Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры АП УМЕН.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы государственного управления в области юстиции  в РФ.

Управление в  области юстиции - это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами гос упр-я и состоящая в практическом организационном руководстве народными и вышестоящими судами, работой нотариальных органов, судебно-экспертных учреждений, методическом руководстве и правовом регулировании деятельности юридической службы в народном хозяйстве, адвокатурой, органами записи актов гражданского состояния.

Целевое назначение: реализация правоохранительной ф-и  гос-ва, зафиксированной в Конституции  РФ. Это обеспечение точного и  неуклонного исполнения законов  и подзаконных актов всеми органами, организациями, должностными лицами, гражданами; борьба с нарушениями и охрана общественного порядка, защита прав граждан и организаций.

Упр-ю в области  юстиции присущи те же черты, что  и др отраслям гос упр-я: подзаконность, гос-властный организующий характер и др, но свойственны качества, обусловленные спецификой задач, стоящих перед органами и учреждениями юстиции, особенностями методов их реализации.

Отличительная черта: особенность правового положения  объектов упр-я. Такими объектами в области упр-я юстиции являются государственные органы, учреждения юстиции и общественные организации. Все они различаются своим назначением, способом образования, содержанием и характером компетенции. Различия правового положения объектов упр-я в области юстиции вытекают из разнообразия форм и методов осуществляемой органами юстиции руководящей деятельности по отношению к своим объектам. Значительный объем в сфере упр-я юстицией занимает и составляет организационное руководство судами. Осуществляя судебное управление, Министерство юстиции РФ и другие его органы в центре и на местах не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность судов. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Этот принцип является основополагающим во взаимоотношениях судов со всеми другими органами. Проведение в жизнь как этого принципа, так и других гарантируется Основами законодательства РФ о судоустройстве.

В сферу упр-я  в области юстиции входит осуществление  исп-й и распорядительной деятельности в отношении нотариальных органов и руководство адвокатурой.

Значительное  место в управленч-й деятельности органов юстиции занимает правовое регулирование и методическое руководство  юридической службой в народном хозяйстве, а также общее руководство  работой органов записи актов гражданского состояния и учреждений судебной экспертизы.

Наряду с управленче деят-ю в отношении подведомственных объектов органы упр-я юстицией проводят с участием других министерств и  ведомств значительную работу по систематизации и кодификации законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Систематизация  административного права

Систематизация, чтобы облегчить их применение. Под  систематизацией понимают упорядочение и совершенствование действующего законодательства и иного нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников (справочников), актов (предметных, системно-предметных, хронологических и др.) или в форме сведенных (собранных) кодифицированных актов.

Инкорпорация  упорядочение нормативно-правового  материала путем его обработки  и изложения по определенной системе  в виде хронологических, системно-предметных, предметных сборников (справочники). Инкорпорация осуществляется заинтересованными органами, должностными лицами, научными работниками. Подготовленные ими сборники не подлежат утверждению. Инкорпорация имеет целью облегчить поиск нормативного материала и научных исследований в области права, обеспечить эффективную подготовку специалистов (юристов). В инкорпорированные сборники может быть включено лишь действующее законодательство.

Кодификация (объединенных единым объектом правового регулирования  актов) осуществляется путем объединения  в одном комплексном акте административно-правовых норм, содержащихся в различных актах, но относящихся к одному институту, совершенствования их содержания, устранения устаревших норм, заполнения пробелов в административно-правовом регулировании с целью повышения его эффективности, обеспечения надлежащих условий для пользования нормативным материалом. Конечным результатом кодификации всегда выступают новые комплексные акты - кодексы, уставы, положения и т. п. Одновременно прекращается действие многих норм, которые подвергались кодификации. Кодификация всегда отличается официальным характером, осуществляется государственными органами, имеющими соответствующую компетенцию.

2.Понятие и  особенности административной ответственности

Административная  ответственность – один из видов  юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная  ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом, к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно тем, что формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

Нормы административного  права предусматривают различные  виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную.

Особенности:

Правовая освет-сть  за админ. Правонарушения.

Средство правоохраны.

Субъекты6 фл и юр. Л.

