Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание

В настоящее время некоторые западные страны стремятся к уменьшению
использования на практике института референдума. Причиной этого является
стабильное экономическое положение стран с развитой инфраструктурой, и
здесь требуются коренные изменения в политической жизни общества.
Референдум часто проводится в переходные периоды развития государств,
что можно наблюдать из истории становления суверенной Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………..3

I.Понятие референдума……………………………...5
II.Виды :
2.1 республиканский……………………………8
2.2 местный…………………………………...10
IIIКонституционно- правовое регулирование……13
IV.Политическая роль……………………………..17
Заключение………………………………………… 21
Список использованной литературы………….…23

Работа состоит из  1 файл

Референдум. Понятие,виды.docx

— 36.11 Кб (Скачать документ)

принятия  гражданами  решений  по  важнейшим  вопросам   государственной   и

общественной жизни.  Анализ  Избирательного  кодекса  показывает,  что  круг

важнейших вопросов (государственной и общественной жизни), по которым  могут

проводиться референдумы, а также приниматься  законы  не  определяется.  При

этом критерия для  деления вопросов на важнейшие и  остальные  не  дается,  в

связи с чем норма  может толковаться по-разному.  Управляющие  органы  вправе

по собственному усмотрению определять, принимать по тому или  иному  вопросу

закон посредством  референдума или же парламентом. Однако  на  референдум  не

могут выноситься любые  вопросы. Если на референдум  выносить  любой  вопрос,

независимо от его  важности, то роль представительного  органа свелась  бы  на

нет.

    В законодательстве  всех государств, где  предусматривается   возможность

проведения  референдума,  обычно  устанавливаются  пределы  его  допустимого

использования.  На  голосование  избирателей  не  могут  выноситься  вопросы

чрезвычайного  или  безотлагательного   характера,   требующие   специальных

знаний, а также  такие, ответ  на  которые   известен  заранее  (например,  о

снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.).  Не  могут выноситься

на референдум вопросы  бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы  о  мерах

по обеспечению  общественного порядка,  здоровья  и  безопасности  населения.

Важно отметить, что  среди вопросов, выносимых  на  всенародное  голосование,

большую долю составляют поправки, законопроекты и другие предложения,  а  не

уже принятые законы. [4, с. 138]

    В статье 112  Избирательного  кодекса   Республики  Беларусь  содержится

довольно  широкий  перечень  вопросов,  которые  не  могут  быть   предметом

референдума. На референдум  не  выносятся  вопросы,  которые  могут  вызвать

нарушение  территориальной  целостности  Республики  Беларусь,  связанные  с

избранием и  освобождением  от  должности  Президента  Республики  Беларусь,

назначением (избрание, освобождение) должностных лиц, назначение  (избрание,

освобождение)  которых  относится к компетенции    Президента   Республики

Беларусь и палат  Национального собрания Республики Беларусь;  о  принятии  и

изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;  об  амнистии,

о помиловании. Вполне  обоснованным  является  не  вынесение  на  референдум

вопросов об изменении  бюджета: неспециалисты  не  могут  с  профессиональным

понимание принимать  решения по  таким  важным  вопросам.  В  целом  перечень

вопросов,   которые   не   должны   выноситься   на   референдум    является

исчерпывающим.

    В соответствии  со статьей 140 Конституции Республики  Беларусь  разделы

I,II,IV,VII Конституции  могут быть изменены только  путем  референдума.  Круг

вопросов,  по  которым   законы   могут   приниматься   только   посредством

референдума может  быть расширен и найти отражение в специальном Законе  о

народном законотворчестве. К ним могут быть отнесены  вопросы о вступлении

Республики Беларусь в союзы, государственные федеративные и  конфедеративные

образования или  выход из них, и другие.

    Для проведения  референдума закон  устанавливает  определенные  условия.

Инициатива на проведение республиканского референдума, а также  на  принятии

закона – согласно статье 74  Конституции  Республики  Беларусь,  статье  113

Избирательного  кодекса  –  может  исходить  (кроме  Президента    и   палат

Парламента)  от  граждан.   Республиканские   референдумы   назначаются   по

предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным  правом,  в

том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

    Конституция   Республики  Беларусь  не  устанавливает   круг   субъектов,

правомочных определять юридическую силу решения, принятого на  референдуме.

В Избирательном  кодексе однозначно устанавливается,  что  "юридическая  сила

решения, принятого  референдумом определяется  указом  Президента  Республики

Беларусь о назначении  референдума".  Отнесение  к  исключительному  ведению

Президента  право  определять  юридическую  силу   решения,   принятого   на

референдуме, имеет оно рекомендательное или обязательное значение,  принижет

по существу роль и значение  других  субъектов  (граждан,  Парламента).  При

принятии закона  посредством референдума юридическая сила  его могла бы

определяться  субъектом,  вносящим  такое  предложение.  В  соответствии  со

статьей 124 Избирательного кодекса "решения,  принятые  референдумом,  могут

быть отменены или изменены только путём референдума,  если  иное  не  будет

определено референдумом (в данном случае имеется ввиду  только  императивный

референдум, так как  консультативный референдум в принципе не имеет  правовых

последствий). Согласно статье 5 Закона "О  Конституционном  Суде  Республики

Беларусь" определяется, что законы,  принятые  референдумом  не  могут  быть

предметом рассмотрения Конституционным судом Республики Беларусь.

