Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Административное право"

Работа состоит из  1 файл

административное право.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

Надзор за лицами, освобожденными из мест ЛС: Регламентируется «Положением об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» 1966 г..  Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения новых преступлений и устанавливается за осужденными: рецидивистами; за особо тяжкие; судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно осужденными или условно досрочно освобожденными.

Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову в ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о перемене места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах; персональные ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение опр. пунктов; поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.

Принудительное лечение - эта мера административного принуждения применяется при отсутствии ПН. Применяется в отношении алкоголиков, психических и иных больных. Закон РСФСР от 02.06.82 г. «О психической помощи и гарантии граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование может быть произведено без согласия лица и его законного представителя, если по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основание предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: его опасность для окружающих; беспомощность; существенный вред здоровью; если обследуемый находится под диспансерным наблюдением в связи с психическим расстройством.

Допустима госпитализация в стационар в недобровольном порядке, на что требуется постановление  судьи. Лицо, помещенное в стационар, подлежит освидетельствованию в  течении 48 часов, заключение в течении 24 часов направляются в суд для  решения вопроса о дальнейшем пребывании. В суде вопроса должен быть рассмотрен в течении 5 дней. Гражданин имеет право участвовать в решении вопроса о госпитализации.

 

Билет 15

1. Аппарат Правительства  РФ.

Аппарат правительства  РФ создан для обеспечения деятельности правительства. Аппарат - это рабочий орган правительства, осуществляющий следующие полномочия: а) прорабатывает и докладывает председателю и заместителю поступающие документы и обращения; б) готовит по этим документам аналитические справочные и другие материалы,  а также проекты поручений правительства; в) осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке проектов постановлений и распоряжений правительства; г) готовит аналитические, справочные и иные материалы, необходимые для рассмотрения вопросов; д) осуществляет организационное обеспечение заседаний правительства и его президиума; е) обеспечивает проверку исполнения министерствами, ведомствами и другими органами ИВ актов президента, относящихся к сфере деятельности правительства и актов правительства; ж) изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения по принятию необходимых решений; з) работает с письмами и обращениями граждан; и) ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и государственной тайны.

Аппарат возглавляет  руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го заместителя. В составе аппарата есть секретариат председателя правительства, секретариаты заместителей председателя правительства и отделы аппарата, которые наделены определенными функциями.

 

2. Принуждение  по административному праву.

Методы управления можно подразделить на: убеждение (различные разъяснительные, воспитательные и организационные меры, направленные на то, чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя) и принуждение (отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение).

По вопросам принуждения АП закрепляет: административные санкции; санкции дисциплинарные; общественно-правовые санкции (властные правомочия инспекторов). Административное принуждение полностью регулируется нормами АП, ее разновидность выступает административная ответственность.

Виды ответственности: АО граждан; АО организаций; дисциплинарная ответственность по АП (членов административных коллективов – военнослужащие, сотрудники МВД и т.д.); материальная ответственность по АП.

Понятие и виды административно-правового  принуждения: Административное принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем, имеет ряд особенностей: меры АП применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами; АП осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного подчинения между сторонами; множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию; АП регулируется нормами АП.

Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти установленных нормами АП принудительных мер в связи с не правовыми действиями.

Роль административного  принуждения: а) именно субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил (ОВД, ГИБДД); меры пресечения АП прекращают антиобщественные действия и предотвращают наступление вредных последствий; административно-принудительные средства применяются до совершения преступления, оказывая воспитательное воздействие.

В АП науке авторы  классифицируют административное принуждение  на виды: меры предупреждения; меры пресечения; меры взыскания (наказания); восстановительные меры.

 

Билет 16

1. Система органов  исполнительной власти республики  в составе РФ

В соответствии со ст.77 КРФ, система государственной власти в субъектах устанавливается  субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и  исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует.

Существуют две  системы органов исполнительной власти: а) составляющие с ФОИВ единую систему и решающие вопросы по совместным полномочиям предметов ведения РФ; б) ОИВ субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного ведения субъектов.

В республиках существует несколько разновидностей систем ИВ:

а) система ИВ, возглавляемая  главой республики (президентом), который одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);

б) СИВ, при которой  правительство республики является  ИО государственной власти республики, подчиняющимся президенту, который  не является главой правительства (Башкортостан, Татарстан), при этом Президент может назначить премьер-министра (Башкортостан);

в) СИВ, возглавляемая  президентом республики, который  является в ней должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия), в этой системе  Президент: назначает председателя правительства, его заместителей, министров финансов, внешних связей и некоторых других ДЛ (Саха); возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами высшей государственной власти; руководит правительством, организует его работу;

г) СИВ, особенность которой - наделение президента республики, который является главой государства, полномочиями главы исполнительной власти (Тува, Северная Осетия-Алания);

д) СИВ, при которой  главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики становится избираемый всем населением председатель правительства (Карелия);

е) коллегиальная система  формирования и организации  ИВ (Удмуртия, Дагестан); в Удмуртии ИВ формируется  непосредственно представительными  органами; в Дагестане ИВ возглавляет  коллегиальный орган (государственный Совет), который обеспечивает взаимодействие ОГВ, а по составу отражает национальный состав нации: по принципу равного представительства народов, населяющих республику - не больше одного представителя каждой национальности (всего 14);

з) СИВ, когда президент  республики является главой республики, ее высшим должностным лицом (Кабардино-Балкария, Калмыкия), в данном случае наблюдается  жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.

 

2. Виды административных  взысканий

АВ по КобАП характеризуются как мера ответственности за АПН. КобАП предусматривает: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершенного правонарушения или непосредственно объектом АП; конфискация такого предмета; лишение специального права, предоставленного гражданину; исправительные работы; административный арест. Кроме того, законодательством РФ могут быть установлены иные взыскания (ТК - отзыв лицензии или квалификационного аттестата; взыскание стоимости товаров и транспортных средств). АВ делятся на: основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация могут быть основными и дополнительными, все остальные - только основными.

Предупреждение - относится к числу санкций морального характера, выносится в письменной форме и носит предупредительный характер.

Штраф (основная мера АВ) - денежное взыскание налагаемое за АП в случаях и пределах установленных законодательством. Штрафы устанавливаются: в размерах соотношения с МРОТ (удваивается при повторном совершении); в зависимости от цены предмета, ставшим объектом правонарушения; в процентом отношении. Максимальный размер - 100 МРОТ, для организаций - 25 000 МРОТ.

Возмездное изъятие - состоит в принудительном изъятии только того предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, который реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Применяется в 3 случаях: нарушение правил хранения и перевозки оружия и боеприпасов (ст.173); уклонение от реализации оружия и боеприпасов (применяется в качестве дополнительного, но обязательного (ст.175)); нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте (дополнительное, (ст.106)).

Конфискация - принудительное безвозмездное обращение предмета, находящегося в личном пользовании, являющегося орудием или объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискация в АП специальная и используется как основной вид по ст.176, обязательный дополнительный вид по ст.107 и ст.137, как дополнительный вид - по усмотрению ДЛ.

Лишение специального права - применяется на срок не менее 15 дней и не более 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. В КобАП предусмотрено 2 вида лишения прав:  право управления транспортным средством и охота, со следующими ограничениями наложения: а) лишение права управления транспортом не может применяться к лицам, пользующимися ими по инвалидности (исключение: алкогольного опьянения, невыполнение указа работника ГИБДД, оставления места происшествия); б) лишение охоты (исключение - профессиональным охотникам).

Исправительные работы - применяются к лицу совершившему ПН, на срок не менее 15 дней и не более 2 месяцев с отбыванием их по месту работы и с удержанием 20% зарплаты в государство.

Административный  арест – до 15 суток, применятся в ограниченном числе случаев (исключения – беременные женщины, женщины имеющие детей до 12 лет, к лицам до 18, инвалидам 1 и 2 группы). ИР и АА применяются за правонарушения, близкие по своим составам к УП, либо за повторные АПН, часто используются в качестве альтернативных АВ по ст.163 ч.3, ст.158, ст.165.

Выдворение за пределы  РФ иностранных граждан и апатридов регламентируются особыми нормами.

Дополнительные взыскания (ТК): Отзыв  лицензии и квалификационного аттестата, которые выдаются на определенный срок с целью предоставить право заниматься определенной деятельностью, их отзыв рассматривается как разновидность лишения специального права (различия: ФЛ и ЮЛ, навсегда). Взыскание стоимости товара и транспортных средств – это принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (есть случаи взыскания 300 % от стоимости товаров и средств – объектов нарушения правил оборудованных тайниками).

 

Билет 17

1. Система органов  исполнительной власти края, области  в составе РФ

В положении «О главе  администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» от 03.10.94 г. было установлено, что главы администраций назначается президентом по представлению главы правительства. В ст.77 КРФ определено, что субъекты самостоятельно устраивают свои органы ИВ, а в Уставах субъектов устанавливается, что губернаторы избираются всенародно. Президент РФ стал издавать указы о разрешении проведения выборов.

СОИВ возглавляется  краевой (областной) администрацией. Краевая (областная) администрация – это  родовое понятие (можно назвать  правительством). Глава администрации  не обязательно является главой субъекта (Курганская область). Администрация края (области) состоит из главы администрации, его замов и подчиненных структур, все строится в соответствии с принципом единоначалия. Глава администрации издает постановления, распоряжения.

ОИВ краев и областей образуют 3 группы: а) органы, составляющие аппарат главы администрации края (области); б) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой (областной) администрации, которые находятся в двойной подчиненности с преобладанием подчинения главе администрации; в) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему областных (краевых) ОИВ, которые имеют вертикальную подчиненность.

Аппарат главы администрации края, области состоит из: замов (в т.ч. первого);  управлений делами (отделы, секретариаты, секторы). В структуру аппарата входит ряд отраслевых отделов: промышленности, транспорта, связи, энергетики, строительства, промышленных и строительных материалов, торговли и услуг, науки и учебных заведений. Они работают под руководством замов главы администрации, их взаимодействие организует управляющий делами, который в том числе руководит ЗАГС, пресс-центром и т.д.

Функции аппарата главы  администрации: организационно-методическое руководство; анализ деятельности администрации (ее отделов); помощь в организации работы администраций городов, районов; обеспечение взаимодействия администрации края (области) со СМИ, общественно-политическими движениями; информирует население о работе администрации, состоянии дел края; контроль за исполнением постановлений главы администрации; подготовка к изданию постановлений и распоряжений главы администрации; работа с письмами, обращениями граждан.

Управления, комитеты, отделы администрации осуществляют непосредственное управление подответственными отраслями, по горизонтали подчиняются главе администрации и организационно входят в систему. Имеют подчиненные и неподчиненные органы в районах. Некоторые управления, комитеты и отделы могут иметь межотраслевую компетенцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"