Воздействие оказываемое  на лицо (воспитание, предупреждение)

Меры админ. Принуждения  – админ. Наказания

Особый порядок  установления

Широкий круг уполномоченных лиц (суды, комиссии)

Отличие от дисциплинарного (нет подчин нарушителя)

Не влечет судимости и увольнения с работы

Ответсвенность  перед го-м

Совокупность  материальных и процесс правоотношения

с 16 лет ответственность

3.Управление  в области организации охраны  государственной границы РФ

Раздел II. Особенная  часть > Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ

Федеральное агентство  по обустройству государственной границы  Российской Федерации (Росграница) —  федеральный орган исполнительной власти, существляющий функции в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

 

1. Понятие и  содержание, особенности административно-правовых  отношений.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами АП, кот. складываются в сфере гос. управления.

Содержание: В  административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения. Административно-правовые отношения возникают между органами государственного управления, с одной стороны, и соответствующими органами государства, общественными организациями и гражданами - с другой, в процессе применения норм административного права. Для этих отношений характерно следующее:

1) одной из сторон в них всегда выступает государственный орган (орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными государственными властными полномочиями и действующие от имени государства;

2) отношение  может возникнуть помимо воли  другой стороны;

3) как правило,  споры, возникающие по этим  отношениям, разрешаются в административном  порядке, то есть вышестоящим  органом управления или специально  созданным для этой цели государственным  органом.

Особенности АПО:1.складываются в сфере государственного управления. 2.они возникают по инициативе любой из сторон при этом согласие второй стороны не требуется. 3. Это отношение власти и подчинения. Одна из сторон в этих отношениях наделена властными полномочиями. Для АПО Характерно наличие обязательного субъекта в качестве кот. выступает орган. гос. управления или его законный представитель. Споры м/у участниками АПО рассматриваются рассматриваются в админ-ом (несудебном порядке) Ответственность сторона нарушавшая обязательства несет не перед другой стороной , а перед государством в лице его органов.

2. Понятие и  юридический состав административного  правонарушения.

 

Административным  правонарушением как фактическим  основанием административной ответственности  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Под составом административного  проступка понимается установленная  законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее  деяние считается административным правонарушением.

Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения. Объект административного правонарушения — те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие). В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Объективная сторона -время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного  правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного  проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Субъективная  сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если совершившее его  лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и  желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. (ст. 2.2 КоАП РФ).

3. Внутренние  войска.

   Внутренние  войска Министерства внутренних  дел Российской Федерации входят  в систему Министерства внутренних  дел Российской Федерации и  предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Задачи внутренних войск МВД России определены в Федеральном законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»:

участие совместно  с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного  порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного  положения;

участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

охрана важных государственных объектов и специальных  грузов;

участие в территориальной  обороне Российской Федерации;

оказание содействия пограничным органам федеральной  службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации. Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами. Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:

органами управления внутренними войсками;

соединениями  и воинскими частями оперативного назначения;

специальными  моторизованными соединениями и  воинскими частями;

соединениями  и воинскими частями по охране важных государственных объектов и  специальных грузов;

авиационными  воинскими частями;

морскими воинскими  частями;

военными образовательными учреждениями высшего профессионального  образования;

разведывательными воинскими частями (подразделениями);

воинскими частями (подразделениями) специального назначения;

учреждениями (медицинскими, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебными, связи и другими).

 

1. Основания  возникновения, изменения и прекращения  административно-правовых отношений

 

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами АП, кот. складываются в сфере гос. управления.

АПО-явл. юридич. факт, кот. подразделяется на действия и события.

Основанием возникновения, изменения и прекращения админи-стративных пр-ний служит юридический факт. Юридические факты делят-ся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъек-тов. Действия – правомерные  и неправомерные. Правомерные –  соответст-вуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки). 
События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного возраста – 16 лет). А события это явление независимое от воли людей.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие, виды  и порядок наложения административных  наказаний.

Административное  наказание имеет преимущественно  профилактические цели, и поэтому  ранее используемый термин «административное  взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Административные  наказания, перечисленные в п. 3–9, устанавливаются только КоАП.

Основные и  дополнительные административные наказания:

1. Предупреждение, администртивный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.

3.Административно-правовое  регулирование выезда из Российской  Федерации и въезда в РФ.

