреемственности в тех  случаях, если еще не приняты соответствующие  нормативные акты РФ и если они  не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные  международные нормы, относящиеся  к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации  и непосредственно порождают  права и обязанности граждан  Российской Федерации”.

 

 

 

 

6. Административное  право в правовой системе Российской  Федерации. Отграничение административного  права от других отраслей права.

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы  РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи  с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"