Понятия и виды административно - правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание

Начнем с общетеоретического понятия нормы права. Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на больший круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норе присущи качества характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Содержание

Глава 1 Понятие и особенности административно-правовых норм



Глава 2 Виды административно-правовых норм, их функции и структура



Глава 3 Реализация административно-правовых норм



Глава 4 Источники административного права, как носители административно-правовых норм



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Использование административно-правовых норм предполагает добровольное совершение субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При этом необходимо отметить, что в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Например, осуществление гражданином права на управление транспортным средством, полученным путем прохождения определенной процедуры (сдачи экзамена, приобретения документов и т.д.).

Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, подобного рода действия судебные органы осуществляют при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений и при рассмотрении и разрешении ряда административных споров.

Таким образом, применение административно-правовых норм отличается от их соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, применение норм административного права представляет собой организующую властную деятельность субъектов государственного управления, посредством которой упорядочивается общественная жизнь, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются правоприменительными. Правовое положение участников в этих правоотношениях различно. Активная роль в этих отношениях принадлежит субъекту правоприменения, обладающему государственно-властными полномочиями.

В-третьих, правоприменительная деятельность всегда применяется в особых, установленных законом формах.

В-четвертых, применение права всегда сопровождается вынесением индивидуально-правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Основными требованиями применения норм административного права является законность, обоснованность и целесообразность.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений в соответствии со своим административно-правовым статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Источники административного права

 

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1.                  Конституция Российской Федерации, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35); разграничивающие предметы ведения и полномочия федеральных органов и органов субъектов Федерации (ст. 71-73).

В Конституцию включены нормы, направленные на регулирование отношений в сфере деятельности исполнительной власти. К ним относятся, в частности, нормы статей 77 и 78, определяющие систему исполнительной власти в Российской Федерации, а также нормы главы 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации», устанавливающие порядок осуществления Правительством Российской Федерации исполнительной власти в Российской Федерации, статус Правительства Российской Федерации, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящие в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

2.                  Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наиболее значение здесь имеют федеральные и федеральные конституционные законы.

Среди данных источников административного права можно назвать Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ряд других федеральных законов по вопросам, касающимся государственного управления.

Так в частности, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определяет статус Правительства Российской Федерации, его состав и порядок его формирования, полномочия Правительства РФ, вопросы организации его деятельности, взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти, вопросы обеспечения деятельности Правительства РФ.

В задачи Кодекса об административных правонарушениях входят защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3.                  Ключевую роль среди источников административного права играют нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ)

Принципиальное значение имеют указы Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.2004 г.; «О полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе» от 13.05.2000 г.; «О Государственном совете Российской Федерации» от 1.09.2000 г. и ряд других.

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

4.                  К числу источников административного права относятся также постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить постановление «О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов» от 12 августа 2004 г.

Правительство РФ утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе  от 2 ноября 2000 г. и ряд других.

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.

5.                  В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками административного права служат нормативные акты федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6.                  Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституция РФ).

7.                  Административно-правовые нормы могут найти свое выражение  в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8.                  К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера – нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками конкретного формирования. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы одного коллективного образования (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята 12 декабря 1993 г.] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Российская газета. – 2004. – 26 марта.

2.                  Российская Федерация. Законы. О правительстве Российской Федерации [Текст] : [федеральный конституционный закон: от 17 декабря 1997 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - №4 – Ст. 445

3.                  Российская Федерация. Кодексы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [федеральный закон: от 30 декабря 2001 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №1 (ч.1) – Ст. 1

4.                  Российская Федерация. Кодексы. Кодекс внутреннего водного транспорта [Текст] : [федеральный закон: от 7 марта 2001 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - №11 – Ст. 1001

5.                  Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : [федеральный закон: от 27 мая 2003 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - №22 – Ст. 2063

6.                  Российская Федерация. Указы. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации [Текст] : [указ Президента Российской Федерации: от 9 марта 2004 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 11 – Ст. 945

7.                  Российская Федерация. Указы. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе [Текст] : [указ Президента Российской Федерации: от 13 мая 2000 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 20 – Ст. 2112

8.                  Российская Федерация. Указы. О государственном совете Российской Федерации [Текст] : [указ Президента Российской Федерации: от 1 сентября 2000 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - №36 – Ст. 3633

9.                  Российская Федерация. Постановления. Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе [Текст] : [постановление Правительства Российской Федерации: от 31 декабря 1999 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 2 – Ст. 225

10.             Административное право России : учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – М. : Проспект, 2008. – 688 с.

11.             Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М. : Юристъ, 2009. – 835 с.

12.             Административное право : учебник / Б.В. Россинский. – М. : Норма, 2009. – 928 с.

 



Информация о работе Понятия и виды административно - правовых норм