Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Административному праву".

Работа состоит из  1 файл

Админ. право.docx

— 162.54 Кб (Скачать документ)

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя  отношения, связанные с управлением  общественными процессами;

– нормы административного права  обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан  и т. д.;

– составляет основу правового регулирования  разнообразных общественных отношений.

В основе разделения отраслей права  лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции  и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

Воздействие административного права  на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру  органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения  граждан, должностных лиц, организаций  и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором  обязательных для исполнения  указаний не дается, но предлагается  вариант поведения, наиболее благоприятный  в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен  лишь для субъектов, не находящихся  в подчинении друг у друга,  но при этом они могут быть  неравноправны, например согласование  порядка работы между двумя  государственными органами, должностными  лицами, разными по правовому  статусу;

4) метод равенства – в некоторых  источниках называется как подвид  метода согласования;

5) метод дозволения – юридическое  разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо  воздержаться от их совершения  по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение  прямой юридической обязанности  не совершать те или иные  действия в условиях, предусмотренных  правовой нормой.

Административное право отграничивается  от других отраслей права не только по предмету регулирования (содержанию, характеру общественных отношений). В ряде случаев предмет правового  регулирования может быть общим  с другими отраслями права. Например, имущественные отношения регулируются как гражданским, так и административным правом. Отграничение административного  права от других отраслей права осуществляется и при помощи метода правового  регулирования. Гражданское право  регулирует общественные отношения, которые  характеризуются равенством сторон (субъектов); административное право  регулирует отношения, для которых  свойственно неравенство сторон, ибо одной из сторон в административно-правовых отношениях всегда выступает государственный  орган как носитель государственно-властных, административно-распорядительных полномочий.

Однако не все отношения в  сфере исполнительной власти основываются только на принципе "власть - подчинение". Существуют "горизонтальные" административно-правовые отношения, основанные на договорах, решениях, соглашениях между различными исполнительными  и распорядительными органами. Отношения  органов исполнительной власти и  гражданина по реализации их прав также  основываются на равенстве сторон.

Административное право тесно  связано с конституционным (государственным) правом, о котором шла речь в  гл. 2. Конституционное право, как  ведущая отрасль права, регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере устройства государственной  власти, установления конституционного статуса личности, ее прав, свобод и  обязанностей, а также взаимоотношения  личности и государства. Оно определяет правовую основу многих институтов административного  права, а последнее детализирует и дополняет нормы конституционного права, относящиеся к органам  исполнительной власти, конкретизирует конституционные права, свободы  и обязанности человека и гражданина (право на образование, здравоохранение, пользование достижениями культуры и т. п.), устанавливает механизм, процедуру их реализации.

Административное право взаимосвязано  с финансовым правом, о котором  речь пойдет в гл. 7. Финансовое право  регулирует общественные отношения  в сфере финансовой деятельности (аккумуляции и расходования финансовых средств) как конкретной разновидности  экономических отношений. Административное право регулирует организационно-правовые отношения в области финансов. Оно определяет компетенцию и  организацию работы финансовых органов (Министерства финансов и др.). Государственные  органы управления в своей деятельности в сфере финансов используют административно-правовые формы и методы (прямого приказа, предписания, привлечения к ответственности).

 

 

 

 

 

7. Развитие науки  административного права. Разработка  проблем административного права  в научных трудах.

Разработка проблем административного  права в научных трудах.

Эта наука сравнительно молодая. В  ее развитии на территории России можно  выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).

В дореволюционной России первые публикации по вопросам деятельности государственной  администрации появились во второй половине XVIII века, но специальная отрасль  правовой науки сформировалась только через сто лет – в конце XIX, а особенно в начале ХХ века. Называлась она в то время полицейским  правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности).

После революции 1917 года в условиях диктатуры пролетариата, руководящей  роли коммунистической партии науку  административного права дважды, в 1918–1921 и 1929–1938 годах, «закрывали» (прекращали исследования и преподавание). Репрессии  и война задержали развитие советской  науки административного права. Но в конце первой половины ХХ века начался быстрый рост административно-правовых исследований и публикаций.

Итоги развития советской науки  административного права в определенной степени были подведены в опубликованном в конце 70-х – начале 80-х годов  шеститомнике «Советское административное право», а также принятием в 1984 г. первого Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Третий этап развития науки административного  права начался в 1985 году. Распад СССР, крах КПСС, принятие новой Конституции  РФ 1993 г., становление России на путь федерализма, повлекшие за собой  политические и экономические реформы, реализация учения о разделении властей, признание человека, его прав и  свобод высшей ценностью и многое другое потребовали внесения существенных коррективов в науку о государственной  администрации.

На данном этапе развития теории административного права в книгах, статьях, учебниках, диссертациях разрабатываются  новые проблемы административно-правового  регулирования, административного  процесса и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Механизм административно-правового  регулирования и его элементы.

Механизм административно-правового  регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Элементы:

1) нормы административного права;

2) акты толкования норм административного  права, издаваемые уполномоченными  на то органами;

3) индивидуальные акты;

4) акты применения норм административного  прав, издаваемые должностными лицами  органов исполнительной власти  при реализации властных полномочий (в том числе и индивидуальные  акты);

5) административно-правовые отношения.

Каждый элемент механизма административно-правового  регулирования выполняет специфическую  роль в регулировании поведения  людей и возникающих на его  основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических  средств административно-правового  регулирования. Важнейшими средствами механизма административно-правового  регулирования являются нормативные  и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового  регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности  конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного  права включается в механизм административно-правового  регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической  ответственности.В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Особенности  административно-правовых норм.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения  и закрепленное в источниках административного  права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

гипотеза – указывает на условия  применения того или иного правила  поведения, конкретные фактические  условия применения нормы права;

диспозиция – основная часть  нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

санкция – всегда закрепляется в  нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Особенности: 

1) предмет регулирования административных  норм совпадает с предметом  административного права;

2) строгая иерархия, в случае  противоречия одной нормы другой  действует высшая по юридической  силе;

3) большинство норм административного  права носят императивный (обязывающий)  характер;

4) действие административно-правовых  норм обеспечено специальными  видами ответственности: административной  и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма  имеет специфическую структуру:  как правило, она не имеет  гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Понятие, классификация  и характерные черты административно-правовых  отношений.

Административно-правовые отношения  – это общественные отношения, урегулированные  нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Характерные черты::

• являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

• носят властный характер, так  как в процессе возникновения, изменения  и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

• являются организационными, поскольку  государственное управление связано  с организационными установками, что  и проявляется в организационном  характере административных правоотношений;

• в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

материальные, основанные на нормах материального  права;

процессуальные, возникающие в  связи с практической реализацией  материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих  между субъектами:

горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих  субъектов;

3) по целям:

регулятивные – регулируют экономические  отношения и личные неимущественные  отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная  деятельность граждан и организаций;

охранительные – направлены на регламентацию  мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"