Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание

В настоящее время некоторые западные страны стремятся к уменьшению
использования на практике института референдума. Причиной этого является
стабильное экономическое положение стран с развитой инфраструктурой, и
здесь требуются коренные изменения в политической жизни общества.
Референдум часто проводится в переходные периоды развития государств,
что можно наблюдать из истории становления суверенной Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………..3

I.Понятие референдума……………………………...5
II.Виды :
2.1 республиканский……………………………8
2.2 местный…………………………………...10
IIIКонституционно- правовое регулирование……13
IV.Политическая роль……………………………..17
Заключение………………………………………… 21
Список использованной литературы………….…23

Работа состоит из  1 файл

Референдум. Понятие,виды.docx

— 36.11 Кб (Скачать документ)

           проведения референдумов  значительно   возрастет  роль  денег,  а

           вместе с тем и влияние "весьма  состоятельных  индивидуумов  или

           социальных  групп"  не   результаты   голосования   и   на   сам

           избирательный процесс. [10, с. 249]

     Наряду  с названными причинами противоречивости  роли референдума есть и

другие причины. В  их  числе  можно  указать  в  частности,  на  такие,  как

понимание сложности  и противоречивости правотворческого   и иных  процессов

на национальном уровне, требующих от  их  участников  специальных  знаний  и

подготовки; высокая  стоимость референдумов; недостаточная  компетентность  и

информированность граждан в политических и иных делах для того,  чтобы  быть

активными участниками  протекающих на национальном уровне  процессов.  Анализ

причин  и  факторов,  обусловливающих  неоднозначное  отношение  общества  к

референдуму, определяет его роль и  место  в  системе  демократии,  реальные

возможности воздействия  института референдума на конкретную  политическую  и

социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной  мере  пагубных

для политической теории и  практики  крайностей  в  оценке  значимости  роли

референдумов,  дает  возможность   со   значительной   долей   достоверности

определить факторы, способствующие повышению  эффективности  референдумов  в

политической системе  общества или,  наоборот,  препятствующие  их  усилению.

Это имеет огромное не только теоретическое,  но  и  практическое   значение.

Отсюда можно отметить, что роль референдума может быть как  позитивной,  так

и  негативной.  Это  зависит  прежде  всего от  уровня  правовой   культуры

общества, который в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране

и  от  качества  реализации  народного  суверенитета.  Нельзя  говорить   об

однозначной положительной  роли референдумов, когда  низок  уровень  правовой

культуры  населения,  когда  несовершенно  законодательство  и   нестабильны

экономические  условия  общества.  Необходимо   отметить,   что   вопрос   о

разъяснении результатов принятия определенного решения на  референдуме не

получает достаточного освещения. В  условиях  низкой  правовой  культуры,  с

учётом  принципов   народного   суверенитета   и   демократии   необходимыми

становятся: разъяснение  результатов принятия  на  референдуме  определенного

решения;  обеспечение  текстами   проектов   нормативных   правовых   актов,

выносимых на референдум; организация публичных  лекций,  дискуссий,  в  ходе

которых разъяснялось бы назначение нормативного правового акта,  особенности

его содержания и  предполагаемые результаты от его принятия  или  отклонения.

В современных условиях низкой культуры вообще и правовой  в  частности,  эти

вопросы приобретают  –  как  никогда  -  более  актуальное  значение.  Также

несомненно, что решение  этих вопросов должно исходить   не  от  инициативной

группы (наоборот, это  должно быть запрещено, так как  создается  возможность

для  введения   в   заблуждение   потенциальных   избирателей   относительно

результатов  принятия  определенного  решения,  как  итог   –   влияние   на

результаты голосования), а от государства.

    Референдум  в любой стране будет эффективным  лишь в том случае, если он,

по  природе  своей  как  весьма  важный   демократический  институт,   будет

правильно понят и поддержан широкими слоями  населения;  иметь своей целью

при решении политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель;  если

общественное  мнение  не   будет   увлечено   и   дезориентировано   ложными

социальными ценностями; и,  наконец,  если  будут  созданы  все  необходимые

организационно-технические  и  иные  условия  для  подготовки  и  проведения

всенародных опросов.  Важное,  труднооценимое  значение  референдумов  имеет

строгое установление и законодательное закрепление  их статуса,  процедуры  и

порядка подведения  итогов,  места  и  роли  в  системе  конституционного  и

текущего  законодательства  принимаемых   путем   референдумов   нормативно-

правовых актов. 
 
 

                                 Заключение. 
 
 

    Конституция  в статье 1 закрепляет, что Республика  Беларусь –  унитарное

правовое   демократическое   социально-правовое    государство.    Важнейшим

элементом  демократии  является,  безусловно,  конституционное   закрепление

института  референдума.   Конституционное   право   современных   государств

предусматривает различные  формы референдумов и процедуры  их применения.  Что

касается РБ то порядок  проведения  референдумов  регламентируется  разделом

VII Избирательного  кодекса, принятого  Палатой   представителей  24  сентября

2000 года. В теории  референдум подразделяется на  общенациональные,  местные,

конституционные и  законодательные, императивные и консультативные.  В  нашем

законодательстве   закреплены   понятия    республиканского    и    местного

референдума.  На  республиканский  референдум  могут  выноситься   важнейшие

вопросы государственной  и  общественной  жизни  Республики  Беларусь,  а  на

местные  референдумы  – вопросы, имеющие  важнейшее  значение  для  населения

соответствующего административно- территориальных единиц.

    И само  решение референдума носит нормативный  характер и является  одним

из видов нормативных  правовых актов.  Юридическая  сила  решения,  принятого

референдумом определяется Президентом Республики Беларусь о  его назначении.

    Институт  непосредственной  демократии  играет  значительную   роль   в

развитии  инициативы  граждан и является  наиболее  эффективным средством

самовыражения  народа.  Однако  порой  им   пользуются   для   монополизации

государственной власти. Можно  привести  примеры  из  истории,  когда  через

референдум пришел к власти А. Гитлер.  И  несмотря  на  положительные черты

этого института, выделяют и отрицательные  в  том  что общественное  мнение

является неустойчивым, на референдум выносятся только  общие  положения,  он

не отражает мнение всего народа.

    Но  и   без  него  народ  был   бы  лишен  важного  средства  влияния  на

политическую  жизнь  и  государственную  власть.  Этот  институт   позволяет

оперативно  решить  важнейшие  вопросы   государственной   жизни;   находить

варианты решения  проблем,  требующих  выяснения  мнения  всего  общества.  О

значимости сказанного говорит и  то,  что  решения,  принятые  референдумом,

могут быть отменены или изменены только путем референдума. 
 
 

                      Список использованной литературы: 
 
 

    1. Альфер С.А. Выборы: подлинные, свободные и справедливые - Мн.:

       Тесей, 1999.- 328

    2. "Звезда" 1999 год 28 августа № 157-158

    3. Избирательный  кодекс Республики Беларусь

    4. "Организация  и управление" 2001 год №2. – 188с

    5. Конституция  зарубежных государств. Учебное  пособие. 2-е изд.,

       исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК –586с

    6. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран. Учебник. В

       4-х томах. Том 3. – М.: Издательство БЕК, 1997. –784с

    7. Конституция  Республики Беларусь.

    8. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.

       Могилёв,2000. –164с

    9. Проблемы  законности и правопорядка в  Республике Беларусь / Материалы

       научно-практической конференции.  – Новополоцк: ПГУ, 2000. – 428с

   10. Проблемы  теории государства и права.  Учебное пособие. – М. :

       "Проспект", 1999. – 504с

Информация о работе Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль