Понятия и виды административно - правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание

Начнем с общетеоретического понятия нормы права. Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на больший круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норе присущи качества характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Содержание

Глава 1 Понятие и особенности административно-правовых норм



Глава 2 Виды административно-правовых норм, их функции и структура



Глава 3 Реализация административно-правовых норм



Глава 4 Источники административного права, как носители административно-правовых норм



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

 

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Железнодорожном Московской области

(Филиал РГГУ в г. Железнодорожном)

 

 

 

 

 

 

 

Шитикова Анастасия Сергеевна

 

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ АДМИНИСТАРАТИВНО – ПРАВОВЫХ НОРМ    Контрольная работа по  административному праву студента

специальности 032001.65-Документоведение и документационное обеспечение управления

группы ДОУ-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

          

Т.В. Белова

канд. юр. наук, доцент 

 

 

 

Железнодорожный  2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1 Понятие и особенности административно-правовых норм

 

Глава 2 Виды административно-правовых норм, их функции и структура

 

Глава 3 Реализация административно-правовых норм

 

Глава 4 Источники административного права, как носители административно-правовых норм

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и особенности административно-правовых норм

 

Начнем с общетеоретического понятия нормы права. Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на больший круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

              Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норе присущи качества характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

              Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

              Нормы административного права представляют собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности).

              Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус личности, субъектов исполнительной власти).

              Можно выделить следующие функции, которые выполняют административно-правовые нормы:

- обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

- обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав и свобод граждан, а также общественных объединений;

- определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций(например, администрации края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественных объединений, граждан).Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу, управляющее воздействие на поведение;

- обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведение в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а тем самым – выражения сущности исполнительной ветви единой государственной власти;

- обеспечение прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

- реализация административной ответственности как средства защиты не только собственно управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного).

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию. Это означает, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ). Имея единое юридическое содержание, эти нормы не равнозначны по своей юридической силе. Административно-правовые нормы конституционного и законодательного характера по своему значению первичны. Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, по сравнению с конституционными законодательными нормами вторичны.

Отсюда вытекает подзаконность не только не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента РФ как главы государства (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально действующих правовых установлений, а также детализируют и конкретизируют содержащиеся в них общие правила поведения.

Поэтому на административно-правовые нормы, создаваемые субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

Административное правотворчество органов исполнительной власти возможно при определенных условиях. Эти условия являются следующими:

- соответствующий законодательный акт прямо предусматривает таковую возможность. Например,  Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации прямо предусматривается, что Правительство РФ устанавливает порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

- определяемая для данного субъекта исполнительной власти компетенция включает его правоустановительные полномочия, причем не в виде прямой констатации, а в конкретном выражении (например, перечисляются вопросы, по которым могут издаваться нормативные акты). Так, положениями о федеральных министерствах этим органам исполнительной власти предоставлено право издавать в пределах своей компетенции (установленной сфере деятельности) в соответствии с законодательством нормативные правовые акты, обязательные для исполнения иными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями и даже гражданами;

Исполнительное (административное) нормотворчество нередко используется в целях внутрисистемного регулирования, т.е. в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти (государственного управления).

Главное состоит в том, чтобы в законодательных актах непрямого действия был установлен конкретный адресат их исполнения с одновременным определением объема необходимых для этого подзаконных нормотворческих полномочий.

Предметом регулирования норм административного права выступают следующие группы общественных отношений в сфере административного права:

1)                 Отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий вовне;

2)                 Отношения внутриорганизационные – отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;

3)                 Отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, отношения во внутриорганизационной сфере органов исполнительной власти, в сфере деятельности аппаратов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды административно-правовых норм, их функции и структура

 

Административно-правовые нормы различаются по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права подразделяются на виды на основании различных критериев – особенности регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.

1.                  По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных формах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Подобные административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина или основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений; исполнение, применение и соблюдение норм административного права обеспечиваются в необходимых случаях мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, эти нормы определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права, в рамках регулируемых управленческих отношений.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано в следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможность приобретения гражданином Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же Закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Информация о работе Понятия и виды административно - правовых норм