    Теоретическое  и практическое значение имеет  вопрос о вступлении в  силу

закона, принятого  референдумом. Согласно статье 123  Избирательного  кодекса

определяется,   что   "решение,   принятое    референдумом,    подписывается

Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке,  установленном  для

опубликования актов  Президента Республики Беларусь". Однако в данном  законе

не  предусмотрены  случай,  когда Президент отказывается  подписать такое

решение. Как представляется, решение, принятое референдумом, может  вступить

в действие вне зависимости  от того, подписал его Президент  или нет.  В  этом

случае подпись Президента носит формально-юридическое значение.

    В соответствии  с частью 2 статьи 123  Избирательного  кодекса  решение,

принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после  его  официального

опубликования,  если  в   нем  не  установлен  иной  срок.   Такой   порядок

отличается от вступления в силу решений референдума,  проводимого  в  других

странах. Например, в России принятое на референдуме решение вступает в силу

со дня его  официального  опубликования  Центральной  комиссией  референдума

Российской Федерации, если иное не  предусмотрено  в  формулировке  вопроса,

принятого на референдуме.  Аналогичный порядок вступления  в силу  такого

решения закреплен на Украине. 
 
 

                     IV. Политическая роль референдума. 
 

     Референдум, как форма выражения  общественного   мнения  и  как  способ

принятия  принципиально  важных  нормативно-правовых  актов  и  политических

решений, несомненно является достоянием не одной нации или народа,  а всего

человечества. Это  общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-

либо групповая  ценность. В силу этого представляется  не  только  возможным,

но  и  необходимым  широкое использование позитивного зарубежного   опыта

специального  законодательного  закрепления  и  проведение  референдумов   в

Республики Беларусь в их различных вариантах и  разновидностях  как  в  сфере

политики, экономики, межнациональных связей и  отношений,  так  и  в  других

сферах жизни общества.

    Разумеется, место и роль института референдума  в  политической  системе

любого общества не следует преувеличивать,  а  тем  более  абсолютизировать.

Этого не следует  делать и с  опытом  использования  референдума  в  западных

странах. Противоречивость отношения господствующих  кругов  к референдумам,

особенно  после  второй  мировой  войны,  объясняется  тем,  что  существует

возможность использования  их, помимо воли  и  желания  господствующего  слоя

или класса, в  интересах  других  слоёв  и  классов.  Возможность  эта,  как

правило, весьма  незначительна,  в силу  доминирующего положения правящих

кругов во всех в  сферах жизни общества и в средствах  массовой информации.

    Противоречивость  отношения  к  референдуму   со  стороны  других  слоев

общества  объясняется  в  основном  тем,  что,  несмотря  на  свою   внешнюю

демократичность, он долго и не всегда  знаменовался  успехами  прогрессивных

сил. Во многих случаях  референдумы оканчивались принятием  далеко  не  самых

прогрессивных законов  или решений,  выступали  в  качестве  демократического

щита для принятия официальных антидемократических  акций.

    О возможности  использования референдумов в  интересах правящих кругов, а

не всего общества со всей очевидностью свидетельствует  практика  проведения

их   на   территории   бывших   союзных   республик.   Нередко   референдумы

использовались и  используются в сепаратистских и  иных неблаговидных целях.

    Следует  заметить, что кроме сугубо классовых  или узкосоциальных  причин

разноречивого, а  нередко и сдержанного отношения  различных социальных  групп

  и  слоев   общества  к  референдуму   есть   и   другие,   условно   говоря,

"общесоциальные причины". Среди них выделяются прежде всего следующие.

        1. Утвердившиеся среди различных  слоев населения, социальных  групп

           и институтов мнение,  что   референдум  неизбежно  выступает   как

           дестабилизирующий фактор в   обществе,  способствует  ускоренному

           расслоению   противопоставлению   различных   составных   частей

           общества  друг  другу,  порождает   дополнительную   нагрузку   и

           ограничения на сложившуюся парламентскую  систему.

        2. Утвердившееся среди значительных  слоев  населения  мнение,  что

           профессиональной политикой   должны  заниматься  не  любители,  а

           профессионалы и что на первом  плане должен стоять не популизм, а

           профессионализм.

        3. Традиционное для населения  ряда  стран  преставление  о  силе  и

           приоритетах   институтов   представительной   демократии   перед

           институтами прямой непосредственной  демократии.

        4. Укоренившаяся в сознании различных слове общества опасение,  что

           в  условиях  расширения  прямой  демократии   и   периодического

Информация о работе Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль