Пределы антимонопольного правоприменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:46, реферат

Описание

Целью антимонопольной практики является совершенствование работы конкурентных рынков. Что это значит? «Конкурентный рынок» — не обязательно тот, на котором больше конкурентов в каждый отдельный момент времени. Аукцион, на котором некрупные покупатели и продавцы непрерывно выкрикивают свои предложения и запрашивают цены, картина «совершенной конкуренции», известная из работ экономистов, является гипотетической конструкцией.

Работа состоит из  1 файл

Monopoly.docx

— 439.26 Кб (Скачать документ)

Отсутствуют фактические подтверждения и заявлению фермеров о том, что издержки финансирования в конце XIX века возрастали. Реальные процентные ставки в 1 880-е годы резко упали. На Среднем Западе реальные процентные ставки по фермерским закладным снизились с 1 ,41% в среднем в 1 880 году до 7,84% в 1 889 году, то есть на 31%.

Данные о ценах XIX века на сельскохозяйственное оборудование в Миссури найти трудно, но экономический историк Гомер Клевенджер сообщает, что «в Миссури в 1 892 году косилку, сноповязалку или культиватор можно было купить за меньшее количество бушелей пшеницы, овса или кукурузы, чем в 1 882 году». Экономисты Марвин Таун и Уэйн Расмуссен построили индекс цен на сельскохозяйственное оборудование (в постоянных долларах 1910 года) и обнаружили, что в 1 870 году оно было в два с половиной раза дороже, чем в 1 890-м.

В заключение приведем факт, противоречащий утверждению о том, что Миссури и другие штаты Среднего Запада попадали в тиски монополистических трестов. В 1 870 году в Сент-Луисе было загружено или разгружено 20542 железнодорожных вагона. К 1 890 году это число увеличилось в 1 6 раз и составило 323506 вагонов. Эти цифры, хотя и косвенно, означают, что экономика Миссури становилась все более конкурентной.

По-видимому, антимонопольные протесты аграриев в 1 880-е годы были протестами против низких цен на продукцию и против того, что конкуренция, подталкиваемая развитием железных дорог, приобретала общенациональный характер. Ограничений выпуска и повышения цен — общепризнанных особенностей монополии — не наблюдалось.

Скотоводы, мясники и мясопереработчики. Централизованный процесс убоя скота и переработки мяса, разработанный в Чикаго в начале 1880-х годов, играл важную роль в фермерской агитации в пользу антитрестовских u1079 законов в отдельных штатах и на федеральном уровне. «Большая четверка мясопереработчиков — Свифт, Армор, Моррис и Хаммонд — в результате вертикальной интеграции занялась оптовой и розничной торговлей, и все они интенсивно использовали новую технологию заморозки, позволяющую доставлять мясо через всю страну с их заводов в Чикаго. Это способствовало экономии от масштаба в мясопереработке, которая привела к падению цены на мясо для потребителей на протяжении 1880-х годов.

В ответ среди скотоводов и местных мясников, которые с трудом конкурировали с большой четверкой, пошли разговоры о «мясном тресте».

Скотоводы жаловались, что четыре мясопереработчика «вступили в сговор», чтобы понизить цены на скот, и лоббировали «соответствующее законодательство » для защиты своих интересов в «борьбе против индустрии по разделке мяса». Тем временем местные мясники также добивались принятия антитрестовского закона, который остановил бы снижение цен на мясо для потребителей. Им удалось убедить Сенат США создать комиссию для расследования деятельности мясного треста. Во главе комиссии встал сенатор из Миссури Джордж Вест.

Комиссия Веста пришла к выводу, что «главная причина понижения цен, выплачиваемых скотоводам, и того примечательного факта, что стоимость мяса для потребителя не сокращалась пропорционально этому понижению, происходит от искусственной и ненормальной централизации рынков и ставшего тем самым возможным абсолютногоконтроля нескольких операторов над ними» (Курсив мой. — Т. Д.). Комиссия Веста не выявила подтверждений сговора, но ее члены чувствовали, что происходит что-то подозрительное, и окончательный отчет выражал поддержку законодательству, направленному против мясного треста. Несколько комиссий на уровне штата, рассматривая тот же вопрос, пришли к аналогичным выводам, несмотря на то, что ни одна из них не нашла подтверждений чему-либо, кроме возрастания конкуренции в отрасли при снижении цен и увеличении выпуска.

Законодательное собрание штата Миссури приняло свой антитрестовский закон в мае 1889 года. Закон запрещал «ограничения торговли», если их результатом было «закрепление или ограничение объема или количества любого предмета, продукта или товара, вырабатываемого, добываемого, производимого или продаваемого» в Миссури. Закон также запрещал действия, направленные «на ограничение или закрепление цены выпуска».

Одно из значений слова «ограничивать» — «не допускать возрастания». Такая интерпретация подразумевает, что закон Миссури на самом деле содержал попытку запретить сдерживание цен. Факты целиком и полностью подтверждают такую антипотребительскую, пропроизводительскую интерпретацию антитрестовского закона Миссури, который был скопирован несколькими штатами, прежде чем закон Шермана был в конце концов принят в 1 890 году.

2. Политика групп интересов  и закон Шермана

Как и в штате Миссури, обширные изменения в экономике привели к несчетному количеству исков от сравнительно мелких, но политически активных фермеров, искавших защиты от крупных корпоративных конкурентов. Историк Сэнфорд Гордон предложил такой пример: «Вероятно, самая резкая реакция [на промышленные объединения] для отдельно взятой группы интересов была у фермеров… Они выделили трест по изготовлению упаковки из джута и бедствующий трест по производству сноповязального шпагата и направили петиции законодателям штата и в Конгресс с просьбами о помощи. Для того, чтобы укрывать хлопковые кипы, в качестве хорошего заменителя джута был предложен хлопок. В Джорджии, Миссисипи и Теннеси [фермерские] альянсы приняли резолюции, осуждающие джутовый трест, и рекомендовали использовать хлопковую ткань».

Южных фермеров раздражало, что потребители все больше предпочитали джут производимой ими хлопковой ткани, и они добивались принятия антитрестовского законодательства, чтобы разбить конкурентов. Такое целенаправленное поведение было характерным для фермерского лобби. Гордон замечает, что во время 51- го конгресса «в стенограмму заседаний (Congressional Record) было занесено 64 петиции и прошения, и все они призывали к принятию мер против объединений. Они поступали почти исключительно от фермерских групп… Представители Среднего Запада выражали величайшее возмущение».

Фермеры жаловались своим представителям в Конгрессе на то, что продукция, приобретаемая ими у трестов, становилась все дороже по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, но факты не подтверждают это заявление. В период с 1 865 по 1900 год эти цены действительно снижались, но медленнее, чем общий уровень цен. Это вело к увеличению реального дохода фермеров. Кроме того, быстро возраставшее качество промышленных товаров также улучшало их уровень жизни. Причиной политической активности фермеров являлась нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию.

К антитрестовской коалиции присоединились и многие другие группы — мелкие предприятия и организации, ученые (но не экономисты) и журналисты. Они доказывали, что «гигантские монополии» порождали «опасную концентрацию богатства» у капиталистов того времени. Хотя бросавшееся в глаза богатство таких предпринимателей, как Рокфеллер, Вандербилт, Меллон и Морган, подливало масла в огонь, это утверждение, вероятно, все же было неверным. На самом деле, экономические историки установили, что с 1 840 по 1900 год распределение национального дохода между владельцами труда и владельцами собственности (поставщиками капитала и природных ресурсов) оставалось в соотношении 70 на 30. В тот же период и капитал, и объем разработанных природных ресурсов возрастали быстрее, чем рабочая сила. Это означает, что доходы от труда на единицу труда возрастали по сравнению с прибылью и процентом на единицу собственности.

Хотя в целом значительного перераспределения богатства от владельцев труда к владельцам капитала не было, конкурентные рынки всегда изменяют распределение доходов таким образом, который некоторым не нравится. «Опасной концентрации богатства» не было, но многие сторонники антимонопольного законодательства сочли, что их собственные доходы снизились (или не выросли достаточно быстро). Продавливание антитрестовского закона было попыткой использовать возможности государства по улучшению ситуации. В последней четверти XIX века экономические условия быстро менялись. Развитие железных дорог и транспортной индустрии внутри страны значительно снизило транспортные издержки. Технологические усовершенствования вели к крупномасштабному (и более дешевому) производству стали, цемента и других товаров. Быстро развивались технологии связи, в особенности использование телеграфа. Более сложными становились рынки капитала. Также в США быстро произошел переход от преимущественно аграрного к индустриальному обществу. В 1 810 году отношение сельскохозяйственной рабочей силы к несельскохозяйственной равнялось приблизительно 4,0. К 1 840 году оно упало до 1,6, а к 1880 году рабочая сила была практически поровну разделена между сельскохозяйственными и несельскохозяйственными отраслями. Тем временем индивиды и группы, которых не устраивали быстрые перемены, все лучше осваивали регулирующие возможности государства. В этой атмосфере, носившей все более меркантилистский характер, в 1 890 году был принят закон Шермана.

3. Были ли тресты монополистическими?

Представляя федеральное «антитрестовское» законодательство, сенатор Шерман и его союзники в Конгрессе заявляли, что объединения или тресты, как правило, ограничивали выпуск и тем самым повышали цены. Если бы утверждения Шермана были верны, то должны были бы иметься и подтверждения тому, что отрасли, якобы монополизируемые трестами, ограничивали выпуск. И наоборот, если тресты были частью эволюционного процесса, в рамках которого конкурентные рынки реагировали на технологические изменения, то следовало бы ожидать расширения торговли или выпуска. На самом деле, нет никаких подтверждений тому, что тресты в 1 880-е годы ограничивали выпуск или искусственно завышали цены.

Стенограмма заседаний 51- го Конгресса содержит список отраслей, которые предположительно подвергались монополизации трестами. Среди отраслей, по которым имеется информация, производство таких продуктов, как соль, нефть, цинк, сталь, битуминизированный уголь, стальные рельсы, сахар, свинец, алкоголь, веревки, железные шайбы и гайки, джут, касторовое масло, хлопковое масло, кожа, льняное масло и спички. Доступные данные неполны, но во всех 17 отраслях за исключением двух выпуск возрастал, причем не только в период с 1 880 по 1890 год, но и до конца века. Производство спичек и касторового масла, единственные исключения из общего правила, вряд ли являются отраслями, монополизация которых породила бы общенациональное негодование.