 

Все граждане, пересекающие государственную границу Российской Федерации, то есть въезжающие в Российскую Федерацию и выезжающие из нее, делятся на две основные группы: а) российские граждане; б) иностранные граждане.Основным правовым актом, регулирующим вопросы выезда из Российской Федерации и въезда в нее российских граждан является Закон Российской Федерации от 18 июля 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 27) каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в нее.Граждане Российской федерации осуществляют свое право на выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию по паспорту гражданина Российской федерации, дипломатическому паспорту, служебному паспорту, паспорту моряка.МИД России оформляет и выдает паспорт гражданину Российской Федерации, проживающему на ее территории

Законом (ст. 15) закреплены временные ограничения на право  выезда из Российской Федерации гражданина Российской Федерации.Основаниями  для временного ограничения выезда гражданина Российской Федерации являются: а) если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями, до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом); б) гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу,Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве.Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.Въезд в Российскую Федерацию может быть и безвизовым, если между ней и другим государством существует соответствующее соглашение.

Правительство РФ.Правительство РФ (ПРФ) - это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени. Состав ПРФ, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом и федеральными службами(ФС) регламентируются Конституцией РФ: ПРФ состоит из Председателя ПРФ, его заместителей и федеральных министров. Конкретные полномочия ПРФ по общим, межотраслевым, отраслевым и другим вопросам закреплены в ФЗ и актах Президента РФ. Полномочия ПРФ: 1)руководит фед. Министерствами, разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2)проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; 3)проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 4)управление федеральной собственностью; 5)обеспечение обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ; 6)обеспечение законности, прав и свобод граждан; 7)охрана собственности и общ. порядка, борьба с преступностью. Свои полномочия ПРФ реализует через свои правовые акты – постановления(акты,имеющие нормативный хар-р) и распоряжения(акты по оперативным и др. текущим вопросам).Постановления и распоряжения ПФР подписываются председателем правит-ва. Аппарат ПРФ – обеспечение деят-ти ПРФ и организации контроля за выполнением решений ПРФ.

Президентский контроль. Президент РФ, как глава  государства, наделен Конституцией РФ значительными контрольными полномочиями в сфере реализации исполнительной власти. Их осуществление связывается с решением важнейших вопросов формирования федеральных органов исполнительной власти. Это утверждение структуры таких органов по представлению Председателя Правительства, а также назначение на должности заместителей Председателя и федеральных министров.                     Президент осуществляет контроль за соответствием законам и своим указам правовых актов Правительства и других федеральных органов исполнительной власти. Неправомерные акты этих органов он вправе отменять. В отношении правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ его полномочия ограничены правом приостановления их действия.           В составе Администрации Президента есть специальное структурное подразделение с контрольными функциями и полномочиями. Это Главное контрольное управление, основные задачи которого связаны с осуществлением систематического контроля и проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по исполнению законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля вносятся предложения о привлечении виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов должностных лиц.                                              Определенные контрольные функции осуществляет также Главное государственно-правовое управление в основном в процессе подготовки законопроектов, проектов нормативных указов Президента РФ.            В регионах контроль за исполнением федеральных законов и указов Президента возложен на полномочных представителей Президента.                                                   В частности, они вносят Президенту предложения о приостановлении действия правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ.                                    К формам президентского контроля следует также отнести его полномочия по наложению дисциплинарных взысканий на федеральных министров.                                             Контрольные полномочия на уровне субъектов РФ осуществляют главы исполнительной власти (президенты, председатели правительств, главы администраций).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственную политику в сфере юстиции осуществляет Министерство юстиции РФ (Минюст России), а также Фед. служба исполнения наказаний и Фед. Служба судебных приставов.                                                      Минюст призван юридически обеспечивать нормотворческую деятельность Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также организацию и развитие системы юридических услуг осуществлять государственную регистрацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти, а также уставов общественных и религиозных организаций; проводить юридическую экспертизу правовых актов органов государственной власти субъектов РФ; координировать нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти; проводить работы по систематизации действующего законодательства и по его совершенствованию.                                 В настоящее время к ведению Минюста отнесены: осуществление контроля за соблюдением законодательства об общественных объединениях; направление Президенту РФ и Правительству РФ представлений о привлечении к ответственности должностных лиц, не исполняющих или исполняющих ненадлежащим образом требования Конституции РФ и федеральных законов; организация и проведение государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней; руководство уголовно-исполнительной системой, которая выведена из ведения МВД РФ; организационное и методическое руководство службой судебных приставов; осуществление правовой информации органов государственной власти и судов; руководство нотариатом и учреждениями судебной экспертизы; контроль за соблюдением организациями адвокатов действующего законодательства.                                            Минюст России также осуществляет правовое регулирование деятельности учреждений, регистрирующих акты гражданского состояния (рождение, смерть, брачные отношения, усыновление, изменение инициалов, установление отцовства и т.п.). Каждый юридический факт удостоверяется выдачей соответствующего документа (свидетельства).             Минюст и его органы руководят организацией и деятельностью нотариальных учреждений, удостоверяющих завещания, подлинность копий официальных документов и т.д., открывает и упраздняет нотариальные конторы, контролирует деятельность государственных и частных нотариусов по соблюдению правил нотариального производства, финансирует деятельность нотариальных контор. Органы Минюста России выдают лицензии на осуществление частной нотариальной практики. На Минюст России возлагается методическое руководство юридическими службами в сфере коммерческой и некоммерческой деятельности. Относительно службы судебных приставов, обеспечивающей соблюдение порядка ведения судебных заседаний, производство по исполнению судебных решений, а также охрану судов, Минюст России выступает в роли управляющего федерального центра.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях (Гл. 28-30. 31, 32)

КоАП устанавливает  порядок поэтапного продвижения  дела об административном правонарушении. Этапы прохождения дела об административном правонарушении именуются стадиями производства. Они отграничиваются  друг от друга итоговым процессуальным решением и различаются конкретными задачами, кругом органов и лиц, участвующих в производстве по делу, а также процессуальными действиями. Стадии производства по делам об административных правонарушениях осуществляются в логической последовательности и составляют систему производства.

1) Возбуждение  дела об административном правонарушении - представляет собой совокупность  процессуальных действий, направленных  на установление факта административного  правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности). Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Обязательно составляется протокол (факт деяния и личность нарушителя).

Поводы возбуждения: непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие  из правоохранительных органов,  а также из других государственных  органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений  материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения  и заявления физических и юридических  лиц, а также сообщения в  средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие  на наличие события административного правонарушения

4) фиксация административного  правонарушения в области дорожного  движения или административного  правонарушения в области благоустройства  территории, предусмотренного законом  субъекта Российской Федерации,  совершенного с использованием  транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

2) Рассмотрение  дела об административном правонарушении

При рассмотрении Дела уполномоч орган выясняет: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинен ли имущественный ущерб; Выносится постановление или протокол. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче  дела судье, в орган, должностному  лицу, уполномоченным назначать  административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче  дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение  дела не относится к компетенции  рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

3) Пересмотр  постановлений и решений по  делам об административных правонарушениях

4) Исполнение  постановлений по делам об  административных правонарушениях 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения  срока, установленного для обжалования  постановления по делу об административном  правонарушении, если указанное  постановление не было обжаловано  или опротестовано;

2) после истечения  срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно  после вынесения не подлежащего  обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Государственная служба : понятие виды особенности

Государственная служба - профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий:

Российской Федерации; федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов

Система государственной  службы включает в себя следующие  виды гос службы: государственная  гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная  служба.

2. Государственная  гражданская служба подразделяется  на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта  Российской Федерации.

3. Военная служба  и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

4. Правовое регулирование  и организация федеральной государственной  гражданской службы находятся  в ведении Российской Федерации.  Правовое регулирование государственной  гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы  государственной службы являются:федерализм, обеспечивающий единство системы гос службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами гос власти субъектов;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной  службы, предполагающее законодательное  закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной  службы и муниципальной службы;

открытость государственной  службы и ее доступность общественному  контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных  служащих;

профессионализм и компетентность государственных  служащих;

защита государственных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических лиц.

