Понятия и виды административно - правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание

Начнем с общетеоретического понятия нормы права. Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на больший круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норе присущи качества характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Содержание

Глава 1 Понятие и особенности административно-правовых норм



Глава 2 Виды административно-правовых норм, их функции и структура



Глава 3 Реализация административно-правовых норм



Глава 4 Источники административного права, как носители административно-правовых норм



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

2.                  По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовые нормы по-разному воздействуют на поведение участников общественных отношений: они могут обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированных в них правил административно правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

Рассмотрим ст. 30.2 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ, в которой говориться о порядке подачи жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях, и охарактеризуем ее правовые нормы по методу воздействия на поведение субъектов.

И так, предписывающей нормой будет являться ч. 2 данной статьи, где говориться, что жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Управомочивающей нормой будет считаться ч.3 данной статьи «Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать».

Запретительной нормой будет являться полностью ст. 29.2 КоАП, в которой перечислены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

3.                  По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий и организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

4.                  По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Что касается диспозитивных норм, предоставляющим субъектам правоотношения возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в рамках нормы, то они в административном законодательстве встречаются сравнительно редко. Это объясняется спецификой сферы административного права – государственного управления.

5.                  По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

6.                  По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее установленным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены каким-либо сроком действия. Это означает, что они действуют вплоть до своего официального изменения или отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают с момента подписания содержащих их нормативных актов либо тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

7.                  С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Они подразделяются на:

- общефедеральные нормы;

- нормы субъектов Российской Федерации.

8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

- общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего подобного рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

- межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопределеными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (касающиеся статистики, тарифов) и т.п.;

- отраслевые, т.е. регламентирующие различные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерства).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), ибо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.

Говоря о функциях административно-правовых норм, прежде всего необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочивание и совершенствование отношений, которые складываются в процессе государственного управления. Посредством административно-правовых норм определяется правовое положение и компетенция субъектов государственного управления, регламентируются формы и методы их деятельности, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы административного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления.

Так необходимо отметить, что нормы административного права также выполняют охранительную и защитную функции, т.е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в сфере административного права от нарушений.  Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздействия в случае совершения посягательства на отношения, охраняемые административным правом.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение номы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленность ее составных частей, элементов. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы устанавливает фактические условия реализации последней. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административно-правовой ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – это структурный элемент юридической нормы, в котором определяются правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запрещающие.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. Так, согласно пункту 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно статье 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ, Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует представленное ему право законодательной инициативы.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздержаться от определенного варианта поведения, который законом считается правонарушением.

Диспозиции, в которых формировались бы одновременно права и обязанности, в нормах административного права встречаются относительно редко.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указания на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, согласно статье 8.1 донного Кодекса санкцией за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до ста тысяч рублей.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в статье 3.2. К ним относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;  5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Реализация административно-правовых норм

 

Реализация административно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация административно-правовых норм – это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права, и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.

В теории административного права выделяется четыре формы реализации правовых норм: а) соблюдение; б) применение; в) исполнение; г) использование.

Соблюдение административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы реализации правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий.

Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Важно отметить, что применение в административном праве непосредственно связано с функционированием механизма исполнительной власти. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Исполнение административно-правовых норм – точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в этих нормах содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, поскольку его  субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависят реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечение должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

Информация о работе Понятия и виды административно - правовых норм