Выпуск в перечисленных отраслях, как правило, рос быстрее, чем ВНП, в течение 10 лет, предшествовавших принятию закона Шермана. В девяти отраслях, по которым имеются номинальные данные о выпуске, он увеличился в среднем на 62%, а номинальный ВНП за тот же период вырос на 16%. В некоторых отраслях прирост выпуска более чем в десять раз превысил прирост номинального ВНП. Среди наиболее быстро развивавшихся отраслей было хлопковое масло (151%), товары из кожи (133%), веревки и шпагат (166%), а также джут (57%).

С 1880 по 1890 год реальный ВНП вырос на 24%. В то же время якобы монополизированные отрасли, для которых имеются показатели реального выпуска, выросли в среднем на 175%. В реальном выражении быстрее всего развивалось производство стали (258%), цинка (156%), угля (153%), стальных рельсов (142%), нефти (79%) и сахара (75%).

Эти тенденции продолжали действовать и в период с 1 890 по 1900 год, поскольку выпуск увеличивался во всех отраслях, по которым есть данные, за исключением одной (производства касторового масла). В среднем, якобы монополизированные отрасли продолжали расти быстрее, чем остальная экономика. Отрасли, по которым имеются номинальные данные, увеличили производство на 99%, а номинальный ВНП вырос на 43%. Реальный выпуск в отраслях, по которым у нас есть данные, вырос на 76% по сравнению с приростом реального ВНП на 46% с 1 890 по 1900 год.

Как и с показателями выпуска, доступны не все необходимые данные о ценах, но имеющаяся в наличии информация u1091 указывает, что быстрое увеличение выпуска в «монополизированных» отраслях сопровождалось снижением цен. Кроме того, хотя индекс потребительских цен упал на 7% с 1 880 по 1890 год, во многих «подозреваемых» отраслях цены снижались еще быстрее. Например, средняя цена стальных рельсов упала на 53% — с 68 долл. за тонну в 1 880 году до 32 долл. за тонну в 1 890 году. Рафинированный сахар подешевел с 9 центов за фунт в 1 880 году до 7 центов в 1 890-м и 4,5 центов в 1 900 году. Цена свинца упала на 12%, с 5,04 долл. в 1 880 до 4,41 долл. в 1 890 году. Цена цинка снизилась на 20%, с 5,51 до 4,40 долл. за фунт за период с 1 880 по 1890 год.

Сахарный и нефтяной тресты подвергались нападкам чаще всех, но есть подтверждения тому, что эти тресты на самом деле снижали цены по сравнению с тем уровнем, на котором они могли бы находиться. Конгресс четко это признает. Во время дебатов в Палате представителей по поводу закона Шермана конгрессмен Уильям Мейсон заявил: «Тресты сделали продукты дешевле, снизили цены; но если бы цена нефти, например, была снижена до одного цента за баррель, это не оправдало бы вред, нанесенный наПроисхождение антимонопольного регулирования: риторика и реальность роду этой страны «трестами», уничтожившими легитимную конкуренцию и вытеснившими честных людей из законных коммерческих предприятий» (Курсив мой. — Т. Д.). Сенатор Эдвардс, игравший ключевую роль в дискуссии, добавил: «Хотя в данный момент сахарный трест, вероятно, снизил цену сахара, а нефтяной трест, несомненно, резко понизил цену на нефть, это не меняет вред от принципа, на котором основан любой трест» (выделено мной). Возможно, закон Шермана было бы точнее описывать как закон против снижения цен.

В заключение можно было бы выдвинуть аргумент о том, что тресты применяли хищническое ценообразование, то есть что они устанавливали цены на уровне ниже издержек для того, чтобы вытеснить конкурентов. Но спустя столетие поисков примера настоящей монополии, созданной таким путем, до сих пор нет. Более того, цены, которые устанавливали тресты XIX в., продолжали снижаться на протяжении более 10 лет. Какой рациональный бизнесмен станет так долго удерживать цену ниже издержек? Таким образом, тресты XIX в. были невиновны в том, в чем их обвинял сенатор Шерман. Непротиворечивые подтверждения тому, что они ограничивали выпуск для повышения цен, отсутствуют.

4. Государство: истинный  источник монополии

По-видимому, одной из задач закона Шермана было отвлечь общественное внимание от более реального источника монополии — государства.

В конце XIX века основным источником торговых ограничений были тарифы, но закон Шермана не предусматривал никаких действий по поводу тарифов или иных созданных государством барьеров для конкуренции. На самом деле имеются свидетельства того, что главной политической задачей закона Шермана было служить дымовой завесой, за которой политики могли бы предоставлять тарифную защиту своим избирателям из большого бизнеса, при этом уверяя общество в том, что проблема монополизма как- то решается.

Информация о работе Пределы антимонопольного правоприменения