3) Основы гос  управления в области безопасности  в РФ

Объект: обеспечение  безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов  безопасности, предусмотренных законодательством  Российской Федерации

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина;

2) законность;

3) системность  и комплексность применения федеральными  органами гос власти, органами  гос власти субъектов Российской  Федерации, другими госорганами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет  предупредительных мер в целях  обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: 

1) прогнозирование,  выявление, анализ и оценку  угроз безопасности;

2) определение  основных направлений государственной  политики и стратегическое планирование  в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку  и применение комплекса оперативных  и долговременных мер по выявлению,  предупреждению и устранению  угроз безопасности, локализации  и нейтрализации последствий  их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство  и внедрение современных видов  вооружения, военной и специальной  техники, а также техники двойного  и гражданского назначения в  целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления в области  обеспечения безопасности;

9) финансирование  расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием  выделенных средств;

10) международное  сотрудничество в целях обеспечения  безопасности;

11) осуществление  других мероприятий в области  обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Понятие и  виды АПН

АПН – установленное  государством правило поведения  для регулирования обществен  отношений в сфере гос управления и охраняемые мерами гос принуждения.

Материальные  административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и  прав, а также ответственность  участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

 Процессуальные  административно-правовые нормы  регламентируют динамику государственного  управления и связанных с ним  управленческих отношений. 

от конкретного  юридического содержания:

 а) обязывающие,  т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены в качестве обязательного предписания.

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.

в) уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные), нормы. Объединяет эти разнообразные  по наименованию нормы то, что в  них выражается предусматриваемая  административно-правовой нормой возможность  адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению.

г) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств  материального или морального воздействия  должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений.

д) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного  характера. Поэтому они чаще всего  используются во взаимоотношениях субъектов  исполнительной власти и негосударственных формирований.

по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

 а) административно-правовой  статус граждан;

 б) организацию  и деятельность механизма исполнительной  власти, т.е. различных звеньев  аппарата государственного управления;

 в) административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;

 г) ключевые  вопросы организации и деятельности  государственных предприятий и  учреждений;

 д) административно-правовой  статус общественных объединений;

 е) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.

по масштабу действия:

 а) общефедеральные  нормы;

 б) нормы  субъектов Федерации.

 По объему  регулирования административно-правовые  нормы подразделяются на:

 а) общие,  т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти.

б) межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны  государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.

в) отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны  управленческих отношений, возникающих  в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

2)Понятие и  виды админ принуждения:

Административное  принуждение - особый вид гос принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере гос управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

 Административное  принуждение по своему содержанию  заключается во внешнем государственно-правовом  психическом и физическом воздействии  на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

  Все меры  административного принуждения  применяются для того, чтобы заставить  субъекта совершить те или  иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

 Административное  принуждение является правовым  принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

 Административное  принуждение применяется лишь  уполномоченными на то органами  и должностными лицами. Их круг  строго определен правовыми актами.

 Особенность  административного принуждения,  которое должно заключаться в  немедленном его применении с  целью предупредить, пресечь противоправное  посягательство, безотлагательном  следовании за совершенным правонарушением. 

 Административное  принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд.

 Административное  принуждение характеризует и  то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности.

 Процессуальный  порядок его применения отличается  оперативностью, относительной простотой  и экономичностью.

 Административно-принудительные  меры

Меры административного пресечения

Меры административной ответственности

Административно-процессуальные меры

Ответ-ть и гарантии гос. служащих. В ФЗ 58 «О сис-ме гос.службы»  ст. 4 указано, что ответ-ть гос служащих устанавливается соответствующим  фед. Законом о виде гос. службы. Ответственность за : 1)нарушение федер законов; 2) неисполнение или ненадлежащее исполнениетаких актов и вступивших в законную силу решений судов. Для гос гражд служащих прдусмотрена ответ-ть за. несоблюдение  ограничений и запретов, предусмотренных ФЗ «О гос гражд службе РФ». В зав-ти от характера правоотношений гос. служащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной гражданско-правовой и уголовной ответ-ти.Гарантии гос служ рассмотрим на примере гарантий гос гражд служ статья 52 ФЗ 79-ФЗ «О гос гражд службе»1. Для обеспечения правовой и соц защищенности гражд служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражд службы и в порядке компенсации ограничений, гарантируются:1) равные условия оплаты труда, 2) право гражд служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;3) условия прохождения гражд службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и доп отпусков;5) мед страхование гражд служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражд служащего на пенсию за выслугу лет, 6) обязательное гос социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражд службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности7) выплаты по обязательному госуд страхованию;8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;. 9) возмещение расходов, связанных с переездом гражд служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражд служащего в другой гос орган.;10) защита гражд служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных 11) гос пенсионное обеспечение

Виды актов  гос управления.Основной критерий их классификации - юридические свойства актов:на нормативные и индивидуальные.Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общ отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере гос управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих конкретного адресата (н-р, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в названных областях). Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое, областное и т.п. значение, т.е. издаваться испол органами всех субъектов РФ. Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это - распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов испол власти. В качестве показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении лица на должность в аппарате управления, Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и испол власти. Делятся по их наименованию:1) указы и распоряжения Президента РФ (ст. 90 К РФ);2) постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 К РФ);3) постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федер органами испол власти;4) указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ. С позиции юридического содержания правовой акт управления должен отвечать следующим основным требованиям:а) соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;б) основываться на конституционном разграничении предметов ведения между органами испол власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;в) учитывать правовые акты вышестоящих испол органов;г) издаваться полномочным органом испол власти (должностным лицом), т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;д) издаваться с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания;е) быть юридически обоснованным, .В силу этого в нем должны быть четко выражены цели издания, а также основания и юр последствия;з) акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негос формирований в сфере гос управления. Естественно, что самым значительным требованием, является недопустимость нарушений установленных и гарантированных Конституцией РФ, а также конституциями и уставами субъектов РФ демократических прав и свобод человека и гражданина.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.соотношение  административного права со смежными  отраслями права

Предмет административного  права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере  государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права: 1) конституционным. Оно берет начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан. 2) гражданским. Нормами гражданского права регулируется правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом. 3) уголовным правом. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот. 4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налогов. 5) трудовым. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом 6) уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и  юридическое значение акта управления

Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов  исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью  реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция.              

Прежде всего  следует отметить, что они представляют собой, юридический вариант управленческих решений. Это означает, что, принимая такой акт, соответствующий исполнительный орган (должностное лицо) решает общий или индивидуальный во­прос, возникающий в сфере государственного управления и отно­сящийся к его компетенции.

По своему правовому  содержанию акт управления представ­ляет  собой не что иное, как одностороннее  юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором, во-первых, находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности и, во-вторых, с помощью кото­рого практически реализуются задачи и функции исполнитель­ной власти.

Правовой акт управления императивен, что означает юриди­ческую обязательность содержащихся в нем предписаний для ад­ресата.

Их исполнение обеспечивается, в частности, угрозой  юридичес­кой ответственности за уклонение  от исполнения или ненадлежа­щее  исполнение этих предписаний.

Для юридического содержания правовых актов управления ха­рактерно то, что они могут  устанавливать правила должного пове­дения в сфере государственного управления (административно-правовые нормы) либо выступать в роли юридического факта, по­рождающего конкретные административно-правовые отношения.

Так, приказ министра или руководителя федерального органа исполнительной власти может установить правила, обязательные для всех органов, должностных лиц, предприятий и  учреждений, действующих в порученной данному органу сфере деятельности. Его же приказ о назначении лица на должность в аппарате минис­терства порождает конкретное государственно-служебное право­вое отношение.

Правовые акты управления в любой своей разновидности  подзаконны, т.е. могут издаваться полномочными исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами и в интересах обеспечения их исполнения.

Для правовых актов  управления характерно то, что издаются они в качестве письменного документа. Допустим и устный их вариант (например, он распространен в системе военного управле­ния, а также в служебных отношениях между руководителями и непосредственно подчиненными им работниками).

В процессе деятельности исполнительных органов используют­ся различного рода служебные документы (докладные записки, отчетные материалы, акты ревизий и проверок, протоколы, справ­ки и т.д.). Такие документы содержат в себе определенные данные, имеющие и юридическое значение. Так, акт ревизии фиксирует то, что было обнаружено, содержит рекомендации по устранению вскрытых недостатков и по наказанию виновных. Но правовым актом такой служебный документ не является. Дело в том, что, во-первых, сама ревизия проводилась на основе соответствующего приказа, т.е. правового акта; во-вторых, ее результаты могут быть реализованы также только приказом руководителя. Это значит, что правовой акт, будучи юридическим видом служебных документов, составляет основу всей служебной документации исполнительных органов.             

Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее  юридически властное воле изъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или  возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Особенностью  правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственной управления. В ряде случаев ими регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологичес­ких). Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений.                                       

Правовые акты управления решают многие вопросы, связанные  с детализацией и конкретизацией законодательных актов. Например, реализация Федерального закона «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» потребовала издания около двадцати президентских указов и правительственных поста­новлений.

Изданные в  нарушение принципа подзаконности  правовые акты управления могут быть приостановлены либо отменены в установленном порядке. В последнем случае полномочия по отме­не противоправных управленческих актов все в большей степени принадлежат органам судебной власти. Исполнительные органы (должностные лица) не могут изменять или отменять судебные акты. Но они нередко играют роль доказательств по жилищным, трудовым, административным делам, рассматриваемым в судеб­ном процессе.     

3. Основы государственного  управления в области обороны  РФ    

     Министерство  обороны Российской Федерации  (Минобороны Рос­сии), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 11 ноября 1998 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координиру­ющим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов

   исполнительной  власти и органов исполнительной  власти субъ­ектов Федерации  по вопросам обороны.

Минобороны России — центральный орган военного управления, который состоит из главных  и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру. Его возглавляет ми­нистр, который непосредственно подчиняется Президенту, а по вопро­сам, отнесенным законодательством к ведению Правительства, — Председателю Правительства.

Основными задачами Министерства являются:

разработка и  принятие мер по подготовке к вооруженной  защите Российской Федерации, целостности  и неприкосновенности ее терри­тории;

организация и  осуществление мероприятий по обеспечению  боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизаци­онной подготовки Вооруженных Сил;

обеспечение финансовыми  средствами, материальными и другими  ресурсами Вооруженных Сил, а  также в установленном порядке  других войск, воинских формирований и  органов, а также развитие и укреп­ление материально-технической базы Вооруженных Сил;

координация деятельности федеральных министерств, иных феде­ральных органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Федерации в области обороны;

участие в осуществлении  военного строительства в Российской Фе­дерации;

организация работы .с кадрами в Вооруженных Силах;

обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц граждан­ского  персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей;

совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил;

укрепление в  Вооруженных Силах организованности и воинской дисциплины, совершенствование  системы воспитания военнослужа­щих  Вооруженных Сил;

разработка мер, направленных на повышение авторитета и прести­жа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций;

участие в международном  сотрудничестве по военным вопросам.

Положением подробно определены функции Минобороны России и полномочия министра по решению  указанных задач.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, соглас­но Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 11 ноября 1998 г., является центральным органом военного управления и основ­ным органом оперативного управления Вооруженными Силами, осу­ществляющим координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны.

Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений. Его возглавляет начальник Гене­рального  штаба Вооруженных Сил, который подчиняется Министру обороны и является по должности его первым заместителем.

Основными задачами Генерального штаба являются:

осуществление стратегического планирования применения Воору­женных Сил, других войск, воинских формирований и органов с уче­том их задач и военно-административного деления страны;

проведение оперативной  и мобилизационной подготовки Воору­женных Сил, координация оперативной и  мобилизационной подго­товки других войск, воинских формирований и органов, а также осу­ществление контроля за состоянием их мобилизационной готовности;

проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мо­билизационной готовности Вооруженных  Сил;

координация деятельности по проведению в стране мероприятий  по воинскому учету, подготовке граждан  РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы, анализ этой деятель­ности;

организация разведывательной деятельности в целях обороны  и безопасности.

Генеральный штаб выполняет и другие задачи и функции, перечис­ленные в Положении.

Федеральная пограничная служба, Министерство внутренних дел, федеральная служба железнодорожных войск, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте, Министер­ство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий и другие федеральные орга­ны исполнительной власти, имеющие свои войска, воинские форми­рования и органы, осуществляют управление ими в пределах своих полномочий, указанных в соответствующих Положениях.

К числу органов  военного управления относятся также органы уп­равления военных округов, флотов, командования объединениями, соединениями и воинскими частями, начальники и коменданты гар­низонов.

Военные комиссариаты, согласно Положению о них, утвержден­ному Указом Президента от 15 октября 1999 г.*, являются территориальными органами Министерства обороны в республиках, краях, об­ластях, городах федерального значения, автономной области и авто­номных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образо­ваниях и входят в состав военных округов (флота), на территории которых они находятся. Они совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны путем подго­товки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы, другие войска, воинские формиро­вания и органы.          

 

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"